II. Речевая и артикуляционная разминка



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Речевая и артикуляционная разминка



Речевая разминка. Артикуляция звука

Дай мне шёлка, шелкопряд, —

Шимпанзе сошьём наряд!

Пусть гуляет на бульварах

В широченных шароварах,

Шарф завяжет до ушей

И шесть дней смешит мышей!

М. Дружинина

— Прочитайте стихотворение, бодро и весело. Какой звук по­вторяется в стихотворении чаще всего?

Игра «Скачки»

Играют парами или группой, стоя или сидя.

— Представьте, что вы находитесь на ипподроме, где сорев­нуются между собой наездники. Ритм скачек воспроизводим с по­мощью звуков [к] или [г]. Победителем окажется тот, кто «про­скачет дольше и сохранит четкость и звучность произношения.

Артикуляционная разминка. Упражнение «Улыбка»

— Представьте, что вы сидите перед объектном фотоаппа­рата. Растяните губы в улыбку, затем верните в исходное поло­жение. Повторите 4—5 раз.

III. Подготовка к восприятию произведения

Вступительное слово учителя.

— В каждом из нас живет маленькое солнышко, которое рас­крашивает окружающий мир яркими красками. Это солнышко — доброта. Именно волшебная сила добра помогает нам увидеть всё многоцветье мира. Дело в том, что доброта, как и солнце, обладает волшебной силой. Прикоснется солнышко к нам свои­ми лучами — и нам становится тепло, скажет кто-нибудь доброе слово — и на душе становится легко и приятно.

Беседа с учащимися.

— Что означает слово «доброта»? (Ответы детей.)

— Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Добро­та — что отзывчивость, душенное расположение к людям, стрем­ление делать добро другим»; и отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, до­бронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

— Представьте себе образ слова « доброта». Какой он? (Ма­ма, волшебный цветок, яркий огонек, солнце, сказочная фея, радуга и т. д.)

— Какого человека можно назвать добрым? (Того, кто любит людей, стремится делать добрые дела, помогает бескорыстно другим, умеет дружить.)

— Никогда, кажется, так сильно не ощущали мы дефицита доброты и милосердия, как в последние годы. Почему в наши дни увеличилась потребность человека в доброте? Может, дело в том, что мы стали жестче друг к другу? Или стали ранимее? Мы часто терзаемся от обид, нанесенных нам, и не замечаем, когда сами раним кого-то.

Чтение учителем рассказа.

Сила не право

Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Та­ня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Мити, Сережа. Сереже по­казалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.

Митя побежал жаловаться к отцу: а отец сидел у окна и все видел.

— Что сказал Митe отец?

— Если вы будете делать добро другим людям, в нашем серд­це поселится маленький солнечный лучик, от которого будет теп­ло окружающим людям. И тогда вы будете делать только добрые дела, как мальчик из сказки, которую вы сейчас послушаете.

IV. Работа с текстом скалки Э. Киселевой «Мальчик-Огонек».

Чтение сказки учителем (с. 3).

Лексическая работа.

• Фея — волшебница.

Проверка эмоционального восприятия произведения.

— Какое настроение вызнала сказка? Почему?

Анализ произведения.

— Что вы представляли, слушая эту сказку?

— Каким вы представляете мальчика-Огонька?

— О чем мечтал горячий Огонек?

— Что сделала фея?

— Каким был Огонек со своими друзьями?

— Почему Огонек решил спасти мальчика? Мог ли он по­ступить по-другому?

— Как вы относитесь к поступку мальчика? Хотелось бы нам быть другом такого мальчика-Огонька?

— Какова главная мысль произведения?

5. Чтение произведения учащимися:

а) чтение «цепочкой» по предложению;

б) чтение вполголоса;

в) комбинированное чтение «учитель — ученик».

6. Выборочное чтение.

— Прочитайте, как Огонек бросился па помощь мальчишке?

— Что сделало Солнце? Прочитайте.

— Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь сидеть у костра? Когда и где это было? Вспомните свои ощущения.

— Как получилось слово «огонь»? Давайте послушаем сказку.

Учитель читает сказку.

Как получилось слово «огонь»

Человек впервые в жизни увидел огонь.

— О! — воскликнул он удивленно и подошел к огню поближе. Это было красиво. Алые язычки ласково стелились у самых ног человека, излучая теплый желто-оранжевый свет и тепло. Человек присел, протянул руку и хотел погладить огонь. Но ко­варное пламя внезапно лизнуло ему ладонь и обожгло пальцы. Человек отдернул руку.

— Ой!.. — вскрикнул он от неожиданности и боли.

А огонь потешался, словно насмехаясь над человеком. Он при­поднялся, распустил алые щупальца в разные стороны и, ухва­тившись за ветки кустов, стал расти. В одно мгновение огонь превратился в громадного грозною монстра. Человек в испуге отпрянул с возгласом:

— Ото!

Но не убежал — стоял, завороженный необыкновенным зрели­щем, а в его глазах отражалось желтое горячее пламя, неистово скачущее в ослепительном зловещем танце.

— Нь!.. — прошептал человек с восторгом и страхом. Он испы­тывает новые, неведомые доселе чувства, и в его устах рождается новое слово:

— Огонь! Огонь!

Что в этом слове? Удивление, недоумение, боль или страх? А может быть, испуг, опасение, восхищение или завораживаю­щий восторг?

Внезапно жаркая пляска закончилась. Огонь устал, утих и при­лег на землю. И человек постепенно успокоился: исчез восторг и уходит страх. Человек подходит и присаживается к мирному костру. Тепло приветливо окутывает и согревает его. Человеку с огнем хорошо, спокойно, он не в силах оторвать от пламени очарованного взгляда, улыбается ласково. Затем губы его слегка сужаются, чуть вытягиваются, и рождается новое слово:

— Ого-нёк.

Вслушайтесь, как слово «огонь» - изменило свой характер. Че­ловек добавил всего лишь два звука, а слово как будто уменьшилось в размерах, оно стало мирным, ласковым и нежным, от него веет добротой и домашним уютом.

«Огонь и «огонек».

Вот они какие, необычные обычные слова.

— Как появилось слово «огонь» ?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Работа в группах

Задание для 1 группы

— Доброта — самое ценное нравственное, качество нашего народа. Пословиц и поговорок о доброте очень много. На по­лосках бумаги написаны части пословиц о доброте. Разложите полоски так, чтобы получились целые пословицы. Полученные пословицы запишите.

1. Живи для людей, а) а худое само приспеет.

2. Не одежда красит человека, б) а добрый от радости.

3. Торопись на доброе дело, в) поживут и люди для тебя.

4. Добрые слова г) на добрые, дела.

5.Жизнь дана д) дороже богатства.

6. Злой плачет от зависти, е) а его добрые дела.

Ответы: 1-й. 2-е. 3-а, 1-д. 5-г. 6-6.

— К каким прочитанным рассказам и сказкам можно при­менить эти пословицы?

Задание для 2 группы

1. Прочитайте стихотворение.

Солнышко

Обронило солнышко улыбку

На краю ромашкового луга.

Обронило солнышко улыбку

На опушке белоснежной рощи.

Обронило солнышко улыбку…

И с тех пор берёзы, словно птицы.

Солнце в лепестках своих качают;

И с тех пор берёзы, словно птицы,

Крыльями зелёными полощут.

Ничего па свете не случилось.

Отчего же нежностью просвечен

Каждый лист и каждая травинка?

Оттого, что поутру однажды

Обронило солнышко улыбку!

2. Ответьте на вопросы.

— Какую улыбку обронило солнышко?

— Как все изменилось и природе?

— Почему улыбку сравнивают с солнышком?

Задание для 3 группы

Если взять большое слово, Вынуть буквы — раз и два, А потом собрать их снова, Выйдут новые слова.

С. Павлова

— Придумайте как можно больше новых слов из букв, вхо­дящих в слово ДОБРОТА.

Задание для 4 группы

1. Рассмотрите рисунки-символы.

— Где художник изобразил радость, грусть, печаль, уди­вление?

— Какой рисунок-символ олицетворяет доброго человека?

 

1 2 3 4 5

2. В последнем кружочке изобразите своё настроение.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.012 с.)