Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Обобщающий урок по теме «страна народного творчества»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: проверить уровень знаний и сформированность читательских умений по разделу; закреплять знания о произведениях устного народного творчества, формировать представление об их жанровых особенностях; развивать умение читать выразительно, инсценировать произведения малых жанров; создавать условия для активной познавательной деятельности, расширения словарного запаса; способствовать развитию памяти, внимания, интереса к чтению. Оборудование: выставка книг, образцы изделий народных умельцев, игрушки, медали «Лучшему скороговорщику», «Знаток сказок», «Хороша загадка, если есть отгадка», «Пословица не зря молвится», аудиозапись песни «Белоруссия» (муз. А. Н. Пахмутовой, сл. Н. Д. Добронравова), ромашка, на лепестаках которой написаны названия жанров фольклора (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, песни, прибаутки, присказки, частушки, сказки, былины) Предварительная работа: учащиеся готовят инсценировку небылиц. Подготовка к уроку: на партах, расставленных буквой «П», лежат книги, игрушки. У доски — выставка изделий народных умельцев. Ход урока I. Организационный момент Звучит песня «Белоруссия». Учащиеся входят в класс и рассаживаются по местам. II. Вступительное слово учителя — Сегодня урок литературного чтения пройдет в форме путешествия по Стране народного творчества. Давайте вспомним, что такое устное народное творчество, что к нему относится? (Учащиеся отвечают, учитель вывешивает на доске лепестки ромашки, с названиями жанров фольклора.) — Устное народное творчество возникло в глубокой древности. Оно включает в себя разные виды произведений: песни, сказки, пословицы, загадки, поговорки, былины, потешки, частушки, скороговорки — всего не перечислишь. Их сочиняли талантливые люди из народа и передавали друг другу устно (писать тогда еще не умели). Каждый новый исполнитель сказки, былины или песни добавлял к услышанному что-то свое. Вот почему мы и говорим, что автор таких произведений — народ. На ваших столах и на книжной выставке много книг, просмотрев которые, вы смогли еще раз убедиться, что устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. Когда вы родились, над вашей кроваткой звучали колыбельные песенки, подрастая, вы слушали потешки, пестушки. сказки. III. Закрепление изученного материала I. Повторение колыбельных песен, потешек, пестушек (учащиеся рассказывают наизусть или читают). К доске выходят девочки, садятся на стульчики, качают кукол и поют: Баю-баюшки-баю, Он ухватит за бочок Не ложися на краю! И потащит во лесок. Придёт серенький волчок, И потащит во лесок, Он ухватит за бочок. Под ракитовый кусток... — Что приговаривают, когда купают ребенка? С гуся вода, с лебедя вода, А с моего дитятки вся худоба — На пустой лес, на чистую воду, Под гнилую колоду... — А как играют с малышами? Ладушки Коза Ладушки, ладушки! Идёт коза рогатая, Испечём оладушки. Идёт коза бодатая. На окно поставим — Ножками топ-топ, Остывать заставим. Глазками хлоп-хлоп! Воробышки прилетели, Кто каши не ест. Все оладушки поели. Молока не пьет. Кыш! И улетели! Забодает, забодает! — Подрастают детки, начинают играть во дворе с друзьями. А как обойтись в игре без считалки? Ну-ка, ребята, в круг! Аты-баты, шли солдаты. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, на базар. Аты-баты, три рубля. Аты-баты, что купили? Аты-баты, кто выходит? Аты-баты, самовар. Аты-баты, это я! Игра «Придумай слово» Учащиеся по очереди называют слова, связанные с устным народным творчеством: первый игрок называет слово на букву А, второй — на Б и т. д. Если кто-то замешкался, все дети считают: «Раз! Два! Три! Ты выходишь из игры!» Если игрок не успевает назвать слово, он выбывает. Игра продолжается. 2. Повторение скороговорок. Смело «бой скороговорок» Я прошу сейчас начать. Кто-то пусть скороговорит — Остальных прошу молчать! А ну, кто смелый, выходи! Скороговорку быстро говори! (Дети по очереди рассказывают скороговорки. Победителю вручается медаль «Лучшему скороговорщику».) — Ребята, вы любите читать сказки? А кто сказал эти мудрые слова: «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? (А. Пушкин.) — Попробуйте узнать сказку, о которой говорится в загадке. 1.А дорога далека, 4. Красна девица грустна: А корзинка нелегка. Ей не нравится весна. Сесть бы на пенёк, Ей на солнце тяжко, Съесть бы пирожок. Слёзы льет бедняжка. 2.Ах ты, Петя — простота. 5. Он от бабушки ушёл, Сплоховал немножко. Он от дедушки ушёл. Не послушал ты кота, Отгадайте без подсказки, Выглянул в окошко. Из какой он сказки? 3.Нет ни речки, ни пруда. 6. Отворили дверь козлята... Где воды напиться? И пропали все куда-то. Очень вкусная вода В яме от копытца. {Ответы: 1. «Машенька и медведь». 2. «Петушок — золотой гребешок». 3. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 4. Снегурочка». 5. «Колобок». 6. «Волк и семеро козлят».) (Победителю вручается медаль «Знаток сказок».) 3. Повторение небылиц, прибауток (инсценировка учащимися). — А теперь давайте расскажем небылицы, прибаутки, шутки. —Федул, чего губы надул? —Кафтан сжёг. —Зашить можно. —Иглы нету. —А велика ли дыра-то? —Один воротник остался. — —Тит, а Тит! Иди молотить! —Брюхо болит! —Тит, иди кашу есть! —А где моя большая ложка? Вот приехали два брата Во деревню из села. Одного зовут Ерёма, А другого звать Фома. Вот Ерёма купил лодку, А челнок без дна. — Ну? - Да! Вот Ерёма стал тонуть, Фому за ноги тянуть. Вот Фома пошёл на дно, А Ерёма там давно. 4. Повторение обрядовых песен. — Исстари человек верил в магическую силу слов, заклинал ими природу, обращался за помощью к солнцу, земле, ветру, воде. Солнышко-ведёрышко, Радуга-дуга! Выгляни в окошечко. Не давай дождя. Твои детки плачут. Давай солнышка По камушкам скачут. Колоколнышка! — Русский и белорусский народы жили рядом и многое перенимали друг у друга. Они умели трудиться, а по праздникам веселиться. Есть у нашего народа шутка-прибаутка: «Ноги пляшут, руки машут, язык песенки поет». Давайте вспомним обрядовые песни. (Учащиеся читают из книг песни, рассказывают, к каким народным календарным праздникам они приурочены.) 5. Повторение загадок. — Ребята, вы любите отгадывать загадки? Помните, что отгадать загадку может только внимательный и сообразительный человек. 1.Не зверь, не птица, А нос — как спица. Кто это? 2.На свете нет ее сильнее, На свете нет ее буйнее, В руках ее не удержать, И на коне не обогнать. 3.На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. 4.Шел долговяз — В сыру землю увяз. 5.В траве мелькает, Хвостом виляет, Хвост оторвет — другой наживет. 6.Круглое, румяное, С дерева упало — Любе в рот попало. 7.Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой, Похлопочет над цветком, И поделится медком. 8.Хороводом и в ряд — В шляпках молодцы стоят. 9.Золотой клубочек Спрятался в дубочек. 10.Идут, идут, А с места не сойдут. Ответы: 1. Комар. 2. Вода. 3. Сом. 4. Дождь. 5. Ящерица 6. Яблоко. 7. Пчела. 8. Грибы. 9. Желудь. 10. Часы. (Учащемуся, разгадавшему большее количество загадок, вручается медаль «Хороша загадка, если есть отгадка».) 6. Повторение пословиц. — Буду проверять сейчас Я пословицы у вас. Ведь это о них говорил великий русский поэт А. Пушкин: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей. Что за золото!» Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему-то поучают И от беды нас берегут. Пословица вовек не сломится — Ведь с ней и горе, и беда. И наша речь красна пословицей: Давайте вспомним их, друзья! Т. Любимова — Продолжите пословицы и поговорки: • Что посеешь,... (то и пожнешь). • Без труда... (не выловишь и рыбку из пруда). • Сделал дело —... (гуляй смело). • С кем поведёшься,... (от того и наберёшься). • Чем дальше в лес,... (тем. больше дров). • Что написано пером —... (не вырубишь топором). • Умел в гости звать,... (умей и угощать). • Как аукнется,... (так и откликнется). • За двумя зайцами погонишься,... (ни одного не поймаешь). • Готовь сани летом,... (а телегу зимой). • Семь раз отмерь,... (один отрежь). (Победителю вручается медаль «Пословица не зря молвится».) IV. Подведение итогов урока — Вот и подошел к концу наш урок. Хочется отметить, что красота земли белорусской и русской делает из людей не только мастеров красноречия, но и мастеров, и художников различных промыслов. (Учитель обоащает внимание учащихся на выставку изделий народных умельцев. Дети рассматривают экспонаты.) — Я думаю, что этот урок приблизил вас к истокам народного красноречия. Вы познакомились с пословицами, небылицами, загадками, которые знали еще ваши бабушки и дедушки. Знать традиции своего народа необходимо каждому человеку. Иначе вырастут «Иваны, родства не помнящие». Вы много сегодня заработали медалей, значит, умеете дружить с устным народным творчеством и сумеете передать другим те пословицы, поговорки, скороговорки, шутки, загадки, которые знаете. И снова заживет новой жизнью художественное слово народа, дошедшее до нас из глубины веков. V. Домашнее задание Прочитать стихи об осени. Урок № 17 Внеклассное чтение:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.008 с.) |