Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знатоки произведений Бианки»

Поиск

1. Какая книга у Бианки стала самой знаменитой? («Лесная газета»)

2. Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах? (Птица бросает гнездо)

3. На что похож домик Иволги? (На лёгкую плетёную корзиночку «Лесные домишки»)

4. Чем поёт Бекас? (Хвостом. «Кто чем поёт?»)

5. Для чего клесту клюв крестом? (он им круглый год семечки из шишек вылущивает)

6. Гнездо какой птицы похоже на варежку? (синичка – ремез)

7. Как называют птицу с мешком под клювом? (пеликан-мешконос)

8. Как называется птица, которая, защищаясь от врага, извивается и шипит как змея? (вертишейка)

9. У кого отрастает утраченная часть тела? (у ящерицы, у рака)

10. Какие птицы спят и прячутся, зарывшись в снег? (тетерева, рябчики, куропатки)

12. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушка. Она подбрасывает яйца и отдаёт своих птенцов на выкорм другим птицам.)

12. На что похож удод? (На пёстрый лоскут)

13. Какие способы защиты животных от врага вы знаете? (обман, прячутся, пугают, оперенье, шипят)

Инсценировка.

Виталий Валентинович Бианки писал не только рассказы о животных, но и сказки. Сегодня на урок к нам пришли некоторые герои его сказок, которые расскажут, как они проводят зиму.

Медведь: С осени приготовил я берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры. Тепло и уютно мне в лесной квартире. Лежу с боку на бок переворачиваюсь.

Заяц: Холодно мне, заиньке, страшно мне беленькому! Все кусты облетели, вся трава полегла. Негде мне от злых глаз схорониться. Пропала моя головушка! Да и поесть остались только кора и молодые веточки.

Белка: А мне зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, я скорей к своему гнезду спешу. Внутри гнездо у меня сухой мягкой подстилкой выстлано. Уютно в нем, тепло. Утихнет непогода, я поскачу себе еду добывать: где еловую шишку сорву, где сухой гриб разыщу, а главная моя еда в кладовых запасена.

Ответы на вопросы.

– Почему медведю и белке не страшны мороз и голод?

– Почему зайцу плохо зимой? (Мало еды)

– Что страшней для зверей холод или голод? Почему?

– Кому еще плохо приходится с наступлением зимы? (Птицам)

– Как люди помогают птицам?

– Почему сделать кормушки – благородное дело?

Слайд 35-45

Загадки о птицах»

 

Слайд 46

Вот и подошло к концу наше путешествие. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать не только другие книги В.Бианки, но и произведения других писателей-натуралистов, их много: Чарушин Е., Чаплина В., Снегирев Г., Сладков Н., Скребицкий Г., Пришвин и многие другие.Эти замечательные произведения позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое.

 

Дети читают стихи

 

Урок внеклассного чтения.

Тема: В.В.Бианки. «Музыкант».

Цели урока: работать над осознанным, правильным чтением, развивать речь, расширять кругозор детей, учить делению текста на смысловые

части, готовить к пересказу, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет В.В.Бианки;

выставка его книг;

рисунок медведя;

слова на карточках;

музыкальный инструмент – скрипка;

фигурки медвежат к физминутке.

 

Ход урока

 

I Организационный момент

 

II. Речевая разминка

Упражнение 1.

«Бросим мяч»: вдохнули, на выдохе наклоняемся и «поднимаем мяч», ещё один вдох – выпрямляемся, резкий выдох – «бросаем» мяч.

Упражнение 2.

Произнесите слоги:

кра, кру, кры, кри, кре

1) в средней тональности;

2) очень тихо;

3) очень громко;

4) как медвежонок говорит;

5) как мышка пищит;

Упражнение 3.

Прочитайте:

На лесной опушке

Выросли волнушки.

Оглянулись и сказали:

- Здравствуйте!

А вы нас ждали?

(Л.Тетивкин)

- Что такое волнушки?

- Прочитайте вслух, не спеша. Прохлопайте ритм.

- Прочитайте, выделяя голосом подчёркнутые слова.

 

III. Работа над новым материалом.

1. Проверка домашнего задания.

 

Какие произведения Бианки вы прочитали.

Какие особенно запомнились, чем?

 

Работа до чтения.

Отгадайте загадку:

- Хозяин лесной – просыпается весной... (прикрепляю на доску рисунок медведя)

- О ком будет текст?

По названию, фамилии автора, иллюстрациям к тексту дети делают предположения о содержании рассказа. Проводится словарная работа.

Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы;

Пиликать – издавать тонкие, тоскливые звуки;

Медвежатник – охотник на медведей.

Самостоятельное чтение учащихся. Проверка предположений. Деление на части.

Работа во время чтения.

 

Какие предположения подтвердились? Чтение по частям подготовленными учениками. Ответы на вопросы и выполнение заданий.

1 часть.

- Где сидел старый медвежатник?

- Что такое завалинка?

- Что делал старик?

- Что значит - пиликал?

- А что такое скрипка?

(Показываю скрипку, подражаю игре старика, дергаю за струны, издаются звуки)

- А старик любил музыку? Подтвердите словами из текста (выборочное чтение).

На доске открывается запись – любил музыку (для составления характеристики охотника).

- А что сказал ему колхозник?

- Как вы понимаете «из ружья у тебя лучше получается»? (На доске открываю запись – хороший охотник)

2- часть.

- Что сделал старик? (пошел в лес)

- Нашел он медведя? (нет)

- Прочитайте описание леса. (Тихо было в лесу...)

- Как писатель говорит о звуке, услышанном стариком? (красивый, как струна, играет звонко, ласково)

Чтение 3 части.

- Откуда слышался звук? (с опушки)

- А что такое опушка?

- Какую картину увидел старик? Прочитайте.

- Понравилось старику как поет щепка?

- На что она похожа? (на струну)

4- часть.

- Убил медведя охотник?

- А почему? Зачитайте.

- О какой черте характера говорит это?

(Открываю продолжение характеристики старика: добрый, любил животных, бережно относился к природе)

- Так к какой же части рассказа иллюстрация в книге? (3 часть)

Первичная проверка понимания текста.

 

- Какое увлечение было у старика?

- Любил ли старик музыку?

- Хорошо ли у него получалось? Прочитайте.

- Что сообщил старику колхозник?

- Что услышал охотник в лесу?

- На что был похож этот звук?

- Что же увидел охотник на опушке?

- Как оценил охотник пение щепки?

- Почему старый медвежатник не стрелял в медведя?

- О чём вспоминал охотник, когда дёргал струны на скрипке?

- О чём стоит задуматься после чтения этого рассказа?

 

Чтение рассказа детьми (повторно)

 

IV. Физминутка.

 

- Теперь отдохнем. На доске фигурки медведей, которые вы делали на уроке труда. Сзади записаны задания, их надо выполнить вызванному ученику. Остальные угадывают повадки медведей и повторяют движения.

Вызываю ученика, он читает задание и показывает движения. Другие отгадывают и повторяют.

1. Покажи, как медведь просыпается ото сна.

2. Как медведь ест малину.

3.Как он ловит рыбу.

V. Итоговая беседа.

 

- Как называется рассказ?

- Кто его автор? (Виталий Валентинович Бианки- показываю портрет писателя)

Сообщение о писателе делают дети.

Родился В.В.Бианки в Петербурге. Его отец был ученым. Работал в музее животных и птиц. И уж, конечно, маленький Бианки часто там бывал. Но Виталию всегда хотелось в настоящий лес, увидеть живую природу, животных. Летом они жили на даче, в Лебяжьем, на берегу Балтийского моря. Рядом был огромный лес. Отец – главный лесной учитель Виталия. Он берет его с собой в лес, учит терпеливо наблюдать, записывать свои наблюдения. Вот эти записи и пригодились писателю, когда он стал взрослым и написал множество замечательных рассказов о природе, о жизни животных. (Знакомлю детей с выставкой книг В.В.Бианки)

Доклады о медведе.

- Теперь выйдут дети и расскажут об этом лесном хищнике.

1-ый

Медведь – это лесной, могучий хищник. Он очень много ест, поэтому такой большой и сильный. Питается он лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывает жуков, личинок, ловит лягушек, рыбу. Большой любитель меда.

2-ой.

На зиму медведь ложится в берлогу. А если медведь не накопит осенью жира. Он не ляжет в спячку. Этих медведей называют – шатуны. Они очень опасны. Тогда охотники охраняют деревни, следят, чтобы медведи не подходили близко к жилью человека.

3-ий.

Говорят, когда медведь спит, он сосет лапу. Просто у медведей в середине зимы меняется кожа на лапах. Лапы чешутся, вот мишка и слизывает старую подошву. Медведь умнейший зверь. Когда он сыт, то любит забавы: камни с круч бросает и заглядывает на них, как они летят и подпрыгивают.

 

- А о какой же забаве мы сегодня еще узнали?

- Как называется рассказ?

- Кто же здесь музыкант?

- Какова главная мысль рассказа?

- Почему охотник не убил медведя?

- Какой он был человек?

- Как надо относиться к природе, к животным?

Домашнее задание: пересказ текста.

 

Урок № 91



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.193 (0.01 с.)