Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Обобщающий урок по теме «страна народного творчества»

Поиск

Цель: проверить уровень знаний и сформированность читатель­ских умений по разделу; закреплять знания о произведениях устного народного творчества, формировать представление об их жанровых особенностях; развивать умение читать выразительно, инсценировать произведения малых жанров; создавать условия для активной позна­вательной деятельности, расширения словарного запаса; способство­вать развитию памяти, внимания, интереса к чтению.

Оборудование: выставка книг, образцы изделий народных умель­цев, игрушки, медали «Лучшему скороговорщику», «Знаток сказок», «Хороша загадка, если есть отгадка», «Пословица не зря молвится», аудиозапись песни «Белоруссия» (муз. А. Н. Пахмутовой, сл. Н. Д. До­бронравова), ромашка, на лепестаках которой написаны названия жан­ров фольклора (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, песни, прибаутки, присказки, частушки, сказки, былины)

Предварительная работа: учащиеся готовят инсценировку небылиц.

Подготовка к уроку: на партах, расставленных буквой «П», лежат книги, игрушки. У доски — выставка изделий народных умельцев.

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит песня «Белоруссия». Учащиеся входят в класс и рас­саживаются по местам.

II. Вступительное слово учителя

— Сегодня урок литературного чтения пройдет в форме пу­тешествия по Стране народного творчества. Давайте вспомним, что такое устное народное творчество, что к нему относится?

(Учащиеся отвечают, учитель вывешивает на доске лепестки ромашки, с названиями жанров фольклора.)

— Устное народное творчество возникло в глубокой древ­ности. Оно включает в себя разные виды произведений: песни, сказки, пословицы, загадки, поговорки, былины, потешки, ча­стушки, скороговорки — всего не перечислишь. Их сочиняли талантливые люди из народа и передавали друг другу устно (пи­сать тогда еще не умели). Каждый новый исполнитель сказки, былины или песни добавлял к услышанному что-то свое. Вот почему мы и говорим, что автор таких произведений — народ.

На ваших столах и на книжной выставке много книг, просмо­трев которые, вы смогли еще раз убедиться, что устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь.

Когда вы родились, над вашей кроваткой звучали колыбель­ные песенки, подрастая, вы слушали потешки, пестушки. сказки.

III. Закрепление изученного материала

I. Повторение колыбельных песен, потешек, пестушек (уча­щиеся рассказывают наизусть или читают).

К доске выходят девочки, садятся на стульчики, качают ку­кол и поют:

Баю-баюшки-баю, Он ухватит за бочок

Не ложися на краю! И потащит во лесок.

Придёт серенький волчок, И потащит во лесок,

Он ухватит за бочок. Под ракитовый кусток...

— Что приговаривают, когда купают ребенка?

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба —

На пустой лес, на чистую воду,

Под гнилую колоду...

— А как играют с малышами?

Ладушки Коза

Ладушки, ладушки! Идёт коза рогатая,

Испечём оладушки. Идёт коза бодатая.

На окно поставим — Ножками топ-топ,

Остывать заставим. Глазками хлоп-хлоп!

Воробышки прилетели, Кто каши не ест.

Все оладушки поели. Молока не пьет.

Кыш! И улетели! Забодает, забодает!
На головку сели.

— Подрастают детки, начинают играть во дворе с друзьями. А как обойтись в игре без считалки? Ну-ка, ребята, в круг!

Аты-баты, шли солдаты. Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, на базар. Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, что купили? Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, самовар. Аты-баты, это я!

Игра «Придумай слово»

Учащиеся по очереди называют слова, связанные с устным народным творчеством: первый игрок называет слово на бук­ву А, второй — на Б и т. д. Если кто-то замешкался, все дети считают: «Раз! Два! Три! Ты выходишь из игры!» Если игрок не успевает назвать слово, он выбывает. Игра продолжается.

2. Повторение скороговорок.

Смело «бой скороговорок»

Я прошу сейчас начать.

Кто-то пусть скороговорит —

Остальных прошу молчать!

А ну, кто смелый, выходи!

Скороговорку быстро говори!

(Дети по очереди рассказывают скороговорки. Победителю вручается медаль «Лучшему скороговорщику».)

— Ребята, вы любите читать сказки? А кто сказал эти му­дрые слова: «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молод­цам урок!»? (А. Пушкин.)

— Попробуйте узнать сказку, о которой говорится в загадке.

1.А дорога далека, 4. Красна девица грустна:

А корзинка нелегка. Ей не нравится весна.

Сесть бы на пенёк, Ей на солнце тяжко,

Съесть бы пирожок. Слёзы льет бедняжка.

2.Ах ты, Петя — простота. 5. Он от бабушки ушёл,

Сплоховал немножко. Он от дедушки ушёл.

Не послушал ты кота, Отгадайте без подсказки,

Выглянул в окошко. Из какой он сказки?

3.Нет ни речки, ни пруда. 6. Отворили дверь козлята...

Где воды напиться? И пропали все куда-то.

Очень вкусная вода

В яме от копытца.

{Ответы: 1. «Машенька и медведь». 2. «Петушок — золо­той гребешок».

3. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 4. Снегурочка». 5. «Колобок». 6. «Волк и семеро козлят».) (Победителю вручается медаль «Знаток сказок».)

3. Повторение небылиц, прибауток (инсценировка учащимися). — А теперь давайте расскажем небылицы, прибаутки, шутки.

—Федул, чего губы надул?

—Кафтан сжёг.

—Зашить можно.

—Иглы нету.

—А велика ли дыра-то?

—Один воротник остался.

—Тит, а Тит! Иди молотить!

—Брюхо болит!

—Тит, иди кашу есть!

—А где моя большая ложка?

Вот приехали два брата

Во деревню из села.

Одного зовут Ерёма,

А другого звать Фома.

Вот Ерёма купил лодку,

А челнок без дна.

— Ну?

- Да!

Вот Ерёма стал тонуть,

Фому за ноги тянуть.

Вот Фома пошёл на дно,

А Ерёма там давно.

4. Повторение обрядовых песен.

— Исстари человек верил в магическую силу слов, заклинал ими природу, обращался за помощью к солнцу, земле, ветру, воде.

Солнышко-ведёрышко, Радуга-дуга!

Выгляни в окошечко. Не давай дождя.

Твои детки плачут. Давай солнышка

По камушкам скачут. Колоколнышка!

— Русский и белорусский народы жили рядом и многое пе­ренимали друг у друга. Они умели трудиться, а по праздни­кам веселиться. Есть у нашего народа шутка-прибаутка: «Ноги пляшут, руки машут, язык песенки поет». Давайте вспомним обрядовые песни.

(Учащиеся читают из книг песни, рассказывают, к каким на­родным календарным праздникам они приурочены.)

5. Повторение загадок.

— Ребята, вы любите отгадывать загадки? Помните, что от­гадать загадку может только внимательный и сообразительный человек.

1.Не зверь, не птица,

А нос — как спица. Кто это?

2.На свете нет ее сильнее,

На свете нет ее буйнее,

В руках ее не удержать,

И на коне не обогнать.

3.На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

4.Шел долговяз —

В сыру землю увяз.

5.В траве мелькает,

Хвостом виляет,

Хвост оторвет —

другой наживет.

6.Круглое, румяное,

С дерева упало —

Любе в рот попало.

7.Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

И поделится медком.

8.Хороводом и в ряд —

В шляпках молодцы стоят.

9.Золотой клубочек

Спрятался в дубочек.

10.Идут, идут,

А с места не сойдут.

Ответы: 1. Комар. 2. Вода. 3. Сом. 4. Дождь. 5. Ящерица 6. Яблоко. 7. Пчела. 8. Грибы. 9. Желудь. 10. Часы.

(Учащемуся, разгадавшему большее количество загадок, вру­чается медаль «Хороша загадка, если есть отгадка».)

6. Повторение пословиц.

— Буду проверять сейчас

Я пословицы у вас.

Ведь это о них говорил великий русский поэт А. Пушкин: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей. Что за золото!»

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится —

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья!

Т. Любимова

— Продолжите пословицы и поговорки:

• Что посеешь,... (то и пожнешь).

• Без труда... (не выловишь и рыбку из пруда).

• Сделал дело —... (гуляй смело).

• С кем поведёшься,... (от того и наберёшься).

• Чем дальше в лес,... (тем. больше дров).

• Что написано пером —... (не вырубишь топором).

• Умел в гости звать,... (умей и угощать).

• Как аукнется,... (так и откликнется).

• За двумя зайцами погонишься,... (ни одного не поймаешь).

• Готовь сани летом,... (а телегу зимой).

• Семь раз отмерь,... (один отрежь).

(Победителю вручается медаль «Пословица не зря молвится».)

IV. Подведение итогов урока

— Вот и подошел к концу наш урок. Хочется отметить, что красота земли белорусской и русской делает из людей не только мастеров красноречия, но и мастеров, и художников различных промыслов.

(Учитель обоащает внимание учащихся на выставку изделий народных умельцев. Дети рассматривают экспонаты.)

— Я думаю, что этот урок приблизил вас к истокам народно­го красноречия. Вы познакомились с пословицами, небылицами, загадками, которые знали еще ваши бабушки и дедушки.

Знать традиции своего народа необходимо каждому челове­ку. Иначе вырастут «Иваны, родства не помнящие». Вы много сегодня заработали медалей, значит, умеете дружить с устным народным творчеством и сумеете передать другим те послови­цы, поговорки, скороговорки, шутки, загадки, которые знаете. И снова заживет новой жизнью художественное слово народа, дошедшее до нас из глубины веков.

V. Домашнее задание

Прочитать стихи об осени.

Урок № 17

Внеклассное чтение:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.72 (0.01 с.)