Уравновешивание добрых и злых санскар
Проблема уравновешивания добрых и злых санскар — это не математическая задача нахождения равных значений. Будь это просто вопросов равных величин, задача решалась бы всего лишь упорным накоплением добрых санскар. Если накопление добрых санскар идет быстрее, чем накопление злых, то рано или поздно количество добрых стало бы равно количеству злых и необходимое равновесие было бы достигнуто. Но для освобождения сознания добрые и злые санскары должны не просто быть уравновешены; они должны попарно перекрывать каждая свою противоположность. Так что проблема, стоящая перед каждым центром сознания, специфична для него и зависит от качественного разнообразия природы накопленных санскар.
Если накопление добрых санскар идет безотносительно к существующим санскарам, существует возможность накопления избыточных добрых санскар при том, что останутся злые санскары другого рода. Например, самоуничижение и аскетизм уничтожают какие-то формы привязанности, но другие могут остаться без изменений.
Тогда искатель может не только проигнорировать те формы привязанности, которые остались незатронутыми, но и продолжить практиковать самоуничижение и аскетизм под влиянием санскар, созданных самими этими практиками. Когда происходит подобное, создается избыток добрых санскар, а ограниченное эго не устраняется.
Даже если те другие формы привязанности, которые остались незатронуты, впоследствии будут удалены, эго переходит в эти новые санскары и продолжает через них свое ограниченное существование.
Освобождение не есть вопрос накопления добродетели; оно требует разумной работы с санскарами. Каждый центр сознания бессознательно тяготеет к окончательному освобождению в познании Истины, и в уме существует тенденция привлекать те из противоположностей, которые отвечают духовным требованиям ситуации. Но это не какой-то механический и автоматический процесс, не зависящий от разумных усилий со стороны искателя. Чаще всего для искателя невозможно достичь того, что ему необходимо, без помощи Мастера, имеющего глубокое понимание того, что является необходимым.
|