Содержание книги

  1. Скрытое становится явным в бесконечном
  2. Различные состояния искателя
  3. Равновесие приходит на седьмом плане
  4. Изменчивая тень Бога не может повлиять на осознание Бога
  5. Садгуру работает через универсальный разум
  6. Садгуру может играть роль искателя
  7. Майя используется для уничтожения Майи
  8. Йогайога Санскары Универсального Разума
  9. Работа Мастера подчиняется законам творения
  10. Различие между видниани санскарами и йогайога
  11. Вхождение в Реальность внутренней жизни
  12. Ограниченность общепринятого. Различение
  13. Применение теории на практике
  14. Некоторые из Божественных качеств
  15. Принятые ценности и сферы служения
  16. Служение, проистекающее из любви
  17. Вера в себя. Вера в Мастера. Вера и критическое мышление. Живая вера творчески активна
  18. Очищение любовью и самоотдачей
  19. Осознание Мастера в служении. Конфликт
  20. Естественные и искусственные санскары
  21. Жизнь возникает благодаря воле к сознательности в Абсолюте
  22. На Абсолют не влияет иллюзия проявления
  23. Первоначальная иллюзия в камне
  24. Три типа санскар порождают три различных состояния сознания
  25. Пять способов освобождения от санскар
  26. Удерживаться от выполнения желаний
  27. Отрицательные санскары также должны исчезнуть
  28. Природа медитации и ее условия
  29. Ассоциативная медитация и диссоциативная медитация
  30. Необходимость указаний Мастера
  31. Чтобы добиться успеха, нужна решимость
  32. Общая и специальная медитация
  33. Таблица общей классификации типов медитации
  34. Изучение Божественных Истин. Б) чтение как медитация. Стадии медитации через чтение
  35. Предмет. В) божественные Истины. Состояния феноменального мира
  36. Космическая иллюзия. Органическая эволюция. Перевоплощение и Закон Кармы
  37. Личностные формы специальной медитации
  38. Таблица классификации форм специальной медитации
  39. Безличностные формы специальной медитации
  40. Медитация над собственными телами
  41. Свобода и спонтанность в Сахадж Самадхи
  42. Приближение к Сахадж Самадхи. Экзальтация в медитации
  43. Состояние Сахадж Самадхи самодостаточно
  44. Необходимость сознательного контроля
  45. Эго как утверждение обособленности
  46. Сокращение эго любовью. Желания. Явное эго. Скрытое эго. Хитрости эго. Помощь Мастера. Формы эго и их разрушение. Два комплекса. Сдаться Мастеру. Интеграция вокруг ложной идеи
  47. В единстве с Мастером — познание Истины
  48. Необходимость постоянного контакта с Мастером
  49. Ограниченное "я" может жить в добрых санскарах
  50. Уравновешивание добрых и злых санскар


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Удерживаться от выполнения желаний



Самоотречение

 

Для того, чтобы освободить ум от гнета накапливающихся санскар, необходимо положить конец добавлению новых. Остановить их создание может самоотречение.

Самоотречение может быть внешним и внутренним. Внешнее, или физическое, самоотречение состоит в отказе от всего, к чему привязан ум, то есть дома, родителей, жены, детей, друзей, состояния, удобств и развлечений. Внутреннее, или ментальное, самоотречение, состоит в отказе от всех желаний, чувства собственной значительности, мнений, привычек и отношений. Хотя внешнее отречение и не всегда связано с внутренним, часто оно прокладывает для него путь. Духовная свобода состоит во внутреннем отречении, а не во внешнем; но внешнее отречение есть средство к достижению внутреннего. Человек, отказывающийся от всего, чем он владеет, удаляет от себя потенциальный источник новых санскар. Таким образом он делает важный шаг к собственному освобождению, но через внешнее отречение достигается не только это. Отказываясь от всего, человек также отказывается и от того, что связывало его в прошлом. Старые санскары, связанные с тем, чем он владел, отделяются от его ума и, лишенные возможности выразить себя, постепенно истощаются.

Внешнее отречение создает благоприятную атмосферу для истощения санскар.

Например, человек, имеющий деньги и власть, подвержен расточительности и излишествам. Обстоятельства его жизни — благоприятная среда для соблазна.

Человек — это прежде всего то, что из него делает окружение. Сможет ли он преодолеть влияние окружения или нет, зависит от силы его характера; сильный остается свободным в своих мыслях и действиях, находясь в самой гуще окружающих влияний; слабый подчиняется им. Даже если человек обладает силой, его вполне может подавить общепринятый стиль жизни и мышления. Трудно устоять перед натиском обрушивающегося на человека потока идей и не стать жертвой обстоятельств. Тот, кто оказывает сопротивление обстоятельствам, подвергается

 опасности того, что его увлечет в сторону волна коллективной страсти и он окажется в плену у образа мышления, от которого он не может отказаться. Многие люди жили бы совсем по-другому, если бы их не окружала роскошь. Отказ от излишеств помогает ослабить санскары и тем самым приближает к свободной жизни.

 

Уединение и пост

 

Двумя важными формами внешнего отречения, имеющими особое духовное значение, являются (1) уединение и (2) пост. Уходить от мирских дел и оставаться время от времени в одиночестве полезно с точки зрения ослабления санскар, связанных со стадным инстинктом. Но это не является самоцелью. Пост, подобно уединению, имеет большое духовное значение. Принятие пищи есть удовлетворение; пост есть отречение. Пост может быть физическим, когда пища не принимается несмотря на желание насладиться ею, и умственным, когда пища принимается не ради удовольствия, но ради выживания тела. Внешний пост состоит в избежании прямого контакта с пищей с целью достижения состояния умственного поста.

Поскольку пища необходима для жизни, продолжительный отказ от нее не может не быть опасным. Поэтому внешний пост должен продолжаться лишь короткое время. Его следует повторять до тех пор, пока не будет одержана победа над тягой к еде.

Задействуя для противостояния этой тяге витальные и психические силы, возможно освободить ум от привязанности с еде. Внешний пост не имеет никакой духовной ценности, если его мотивом является улучшение фигуры или какие-либо демонстративные цели. Пост не должен использоваться как средство самоутверждения и его не следует доводить до той степени, когда тело истощается до предела.

Самоумерщвление путем продолжительного поста не обязательно приводит к свободе от пристрастия к пище. Наоборот, оно может вызвать стремление к еще большим излишествам. Если же пост используют умеренно и имея в виду духовные цели, он способствует достижению состояния внутреннего поста. Искренний внешний и внутренний пост приводит к разматыванию санскар, связанных с пристрастием к еде.

 

Раскаяние

 

Многие санскары могут быть побеждены через раскаяние, т. е. усиление переживаний по поводу своих неправильных поступков. Раскаяние состоит в умственном воскрешении совершенных дурных поступков и суровом самоосуждении. Это не просто сожаление о том, что сделано неправильно. Раскаяние достигает своей цели, если человек остается ранимым во время эмоциональных взрывов и направляет сознательные усилия на то, чтобы вспомнить прошлое и отнестись к нему с глубоким неодобрением. Подобное раскаяние разматывает санскары, отвечающие за совершенное действие. Самоосуждение, которому сопутствуют глубокие переживания, может уничтожить санскары гнева, алчности и вожделения. Рано или поздно человек обязательно испытывает раскаяние и страдает от укоров совести. Если в этот момент человек живо осознает то зло, за которое он в ответе, интенсивность эмоционального осознания поможет устранить те тенденции, которые он в себе осуждает.

Самоосуждение выражается иногда в формах самоумерщвления. Некоторые искатели в порыве раскаяния наносят себе телесные раны. Подобные проявления раскаяния ни в коем случае не должны приветствоваться. Некоторые искатели-индуисты вырабатывают смирение, падая в ноги каждому, кого повстречают. Человеку с сильной волей и устойчивым характером раскаяние помогает добиться желаемого эффекта через различные формы самоуничижения, разматывающие санскары, связанные с добрыми и злыми поступками. Другим, у кого воля слабая, раскаяние приносит пользу, если они находятся под чьим-либо благожелательным руководством. Если тщательно питать и практиковать раскаяние, оно неизбежно приведет к подавлению нежелательных настроений в отношении мышления и поведения человека и подведет его к жизни в чистоте и служении.

Следует, однако, заметить, что всегда остается опасность, что ум слишком долго будет посвящен совершенным неправильным действиям и таким образом выработает нездоровую привычку сожалеть о совершенном и даже получать от этого удовольствие. Подобная сентиментальность представляет собой пустую трату душевной энергии и никоим образом не способствует устранению санскар. Раскаяние не должно быть ежедневным сожалением о ежедневных слабостях. Оно не должно становиться бесплодной привычкой неумеренно предаваться грустным размышлениям о своих слабостях. Искреннее раскаяние состоит не в том, чтобы бесконечно горевать по поводу своих проступков, а в том, чтобы принять решение не совершать их в будущем. Если раскаяние ведет к потере самоуважения или уверенности в себе, значит, оно не служит своей цели — сделать невозможным повторение определенных действий.

 

 

На истощение и разматывание санскар имеет влияние также отказ от выражения и осуществления желаний. Способность отказываться от своих желаний у разных людей различна. Тем, в ком желания порождаются сильными импульсами, часто трудно побороть их в зародыше, но они в силах удержаться от проявления этих желаний в действии. Даже тот, кто не способен управлять возникновением желаний, может не дать им осуществиться в виде действия. Отказ от выполнения желаний путем контроля своих действий не дает зарониться семенам будущих желаний. С другой стороны, переводя свои желания в действия, человек может истощить какие-то впечатления, но при этом создадутся новые и тем самым будут посеяны семена будущих желаний, которые в свою очередь потребуют удовлетворения. Сам по себе процесс расширения или истощения впечатлений через выражение и осуществление не приближает нас к освобождению от санскар.

Когда возникает желание и человек преграждает ему путь к выражению в форме действия, он получает прекрасную возможность поразмыслить о нем; и в результате такого обдумывания истощаются соответствующие санскары. Следует, однако, заметить, что эти спонтанные размышления не принесут желаемого результата, если примут форму мысленного потакания желаниям. Когда имеет место попытка потворствовать желаниям и питать их, размышления о них не только не имеют духовной ценности, но и создают новые тонкие санскары. Эти размышления не должны сопровождаться сознательным одобрением желаний; не должно быть никаких попыток увековечить их память. Когда желания не находят выражения и осуществления в виде действия, когда они проходят сквозь пламя сознательного размышления, которое не оправдывает и не поддерживает их, тогда семена этих желаний погибают. Отказ от желаний и подавление физической реакции на них способствуют отмене прошлых санскар.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 2; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.226 (0.008 с.)