Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Эдуард Успенский «Память»

Поиск

Цель: совершенствовать умение читать вслух и молча, регулируя речевое дыхание и скорость чтения; формировать представления о жиз­ни и творчестве Э. Успенского; развивать умение читать выразитель­но; совершенствовать умение находить в тексте рифмующиеся слова и выражения, восстанавливать рифмующиеся строки; способствовать развитию речи, внимания, памяти; создавать условия для активной познавательной и творческой деятельности.

Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах, порт­рет писателя, выставка книг Э. Успенского.

Ход урока

I. Организационный момент

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

П. Проверка домашнего задания

— Чем интересны произведения С. Маршака?

— Что вы посоветуете прочитать своим друзьям?

— Какой забавный случай произошел с рассеянным человеком?

III. Дыхательная и речевая разминка

1. Дыхательная разминка. Упражнение «Одуванчик»

2. Речевая разминка.

— Прочитайте слова. Назовите признаки, по которым эти слова объединены в данные группы. (По размеру: 1-я группа — маленькие; 2-я — большие.)

• Птичка, стриж, мишутка, мышь, лисичка, листик.

• Слон, корова, буйвол, морж, гора, облако, стол.

IV. Вступительное слово учителя

— В декабре 2007 года замечательному детскому писателю Эдуарду Николаевичу Успенскому исполнилось 70 лет. Впрочем, сам бы он так не написал, а если бы прочитал, то поправил — «не исполнилось, а стукнуло или грохнуло 70 лет.

Успенский старается успеть везде. В 40 лет он научился рабо­тать на компьютере, в 50 начал изучать английский язык, а в 55 начал учиться печь.

За долгую литературную жизнь писатель создал много та­лантливых книг для детей: сказки, стихи, пьесы, страшилки, комиксы. (Учитель обращает внимание на выставку книг.)

— Какие книги Э. Успенского вы читали? Кто из героев вам особенно понравился?

— Книги Э. Успенского для многих из вас стали любимыми. Я думаю, что еще одна встреча с писателем нам не только не помешает, но и принесет пользу.

V. Работа с текстом стихотворения Э. Успенского «Память»

1. Чтение стихотворения учителем (с. 97).

2. Проверка эмоционального восприятия произведения. Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

— Когда вы улыбались?

3. Анализ произведения.

— Что можно сказать про героя этого стихотворения? Какой он? Назовите одним словом. (Зазнайка, хвастун.)

— Прочитайте строчки, в которых мальчик ошибался.

4. Чтение произведения учащимися:

а) чтение молча (про себя): найти рифмующиеся слова.

б) чтение «цепочкой»

в) чтение скороговоркой;

г) выразительное чтение.

— Прочитайте текст, выделяя голосом перевертыши.

— Назовите с лова, которые рифмуются.

5. Творческая работа.

— Придумайте свои перевертыши.

Физкультминутка (под музыку)

Все старались, все читали Ходьба на месте,

И немножечко устали.

Вверх поднимем наши ручки Поднять руки вверх.

И дотянемся до тучки. Подняться на носочки.

Уходи от нас скорей. Взмахи руками.

Не пугай ты нас, детей!

Вот к нам солнышко пришло:Приседания.

Стало весело, светло.

Громче музыка играй, Прыжки.

Нас на танец приглашай!

С. Павлова

VI. Работа в группах

Задание для 1 группы «Заколдованные слова»

— Прочитайте стихи, найдите ошибки.

У ёлки чудесный наряд!

Смотрите, как бутсы (Бусы) горят!

На весёлом карнавале

Гости в мисках (масках) танцевали.

Если нет скамеек — не беда!

Можно сесть на форточки (корточки) всегда!

К столу мы гостя пригласили,

На стол (стул) его мы усадили.

В лыжных тапочках (шапочках) с помпоном

Мчатся лыжники по склонам.

Хоккеист лихой Кирилл:

Плюшкой (клюшкой) р-раз! И гол забил!

 

Задание для 2 группы

— Прочитайте стихотворение. Найдите ошибки в словах.

Посмотрите — ха-ха-ха!

Не стихи, а чепуха.

Чтобы смысл прояснить.

Нужно букву заменить.

Я купил пакет зефира (кефира)

Ради праздничного пира.

Вскрыл пакет — и что же это?

Он пролился из пакета!

Задание для 3 группы

— Прочитайте стихотворение. Найдите ошибки в словах.

По лесу гулял весь день.

Да споткнулся я об тень (пень).

Очень удивился,

За ногу схватился.

Шкаф бабуля открывает —

Соль (моль) по комнате летает.

Из трубы, из трубы

Валят серые клубы.

Это вхолод, это встужу

Серый дом(дым) идёт наружу.

Напролёт всю ночку

Носила мама бочку (дочку).

Носила и качала,

Чтобы та молчала.

Задание для 4 группы

— Прочитайте стихи. Определите, какие буквы «заблудились» и стали не на свои места.

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки (маки) выросли на грядке!

Возле дома на дорожке

Воробьи клевали брошки (крошки).

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

Жучка будку (булку) не доела. —

Неохота. Надоело.

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

VII. Проверка выполненных заданий

VIII. Подведение итогов урока

— Наше занятие подошло к концу. Я надеюсь, что вы полю­бите веселые произведении Э. Успенского, Н. Носова, В. Дра­гунского и других писателей.

Еще не все прочитаны страницы,

А мысли за строкой бегут, бегут,

И незаметен мерный шаг минут.

Неслышно луч на новый лист ложится...

И споришь ты с героями и вдруг

Поймешь, как непроста судьба иная,

И улыбнешься, что-то вспоминая…

С тобою книга. Новый, близкий друг...

М. Алданская

IX. Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения Э. Успенского «Память».

 

Дата:

Урок № 84

Тема: Андрей Усачёв «Любопытная Варвара».

Цель: развивать речевое дыхание, умение читать правильно, отчетливо произнося звуки; совершенствовать умение читать вслух, молча, по цепочке, но ролям; формировать представление о творчестве А. Уса­чева; развивать умение читать выразительно; создавать условия для активной познавательной деятельности, развития внимании и памяти, обогащении словарного запаса; содействовать формированию правил поведения к отношениях с другими людьми.

Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

1. Беседа.

— Назовите произведения, которые написал Э. Успенский.

— О чем эти произведения?

— Чем интересно стихотворение «Память»?

2. Учащиеся выразительно читают стихотворение 3. Успен­ского «Память».

III. Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка

1. Дыхательная разминка. Упражнение «Цветочный магазин»

2. Артикуляционная разминка. Упражнение «Назойливый комар»

3. Речевая разминка.

— Прочитайте скороговорку, отчетливо произнося каждый звук: «Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши».

IV. Подготовка к восприятию произведения

1. Слово учителя.

— Сегодня у нас будет необычный урок, потому что он по­священ господину Носу. Почемуносу? А почему бы и нет! Нос — часть лица, заслуживающая внимания. А сколько существует ин­тересных выражений про нос. Вот и познакомимся с господином Носом поближе.

Учащиеся читают стихотворение.

А какой бывает нос?


Нoc, влюблённый в ароматы.

Нос поникший, виноватый.

Нос, закрытый от мороза,

Покрасневший, словно роза.

Нос простуженный, сопливый.

И клюющий нос, сонливый.

Носик кверху — задаваки.

След берущий — у собаки.

Многодырчатый — у лейки.

Крючковатый — у злодейки.

Носик пуговкой у детства.

А фривольный — у кокетства.

Нос с лиловым синяком

С носом мирным не знаком.

А бывает нос холёный.

От зелёнки нос — зелёный.

Нос претвёрдый, как орех.

Нос красивый, без огрех.

А со стажем он — в морщинах,

Есть сопящий без причины.

Нос начищенный ботинка.

А бывает нос с горбинкой.

Есть округлый, как картошка.

Нос мурлыкающей кошки.

Нос, который не дорос.

И, конечно, длинный нос.

Нос, сующийся без спроса.

Любопытный, как вопросы.

А курносый — это что?

Ноc, конечно, что ж ещё!

Близнеца нос — нос близнец.

Нот и, кажется, конец.

 

В. Пашнина

— Какие бывают носы?

— У некоторых людей есть такая отрицательная черта ха­рактера, как чрезмерное любопытство. Это качество становится предметом описания в различных стихотворениях, рассказах, баснях.

V. Работа с текстом стихотворения А. Усачева «Любопытная Варвара»

Чтение стихотворения учителем (с. 98).

Проверка эмоционального восприятия произведения.

— Какой вам представляется Варвара?

— Когда вы улыбались?

Анализ произведения.

— Какие вопросы задает Варвара?

— О чем говорят эти вопросы?

— Может быть Варвара не любопытная, а любознательная?

— Что говорит Варваре народ? Почему?

— Как вы понимаете смысл поговорки «Любопытной Варва­ре ни базаре, нос оторвали»?

4. Чтение произведения учащимися:

а) чтение «цепочкой» по одной строчке;

б) чтение «цепочкой» по одному слову;

в) чтение по ролям.

VI. Викторина «Нос»

1. Что означает и как произошло выражение «зарубить на носу»? (Хорошо и надолго запомнить. В древности неграмот­ные люди делали на дощечках зарубки для памяти. Взял чело­век что-то у богатого в долг, для памяти сделал на дощечке зарубки, расколол ее пополам, взял свою половинку и носит ее с собой — отсюда и НОС.)

2. Если кто-то еще слишком молод, чтобы делать что-либо, заниматься чем-либо, то о нем говорят...? (Нос не дорос.)

3. Какие произведения написал Н. Носов? («Живая шляпа». «Огурцы», «Клякса» и т. д.)

4. Что означает выражение «вешать нос»? (Приходить в уны­ние, отчаиваться, огорчаться.)

5. Как сказать «не к чему придраться с «НОСом»? (Комар носа не подточит.)

6. Назовите сказочных персонажей, имеющих необычный нос? (Бурат ино Пиноккио, Карлик Нос.)

7. Что означает выражение «тыкать носом»? (Назидательно указывать на что-либо, обычно в резкой форме.)

8. Как сказать «вмешиваться но что-либо (не в свое дело) с «НОСом»? (Совать нос не в свое дело.)

9. Как сказать «очень мало» с «НОСом»? (С гулькин нос.)

10. Как сказать «выйти, показаться» с «НОСом»? (Высу­нуть нос.)

11. Назовите предсказателя, врача, жившего во времена средневековья, имя которого содержало «НОС» и «УС». (Но­страдамус.)

12. Что означает выражение «водить за нос»? (Обманывать, вводить в заблуждение, обещая что-либо и не выполняя обе­щанного.)

13. Как сказать «зазнаваться, важничать, чваниться с «НО­Сом»? (Задирать нос.)

14. Как сказать «доказать свое превосходство в чем-либо и перед кем-либо--- с «НОСом»? (Утереть нос.)

15. Что означает выражение «уткнуть нос»? (Не отрываясь, с. увлечением читать, писать и т. д.)

16. Как сказать «давать, подавать непочтительно, небрежно» с «НОСом»? (Совать под нос.)

Физкультминутка

 

VII. Работа в группах

Задание для 1 группы

— Отгадайте загадки и шарады.

Задачу ты решишь свободно:

Я — небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца —

Во мне увидишь что угодно.

(Нос. сон.)

Два яблока во мху

Да морковка наверху.

(Брови, глаза и нос.)

Задание для 2 группы

- Допишите слова

 

Ответы: занос, носок, носорог, утконос.

Задание для 3 группы

1. Прочитайте текст.

Каждый предмет, как и человек, имеет свою историю. Есть она и у простого носового платка.

Появился он в Ассирии, где впервые для гигиены носа ста­ли использовать тщательно обработанный лоскуток пергамента. Там же родилось и название «носовой платок».

В Россию носовой платок из Европы завез Пётр 1. Здесь такой платок называли «ширинкой». Это был квадратный кусок ткани по ширине ткацкого станка 40 на 40 (отсюда название: ширина — ширинка). Кроме ширинок, пользовались утирниками — платками для «утирания» меньшими по размеру. Напоказ такие платки не выставлялись.

(Познайка. 2004. № 9.)

2. Ответьте на вопросы.

— Где впервые появились носовые, платки?

— Как назывались носовые платки в России?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 15724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.009 с.)