Содержание книги

  1. Три типа санскар порождают три различных состояния сознания
  2. Пять способов освобождения от санскар
  3. Удерживаться от выполнения желаний
  4. Отрицательные санскары также должны исчезнуть
  5. Природа медитации и ее условия
  6. Ассоциативная медитация и диссоциативная медитация
  7. Необходимость указаний Мастера
  8. Чтобы добиться успеха, нужна решимость
  9. Общая и специальная медитация
  10. Таблица общей классификации типов медитации
  11. Изучение Божественных Истин. Б) чтение как медитация. Стадии медитации через чтение
  12. Предмет. В) божественные Истины. Состояния феноменального мира
  13. Космическая иллюзия. Органическая эволюция. Перевоплощение и Закон Кармы
  14. Личностные формы специальной медитации
  15. Таблица классификации форм специальной медитации
  16. Безличностные формы специальной медитации
  17. Медитация над собственными телами
  18. Свобода и спонтанность в Сахадж Самадхи
  19. Приближение к Сахадж Самадхи. Экзальтация в медитации
  20. Состояние Сахадж Самадхи самодостаточно
  21. Необходимость сознательного контроля
  22. Эго как утверждение обособленности
  23. Сокращение эго любовью. Желания. Явное эго. Скрытое эго. Хитрости эго. Помощь Мастера. Формы эго и их разрушение. Два комплекса. Сдаться Мастеру. Интеграция вокруг ложной идеи
  24. В единстве с Мастером — познание Истины
  25. Необходимость постоянного контакта с Мастером
  26. Ограниченное "я" может жить в добрых санскарах
  27. Уравновешивание добрых и злых санскар
  28. Значение оккультных переживаний
  29. Стремление к оккультным переживаниям
  30. Истинность оккультных переживаний
  31. Оккультная основа духовной жизни
  32. Мастер использует духовные силы
  33. Оккультные силы как препятствие
  34. Осуществление Божественного Плана
  35. Злоупотребление оккультными силами
  36. Использование оккультных сил для очищения человечества
  37. Оккультизм следует отличать от духовности
  38. Проблемы неличностного интеллекта
  39. Смерть — промежуток между двумя жизнями
  40. Ад и рай. Состояния ума. Муки ада и блаженство рая. Оживление переживаний. Воспоминания о прежних жизнях
  41. Освобождение воспоминаний о прошлых жизнях
  42. Частные условия воплощения. Пол проявление двойственности
  43. Необходимость в мужских и женских воплощениях
  44. Примирение сознательного и бессознательного ума
  45. Работа Кармы в последовательных жизнях
  46. Творческая Карма возможна только в физическом теле
  47. Закон Кармы поддерживает моральный порядок во вселенной
  48. Предназначение перевоплощений индивидуума
  49. Отношения между Мастером и учеником продолжаются в течение нескольких жизней
  50. Власть перевоплощений в желании


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ограниченное "я" может жить в добрых санскарах



XVI

 

ДОБРО И ЗЛО

 

Человеческий ум не только движется сквозь поток переживаний, но и постоянно оценивает их. Эти переживания суть противоположности, создаваемые воображением при взгляде на жизнь с частной точки зрения. Концепция индивидуума касательно того, что приемлемо, а что — нет, меняется в соответствии с природой тех желаний, которые господствуют в данный момент. Но пока есть желание, человек не может не оценивать переживания по отношению к нему. Он делит переживания на две части, одна из которых благоприятна с точки зрения осуществления желания, а другая — препятствует ему. Вместо того, чтобы относиться к жизни без каких-либо ожиданий и ограничений, ум оказывается разделен на противоположные части.

Из этих противоположностей разделение на добро и зло является с духовной точки зрения самым важным. Оно основано на желании быть свободным от ограничений любого желания. Те переживания и действия, которые усиливают оковы желания, — зло; те, которые освобождают ум от ограничений, — добро. Но поскольку хорошие переживания и действия существуют по отношению к любому желанию, они сковывают так же, как и плохие переживания и действия. Оковы падают только когда исчезает желание; свобода приходит когда добро и зло примиряются, не оставляя места для выбора.

 

Животные санскары

 

Когда сознание достигает полного развития, по-прежнему сохраняется перевес дурных элементов, потому что на до-человеческих стадиях эволюции сознание работает в основном под ограничениями похоти, жадности и гнева. Переживания и действия, созданные и направленные подобными эго-центрированными тенденциями, оставили свой отпечаток на развитии ума, который зафиксировал их подобно тому, как кинофильм фиксирует движение. Если бы все накопленные животные санскары были злыми и только злыми, появление добрых тенденций в сознании человека было бы невозможно, но животные могут иногда развивать качества самопожертвования, любви и терпения.

Хотя некоторые из животных санскар относятся к сфере добра, большая часть их из области зла; сознание подчинено движущей силе, в основном злой. С самого начала эволюции человека проблема освобождения состояла в развитии добрых санскар, с тем чтобы они могли перекрыть и уничтожить накопленные злые санскары. Развитие добрых санскар требует воспитания переживаний и действий, противоположных господствующим в животной жизни. Противоположность похоти есть любовь; противоположность жадности есть щедрость; противоположность гневу есть терпимость или терпение. Пытаясь жить в любви, щедрости и терпимости, человек стирает в себе тенденции похоти, жадности и гнева.

Общий процесс освобождения себя от ограничений санскар должен, следовательно, сопровождаться процессом отбрасывания плохого ради хорошего. Случается ли человеку быть в данный момент добрым или злым — это зависит от работы санскар. С этой точки зрения, грешник и святой являются таковыми в силу необходимости. У них одинаковое начало и один конец. Клеймо вечного разложения не остается с грешником, и святому незачем гордиться своими достижениями. Никто, каким бы святым он ни был, не достигает моральной добродетели, не прожив жизнь моральной слабости; и никто не может быть настолько плох, чтобы его нельзя было исправить.

Каждый, как бы развращен он ни был, может постепенно исправляться, пока не станет сияющим эталоном. Никто не потерян окончательно и никому не следует отчаиваться.

 

 

Постепенное раскрытие добра несет любовь, щедрость и мир, и добрые санскары, создаваемые проявлениями этих качеств, перекрывают и уравновешивают противоположные злые санскары вожделения, жадности и гнева. Когда имеет место точное равновесие между ними, происходит примирение и прекращение обоих типов санскар, и сознание переходит от рабства к свободе. Для того, чтобы закрыть счет, кредит и дебет должны в точности совпадать. Но чаще всего либо дебет, либо кредит оказывается больше, и накопление по счету продолжается. Важно отметить, что счет остается открытым не только из-за избыточного дебета, но и из-за излишков кредита. Закрыт он может быть только в случае, когда эти два уравновешивают друг друга. Однако в сфере санскар такое равновесие встречается редко. В каждый конкретный момент времени либо добро, либо зло преобладает. И как счет продолжает быть открытым из-за излишка дебета или кредита, так и жизнь ограниченного "я" продлевается и поддерживается при избытке злых или добрых санскар. Ограниченное "я" может жить в добрых санскарах так же, как оно находит поддержку в злых.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 2; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.14.98 (0.007 с.)