Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ассоциативная медитация и диссоциативная медитацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Медитация и концентрация
Следует отличать медитацию от концентрации. Она есть первая ступень процесса, приводящего к концентрации. В состоянии концентрации ум пытается объединиться с объектом, фиксируясь на нем, в то время как медитация состоит в думании об определенном объекте и забывании об остальных. В состоянии концентрации практически отсутствует движение в уме; в состоянии медитации ум переходит от одной важной идеи к другой. В состоянии концентрации ум размышляет об идее, не развивая ее и не связывая с другими идеями. В состоянии медитации ум ассимилирует объект, размышляя о его свойствах и значении. В состоянии концентрации, как и при медитации, имеет место переплетение любви и тоски по божественному объекту. Люди, не обладающие способностью к напряженной концентрации, должны начинать с медитации, в то время как для имеющих такую способность нужды в медитации нет. Они могут сразу концентрироваться на форме Богочеловека или Садгуру, либо на формуле типа "Я не физическое тело, и не тонкое тело, и не ментальное тело. Я — Атман."
Тишина и уединение
Медитация есть нечто сугубо индивидуальное в том смысле, что она предназначена не для развития общества, а для собственного духовного роста человека. Изоляция индивидуума от социального окружения почти всегда необходима для медитации. Древние йоги уходили в горы и пещеры в поисках уединения. Необходимым условием является также ненарушаемая тишина. Однако в поисках таких условий незачем отправляться в горы и пещеры; необходимые для медитации тишину и уединение можно найти даже в городе.
Темнота
Во время медитации необязательно погружать себя в темноту или закрывать глаза. Если искатель находится лицом к лицу с объектом медитации, медитация может быть успешной и с открытыми глазами. Однако в общем случае уход от зрительных образов и звуков физического мира бывает полезен. Для того, чтобы обеспечить себе полную тишину, следует тщательно выбрать место медитации, а для того, чтобы избавить себя от помех, создаваемых зрением, нужно просто закрыть глаза. Иногда, при ярком свете, этого оказывается не достаточно, тогда целесообразно медитировать в темноте. Обычно темнота способствует прогрессу медитации.
Поза, место и час
Относительно позы нет четких правил. Годится любая удобная и гигиенически приемлемая поза, лишь бы вас не клонило ко сну и ум оставался бодрым. Поза не должна создавать физического напряжения и утомления, поскольку это будет отвлекать внимание ума. Поэтому тело должно быть расслаблено, но следует избегать положения, обычного для состояния сна. Когда тело заняло удобное положение, полезно подумать о голове как о центре тела, поскольку в этом случае легче отвлечь внимание от тела и зафиксировать его на объекте медитации. Желательно, чтобы искатель каждый раз во время медитации принимал одно и то же положение. Ассоциация этого положения тела с медитацией наделяет его способностью вызывать состояние медитации. Когда тело занимает выбранное положение, оно попадает под действие подсознательного внушения, что оно должно служить цели медитации. По этой же причине полезно заниматься медитацией в одном и том же месте и в один и тот же час. Итак, искатель должен выбрать определенное место, положение тела и время. При выборе места следует принять в расчет возможные оккультные ассоциации. Особое значение имеет медитация в святых местах, где жили или медитировали Мастера. Значение позы, места и времени медитации меняются в зависимости от индивидуальности искателя. Поэтому инструкции, которые Мастер дает ученикам, могут быть различными. Однако когда с практикой медитация становится привычной, уже можно обойтись без привязанности к определенному месту, позе или времени, и ученик сможет медитировать при иных условиях. Погруженным в медитацию можно быть даже во время прогулки.
Акт радости
К медитации не следует прибегать как к роду лекарства. Нужно быть серьезным, но это не значит, что искатель должен выглядеть мрачным и меланхоличным; юмор и веселье не только не мешают медитации, но способствуют ей. Не следует превращать медитацию в нечто безвкусное и изнурительное; искатель должен открыто позволить себе радость, сопутствующую успешной медитации, не замыкаясь на ней. Нужно избавиться от всех мыслей, связанных с подавленностью, страхом и беспокойством.
Коллективная медитация
Хотя медитация по природе сугубо индивидуальна, свои преимущества имеет и коллективная медитация. Когда искатели, находящиеся в гармонии друг с другом, медитируют вместе, их мысли усиливают друг друга; это особенно заметно, когда ученики одного Мастера участвуют в коллективной медитации, объектом которой является этот Мастер. Но для того, чтобы получить от коллективной медитации все возможное, каждый искатель должен заботиться о своей собственной медитации, а не о том, что делают другие. Не смотря на то, что он находится в обществе других учеников, искатель должен забыть о мире, включая собственное тело, и кроме того он должен быть исключительно хорошо осведомлен о предмете, выбранном учениками перед началом медитации. Разумно проведенная коллективная медитация может оказать огромную помощью начинающим, в то время как продвинутые ученики получают то же, что и от индивидуальной медитации.
Отвлекающие мысли
При обычном мышлении имеется один общий поток мыслей; однако в состоянии медитации ум имеет тенденцию сползать к второстепенным, не относящимся к объекту медитации мыслям. Такова привычка ума, и искателя не должно беспокоить присутствие противоположных мыслей, до сих пор не обнаруживавших своего существования. Медитация включает в себя перемещение подсознательного на передний план сознания. Искатель должен быть готов к появлению отвлекающих мыслей и проявить терпение и уверенность, что эти отвлекающие моменты будут преодолены. Последним важным условием успеха в медитации является принятие правильного метода работы с отвлекающими мыслями. Попытки непосредственно подавить их представляют собой пустую трату психической энергии. Они ведут к привлечению к этим мыслям дополнительного внимания, которое их питает и усиливает. Лучше игнорировать их и возвращаться к предмету медитации, не придавая отвлекающим моментам ненужной важности. Осознав незначительность этих факторов, возможно дать им умереть от отсутствия внимания, направляя ум на объект медитации.
2 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МЕДИТАЦИИ
Медитация бывает разных типов, четко отличающихся друг от друга. Их можно классифицировать по их функции в отношении духовного роста, либо по той части личности, которая в основном задействована в процессе медитации, либо в соответствии с переживаемыми ощущениями.
В медитации первого типа целью является связывание (ассоциирование) сознания с вечной Истиной и отделение (диссоциирование) его от ложных вещей феноменального мира. Таким образом, есть ассоциативная медитация, связанная преимущественно с синтетической деятельностью ума (Анвайя), и диссоциативная, связанная преимущественно с его аналитической деятельностью (Вьятерека). Ассоциативную медитацию иллюстрирует формула "Я есть Вечное", а диссоциативную — "Я не есть мои желания". Через ассоциативную медитацию искатель приходит к единению с духовным идеалом, ментально сконструированным им; через диссоциативную медитацию он отделяет себя от условий, кажущихся ему антидуховными. Ассоциативная медитация есть процесс усвоения сущности духовной жизни; диссоциативная медитация есть процесс устранения тех факторов, которые препятствуют жизни духа. Ассоциативная медитация работает с объектами, избранными в царстве света; диссоциативная — с объектами, принадлежащими царству теней. Мир иллюзий — это мир теней, имеющий свое очарование. Если человек желает выбраться из мира иллюзий и достичь Истины, он должен научиться сопротивляться обольщениям мира иллюзий, постоянно обращая внимание на его бесполезность. Поэтому диссоциативная медитация предшествует ассоциативной. Ассоциативная и диссоциативная медитации обе необходимы, но первая из них намного более плодотворна. Окруженный тенями человек не поможет себе переживаниями и расстройством по их поводу. Если он станет сердиться на эти тени, он лишь усугубит свое беспокойство. Но если вместо того, чтобы раздражаться на них, он поставит перед собой задачу войти в сияние солнца, он обнаружит, что тени исчезли. Бесцельное недовольство существующими ограничениями должно уступить место усилию, направленному к идеалу. До тех пор, пока лицо человека обращено к солнцу, до тех пор, пока он идет к свету, тени не представляют серьезного препятствия его освобождению. Ассоциативная медитация является по отношению к духу тем же, чем усвоение пищи — для тела. Как тело поддерживает свое существование, усваивая необходимую ему пищу, так ум поддерживает свое здоровье, усваивая духовные истины путем медитации на них. Однако необходимо соблюдать равновесие между различными формами ассоциативной медитации, хотя все они по-своему хороши, так же как необходимо поддерживать равновесие физической диеты. Непропорциональное развитие ментальной жизни препятствует росту вследствие связанных с ним внутренних трений. Сочетание разных форм медитации способствуют быстрому прогрессу, поскольку ведет к гармоничному, уравновешенному состоянию ума. Правильными являются те сочетания, которые способствуют развивающемуся равновесию, акцентируя те аспекты истины, которые необходимы для устранения конкретных препятствий, с которыми искатель работает в данный момент. Аналогию с диетой физического тела можно распространить и на второй тип медитации, состоящий в отделении от антидуховного. Как неправильная диета может нарушить здоровье вашего организма, так неправильная медитация способна внести хаос в ваш ум. Инстинктивная медитация над объектом вожделения создает путы для ума. Поэтому очень важно избегать неправильных типов медитации, как и неподходящей пищи. И, далее, как физическое здоровье требует устранения излишних продуктов, так и духовное здоровье требует отстранения от нежелательных мыслей и эмоций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.200.167 (0.013 с.) |