Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Работа с текстом рассказа В. Танасийчука «Кто в темноте видит»

Поиск

1.Лексическая работа.

• Кристаллик (кристалл) — твердое тело, имеющее упорядо­ченное строение.

2. Чтение произведения учителем (с. 118).

3. Проверка эмоционального восприятия произведения.

— Что интересное вы для себя узнали?

4. Анализ произведения, выборочное чтение.

— Почему Кошки лучше видят в темноте? Прочитайте.

— Как кошки реагируют на дневной свет?

— Какие глаза у кошки днем? Прочитайте.

— Найдите в тексте описание зрачка кошки в ночное время.

5. Чтение произведения учащимися:

а) чтение «цепочкой» по предложению;

б) комбинированное чтение «учитель — ученик»;

в) чтение молча (про себя) (подготовка к пересказу).

6. Подробный пересказ текста.

Физкультминутка

VI. Работа в группах

Задание для 1 группы

1. Прочитайте текст.

Однажды датский учёный Финзен увидел на крыше дома больного кота, который грелся на солнце.

Как только солнце перемещалось на новое место, кот следо­вал за ним. Финзем задумался. А нельзя ли использовать сол­нечные лучи и для лечения людей? Учёный начал эксперименты. Результаты были потрясающими. Тогда-то и было предложено использовать ультрафиолетовые лучи в лечебных целях. За это открытие Финзен был удостоен Нобелевской премии.

2. Ответьте на вопросы.

— За каким животным наблюдал учёный?

— Какое открытие сделал Финзен?

Задание для 2 группы

1. Прочитайте текст.

Кот-рекордсмен, вес которого достигает 25 килограммов, жи­вёт в Австралии. Его хозяин вывозит своего любимца из дома на специальной тележке.

Самая старая кошка дожила до 37 лет.

2. Ответьте на вопросы.

— Сколько килограммов весит кот-рекордсмен?

— Сколько лет прожила самая старая кошка?

Задание для 3 группы

1. Прочитайте текст.

Это случилось в 1085 году в США. Один ветеринар переез­жал из Нью-Йорка в Калифорнию и по дороге потерял своего кота. Каково же было его удивление, когда через 5 месяцев на пороге нового дома он увидел своего любимца. Преодолевая ре­ки и горы, «путешественник» прошёл 4 тысячи километров.

2. Ответьте на вопрос.

— О каком удивительном случае вы прочитали?

Задание для 4 группы

1. Прочитайте текст.

Египтяне называли кошку «мау»-, а сирийцы «кате». В латин­ском языке есть слово «каутус» в значении «хитрый». Возможно, именно от него и произошло слово «кошка». Совсем нет кошек в Перу. Недолюбливают их в Габоне, и Цен­трально-Африканской Республике.

В Европе в средние века кошка считалась спутницей ведьм и нечистой силы. Из-за этого кошек (особенно чёрных) заживо сжигали на кострах или сбрасывали с колоколен.

2. Ответьте на вопросы.

— Как называют кошек другие народы?

— Почему в средние века уничтожали кошек?

VII. Проверка выполненных заданий

VIII. Подведение итогов урока

— Коты — это лучшее творение природы. Многие из вас лю­бят изящество движении, важную поступь и чувство собствен­ного достоинства, присущее котам.

(Учащиеся читают сообщения о кошках.)

А знаете ли вы, что...

• У кошки очень тонкий слух. Она слышит малейший шорох от мышиной возни и настораживается. Её слух очень своеобра­зен: она может не обратить внимания на громкую музыку, кото­рая раздаётся у неё под ухом, а услышать тихие звуки.

• Кошка очень чистоплотна и часто умывается. А знаете по­чему? Она вылизывает не столько грязь, сколько собственный запах. Все кошки охотники, охотятся они из засады. Если добы­ча по запаху почует опасность — останешься голодным.

• У кошки очень острое зрение. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машины: в полутьме у кошек даже можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Кошка спокойно ориен­тируется в темноте. Помогают ей в этом вибрисы — усы. Ходит она бесшумно, втягивая когти и ступая мягкими подушечками.

IX. Домашнее задание

Прочитать стихи или рассказы о кошках, подготовить рас­сказ о своих домашних кошках.

ТЕМА: Урок внеклассного чтения по страницам книг Виталия Бианки

ЦЕЛЬ: познакомить с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В.В.Бианки
ЗАДАЧИ: на основе сказок и рассказов писателя воспитывать любовь и уважение к миру природы;
учить понимать природу, её законы и особенности;
развивать память, речь, мышление, наблюдательность.

ОБОРУДОВАНИЕ: книжная выставка «Мудрец с душой ребёнка», буклеты «Виталий Валентинович Бианки», компьютер, мультимедиапроектор, жетоны за правильные ответы

Ход урока

Слайд1-2:

Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждёт момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.

Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.

Такими людьми были детские писатели, как В. Бианки, Н. Сладков, Е. Чарушин. Рассказы и сказки этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.

Слайд 3

Евгений Иванович Чарушин – настоящий мастер детской книги о животных. Родился он в 1901 году в городе Вятке, который теперь называется городом Кировом. Отец писателя был архитектором-художником (проектировщик и строитель зданий). Он научил сына хорошо рисовать. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения и сажал их в саду возле дома. В доме Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы. Вместе с матерью мальчик выкармливал уток, разводил кроликов. Случалось иногда, отец привозил зайчат, пойманных во время сенокоса. Мальчик подкладывал их к крольчихам и наблюдал, как растут и развиваются его пугливые питомцы.

Слайд 4

Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятилприроде. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки – замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником – он познакомился будучи юннатом (участники кружка по изучению природы). Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.

Слайд 5

Михаил Пришвин

Слайд 6

Борис Житков

Слайд 7

Константин Паустовский

Слайд8

Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки.

Слайд 9

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Слайд 10

Про птиц,, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Слайд 11

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

Наш урок мы посвящаем жизни и творчеству писателя – натуралиста Виталия Валентиновича Бианки, которого часто называют «лесным корреспондентом», «лесным сказочником».

Слайд 12

Родился Виталий Валентинович Бианки 12 февраля 1894 года в Петербурге. Отец его был учёным – орнитологом (орнитология – раздел науки, изучающих птиц), работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Именно он привил ему интерес ко всему, «что дышит, цветёт и растёт». Отец Валентин Львович ввёл Виталия в свой мир – мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Это был удивительный мир, но мёртвый, неподвижный, молчаливый. Мальчик не раз бывал в музее, там за стеклянными витринами замерли животные, привезённые со всего земного шара.

Слайд 13

Как хотелось маленькому Виталию найти «волшебную палочку», которая могла бы оживить музейных экспонатов.

Уже став взрослым, В.В.Бианки понял, что такой «волшебной палочкой», может быть только слово, только рассказ.

Слайд 14

Отец ввёл сына и в мир живой природы. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Здесь – рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок.

Слайд 15

Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.

Слайд 16

В 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).

Слайд 17

Но самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».

Слайд18

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки.

Слайд19

В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

Слайд 20

Он написал более 300 сказок, рассказов о природе, в числе которых такие, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы.

Слайд 21

Книги Бианки любимы и детьми, и взрослыми. Они читаются легко и увлекательно. Книги познавательны – много неизвестного о повадках, образе жизни животных. Читая Бианки мы задумываемся, радуемся, огорчаемся, удивляемся. Чтобы писать о животных, надо их любить. Бианки заражает этой любовью своих читателей. Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатства. Таким образом узнать и полюбить природу помогут произведения Виталия Валентиновича Бианки.

Слайд 22

Сегодня мы совершим с вами экскурсию по страницам книг ученого и писателя – Виталия Бианки.

Перед вами находятся отрывки из произведений В.Бианки. Каждая группа подготовит чтение по ролям, а остальные ребята должны узнать это произведение.

Как муравьишка домой спешил

Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк червяком, только спереди – ножки и сзади – ножки.

Муравьишка говорит Землемеру:

– Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.

– А кусаться не будешь?

– Кусаться не буду.

– Ну садись, подвезу.

 

Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост – к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошел, так и пошел землю мерить.

Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.

– Не могу больше! – кричит. – Стой! А то укушу!

Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался.

Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается.

– Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.

– Ну что ж, садись, подвезу.

«Кто чем поет?»

Слышишь, какая музыка гремит в лесу?

Слушая ее, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на

свет певцами и музыкантами.

Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется.

Только не у каждого голос есть.

Вот послушай, чем и как поют безголосые.

Лягушки на озере начали еще с ночи.

Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли.

"Ква-а-а-а-а!.." - одним духом пошел из них воздух.

Услыхал их Аист из деревни.

Обрадовался:

- Целый хор! Будет мне чем поживиться!

И полетел на озеро завтракать. Прилетел и сел на берегу.

Сел и думает:

"Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую".

Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую,

- то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и

только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл.

А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:

"Безголосая я цапля! Да ведь и Аист - не певчая птичка, а вон какую

песню наигрывает".

Чей нос лучше?

Поглядел Мухолов и увидал перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой — вниз, и оба тонкие, как иголка.
— Мой нос для того вверх смотрит,— сказал Шилонос,— чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.
— А мой нос для того вниз смотрит,— сказал Кроншнеп-Серпонос,— чтоб им червяков да букашек из травы таскать.
— Ну,— сказал Мухолов,— лучше ваших носов, не придумаешь!
—— Да ты, видно, настоящих носов и не видал! — крякнул из лужи Широконос.— Смотри, какие настоящие-то носы бывают: во-о!
Все птицы так и прыснули со смеху, прямо Широконосу в нос:
«Ну и лопата!»
— Зато им воду щелокчить-то как удобно! — досадливо сказал Широконос и поскорей опять кувыркнулся головой в лужу.
— Обратите внимание на мой носик! — прошептал с дерева скромный серенький Козодой-Сетконос.— У меня он крохотный, однако служит мне и сеткой, и глоткой. Мошкара, комары, бабочки целыми толпами в сетку-глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю.
Это как же так? — удивился Мухолов. – Я по одной мошке хватаю, а он ловит
Их сразу сотнями!

 

Чьи это ноги

Вылезла из-под дерева Медянка и говорит ему:

- Сверху ты всё видишь, - это правда. А вот снизу никого не узнаешь.

- Как это может быть?- удивился Жаворонок.- Непременно узнаю.

- А вот иди ложись со мной рядом. Я тебе буду снизу всех показывать, а ты отгадывай, кто идёт.

- Ишь какая!- говорит Жаворонок.- Я к тебе подойду, а ты меня ужалишь. Я змей боюсь.

- Вот и видно, что ты ничего земного не знаешь, - сказала Медянка.- Первое - я не змея, а просто ящерица; а второе - змеи не жалят, а кусают. Змей-то и я боюсь, зубы у них такие длинные, и в зубах - яд. А у меня гляди-ка: малюсенькие зубки. Я ими не то что от змеи, от тебя и то не отобьюсь.

- А где же у тебя ноги, если ты ящерица?

- Да зачем мне ноги, если я по земле ползаю не хуже змеи?

- Ну, если вправду ты - безногая ящерица, - сказал Жаворонок, - так мне бояться нечего.

Соскочил с кочки, лапки под себя поджал и лёг рядом с Медянкой.

Физкультминутка

Зайчик прыгает под елкой.
Ежик спит, он весь в иголках.
Снегири вокруг летают.
След хвостом лисица заметает.

 

Слайд 23

Теперь наступил викторины черёд,

Ребят на экране давно она ждёт

(За правильные ответы детям даются жетончики. Игроки, набравшие большее количество жетонов, становятся победителями)

Слайд 24-29

1. Конкурс «Птичья галерея» (Ребятам предлагается по фотографиям узнать птиц)

Игра «Летает, не летает» (Ведущий называет птиц, дети машут руками, если птица летает, а если не летает, присесть) Сова, аист, сокол, воробей, перепёлки, пингвин, ласточка, синица, грач, сорока, попугай, страус, журавль, фламинго, чайки, тетерев, глухарь, галка, ворона, курица, снегири, жаворонок, соловей, скворец, лебеди, киви

Слайд 30-31

Угадай, кто это?»

(По описанию ребятам предлагается угадать персонажей произведений В.Бианки, вспомнить, как называется рассказ или сказка)

1. «Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат» (Паук – сенокосец. «Как муравьишка домой спешил»)

2. «Глядь – бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (Водомерка-клоп. «Как муравьишка домой спешил».)

3. «На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху – дёрг! И закачался он на шёлковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница. «Как муравьишка домой спешил».)

4. «Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень». (Ящерица. «Первая охота».)

5. «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и – один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушки. «Кто чем поёт?»)

6. «Один крошечный Жучок идёт себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнёт в него липкой едкой струйкой – прямо в нос попал!» (Жук-бомбардир. «Первая охота».)

7. «Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков – длинные задние лапки коленками назад. На крыльях – зазубренки, а на ножках зацепочки. Трёт она себя ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает -стрекочет». (Саранча. «Кто чем поёт?»).

8. «Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, – то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только!» (Аист «Кто чем поёт»)

Слайд 32-34



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.138.129 (0.011 с.)