Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отрицательные санскары также должны исчезнуть

Поиск

Отсутствие желаний

 

Отказ от желаний есть подготовка к их полному отсутствию, к состоянию не-хотения. означающему свободу. Хотение сковывает, независимо от того, осуществляются желания или нет. Если желание осуществляется, это ведет к новым желаниям и таким образом увековечивает оковы духа; неосуществленное желание ведет к разочарованию и страданию, которые опутывают дух своими санскарами.

Хотению нет конца, поскольку внешние и внутренние стимулы постоянно вовлекают ум в состояние, когда он хочет чего-то либо когда ему что-то не нравится (что есть просто иная форма хотения). Внешние стимулы — это ощущения, которые дают зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Внешние стимулы порождаются также воспоминаниями этой жизни и всей совокупностью санскар, собранных сознанием за период эволюции и предшествующие жизни. Когда ум научился не поддаваться никаким внешним и внутренним стимулам и сохранять равновесие в их присутствии, он достигает состояния не-хотения; не хотя ничего (кроме Абсолютной Реальности, которая находится по ту сторону противоположностей, выражаемых этими стимулами), возможно избавиться от санскар хотения.

Хотение есть состояние нарушенного равновесия ума, а не-хотение — состояние полного равновесия. Это равновесие можно поддержать только выпутавшись из всех стимулов, приятных или болезненных, приемлемых или неприемлемых. Для того, чтобы не поддаваться радостям и горестям этого мира, ум должен полностью отделиться от внешних и внутренних стимулов. Несмотря на то, что ум постоянно укрепляет себя через свою конструктивную деятельность, всегда остается опасность, что возведенные им оборонительные форпосты будут смыты внезапной волной, поднявшейся в океане естественного ментального окружения. Когда это случается, вы можете на время почувствовать себя потерянным, но ваша позиция отсутствия привязанности охраняет вас. Эта позиция — применение на практике принципа отречения. Для того, чтобы поддерживать свою отстраненность от противоположностей жизни, необходимы постоянные усилия и бдительность. Если вы хотите, чтобы ваш ум остался в равновесии, вы не можете отказаться только то того, что для вас неприемлемо, и остаться внутренне привязанным к тому, что для вас приемлемо. Равновесие состоит в том, чтобы относиться к обеим альтернативам безразлично.

"Да" положительных санскар может быть нейтрализовано только через утверждение негативного "нет, нет". Такой негативный элемент необходимо присутствует во всех аспектах аскетизма, что выражается в отречении, уединении, посте, раскаянии, удержании от выполнения желаний и не-хотении. Сочетание этих методов и принципов создает здоровую форму аскетизма, но для этого необходимо правильное отношение к негативному элементу, который не должен вносить каких-либо искажений и дополнительных ограничений.

 

Предел негативного элемента

 

Бесполезно пытаться заставить ум принять аскетический образ жизни. Любая попытка насильно сделать это приведет, скорее всего, к остановке в росте положительных качеств. Когда здоровым качествам человеческой натуры позволяют развиваться медленно, он открывают знание об относительных ценностях и таким образом мостят путь к добровольному аскетизму. Но любые попытки действовать силой приведут к противоположной ответной реакции.

Процесс освобождения от привязанностей часто сопровождается формированием каких-то новых привязанностей. Самая грубая форма привязанности — это та, которая направлена на мир объектов. Но по мере того, как ум отстраняется от мира объектов, в нем появляется тенденция к более тонким привязанностям субъективного толка. После того, как уму удалось развить в себе некоторую степень отстраненности, в нем может развиться и та тонкая форма эгоизма, которая выражается в высокомерии и чувстве своего превосходства. Не следует позволять, чтобы отстраненность становилась ядром, к которому может прицепиться эго; в то же время она не должна быть проявлением неспособности человека совладать с напряжением мирской жизни. Далее, отстраненность не состоит в том, чтобы просто прилепиться к формуле отречения, которая может стать навязчивой идеей для ума, лишенного глубоко прочувствованной тоски по просветлению.

 

 

Утверждение негативного "нет, нет" есть путь освобождения от санскар, накопленных на протяжении периода эволюции и жизней на стадии человека. Но, разрушая положительные санскары, этот процесс ведет к образованию отрицательных санскар, которые также сковывают ум и создают новые проблемы. Отрицающее "нет, нет" должно быть достаточно сильным, чтобы искоренить грубые, тонкие и ментальные санскары, но после того, как оно принесло желаемый результат, оно должно быть отброшено. Духовный опыт не может состоять из отрицания. Негативное отношение — это та же интеллектуальная концепция, используемая для контроля над умом, но и от нее следует отказаться. Мысль иногда приходится использовать для преодоления ограничений, вызванных ее собственным движением, но после этого саму ее отбрасывают. Это — процесс выхода за пределы ума, становящегося возможным через разотождествление с умом и его желаниями. Посмотреть на тело, все его мысли и импульсы объективно — значит утвердиться в отстраненности и отречься от всех санскар. В этом состоит освобождение души от навязанных самой себе иллюзий, таких как "Я есть тело", "Я есть ум" или "Я есть желание", и подготовка к переходу в состояние "Я есть Бог", "Anal Haqq", или "Aham Brahmasmi".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.57.186 (0.009 с.)