Содержание книги

  1. Служение, проистекающее из любви
  2. Вера в себя. Вера в Мастера. Вера и критическое мышление. Живая вера творчески активна
  3. Очищение любовью и самоотдачей
  4. Осознание Мастера в служении. Конфликт
  5. Естественные и искусственные санскары
  6. Жизнь возникает благодаря воле к сознательности в Абсолюте
  7. На Абсолют не влияет иллюзия проявления
  8. Первоначальная иллюзия в камне
  9. Три типа санскар порождают три различных состояния сознания
  10. Пять способов освобождения от санскар
  11. Удерживаться от выполнения желаний
  12. Отрицательные санскары также должны исчезнуть
  13. Природа медитации и ее условия
  14. Ассоциативная медитация и диссоциативная медитация
  15. Необходимость указаний Мастера
  16. Чтобы добиться успеха, нужна решимость
  17. Общая и специальная медитация
  18. Таблица общей классификации типов медитации
  19. Изучение Божественных Истин. Б) чтение как медитация. Стадии медитации через чтение
  20. Предмет. В) божественные Истины. Состояния феноменального мира
  21. Космическая иллюзия. Органическая эволюция. Перевоплощение и Закон Кармы
  22. Личностные формы специальной медитации
  23. Таблица классификации форм специальной медитации
  24. Безличностные формы специальной медитации
  25. Медитация над собственными телами
  26. Свобода и спонтанность в Сахадж Самадхи
  27. Приближение к Сахадж Самадхи. Экзальтация в медитации
  28. Состояние Сахадж Самадхи самодостаточно
  29. Необходимость сознательного контроля
  30. Эго как утверждение обособленности
  31. Сокращение эго любовью. Желания. Явное эго. Скрытое эго. Хитрости эго. Помощь Мастера. Формы эго и их разрушение. Два комплекса. Сдаться Мастеру. Интеграция вокруг ложной идеи
  32. В единстве с Мастером — познание Истины
  33. Необходимость постоянного контакта с Мастером
  34. Ограниченное "я" может жить в добрых санскарах
  35. Уравновешивание добрых и злых санскар
  36. Значение оккультных переживаний
  37. Стремление к оккультным переживаниям
  38. Истинность оккультных переживаний
  39. Оккультная основа духовной жизни
  40. Мастер использует духовные силы
  41. Оккультные силы как препятствие
  42. Осуществление Божественного Плана
  43. Злоупотребление оккультными силами
  44. Использование оккультных сил для очищения человечества
  45. Оккультизм следует отличать от духовности
  46. Проблемы неличностного интеллекта
  47. Смерть — промежуток между двумя жизнями
  48. Ад и рай. Состояния ума. Муки ада и блаженство рая. Оживление переживаний. Воспоминания о прежних жизнях
  49. Освобождение воспоминаний о прошлых жизнях
  50. Частные условия воплощения. Пол проявление двойственности


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свобода и спонтанность в Сахадж Самадхи



Бесконечное внутри

 

Важно, чтобы во время данной медитации выбранный символ не воспринимался как что-то внешнее, как если бы бесконечность была вне искателя. Думать о ней следует как о существующей внутри. Искатель должен внушать себе мысль о единстве с бесконечным, мысленно повторяя: "Внутри я бесконечен как небо", "Внутри я бесконечен как океан" или "Внутри я бесконечен как пустота". Может оказаться полезным использовать еще более простую формулу: "Я — бесконечное внутри", и, мысленно повторяя ее, осознавать смысл бесконечности через выбранный образ ее.

Необязательно повторять формулу словами; достаточно мысли.

Медитация "Я бесконечен" может привести к погружению искателя в бесформенный и бесконечный аспекты Бога. У некоторых искателей это погружение столь полно, что они не отвлекаются ни на какие внешние звуки. Другие становятся беспокойными и легко отвлекаются; не следует переживать из-за отсутствия успеха на первых порах; настойчиво продолжайте работу независимо от того, испытываете вы чувство погружения или нет.

 

Поиск агента действия

 

Формы медитации, о которых до сих пор шла речь, связаны с неличностными объектами опыта; другие формы неличностной медитации связаны с субъектом переживания. Одна из таких форм состоит в повторении вопроса: "Кто тот, кто делает это?" Искатель ловит себя на мыслях типа "Я сплю", "Я иду", "Я ем", "Я говорю", "Я вижу, слышу, осязаю, чувствую вкус и запах", "Я думаю, чувствую и желаю" и т. п. Но вопрос в том, кто это "Я"? С душой не происходит ни одна из этих вещей. Душа не спит, не ходит, не ест, не разговаривает; не видит, не слышит, не осязает, не чувствует вкус и запах; не думает, не чувствует и не желает. Искателю кажется, что он видит, слышит, думает, чувствует или желает; на самом деле это его ум делает все эти вещи. Как душа, искатель не делает ничего.

Но не достаточно думать, что он ничего не делает; необходимо знать это. Это достигается путем отстранения.

К познанию души ведет форма медитации, когда искатель осознает себя как наблюдателя собственных физических и умственных проявлений. Просыпаясь от сна, человек осознает, что он был не агентом действий, имевших место во время сна, а наблюдателем. Настойчиво практикуя отношение к себе как к наблюдателю физических и умственных проявлений, происходящих наяву, искатель разовьет в себе отрешенность, несущую освобождение от страданий, связанных с происходящими в этом мире событиями. Такая медитация направлена на то, чтобы поднять искателя над границами времени и спасти от мучений, связанных с выражениями ограниченной энергии. Как наблюдатель, душа остается в стороне от всех происходящих во времени событий; и результаты никаких действий ничем не связывают ее. Все это надо переживать; одних размышлений об этом не достаточно.

 

Успокоение ума

 

Препятствием для форм медитации, связанных с переживанием, является тот факт, что переживание никогда не может стать предметом размышления или медитации; эти формы медитации, следовательно, в лучшем случае приближают искателя к самопознанию, окончательное достижение которого связано с превозможением господства ума. Поэтому некоторые формы специальной медитации связаны с деятельностью ума и направлены на его успокоение.

 

Записывание мыслей

 

Достичь контроля над своими мыслями — значит вполне понять, что они такое. Перед тем, как контролировать мысли, за ними нужно следить. Начинающему практиковать самонаблюдение часто не удается сфокусировать внимание на мыслях, проходящих через его ум. Поэтому для искателя полезно время от времени записывать приходящие ему мысли и исследовать их на досуге. Этот процесс отличается от записывания чего-то заранее продуманного. Мысли возникают без каких-либо направляющих или ограничивающих усилий со стороны человека; необходимо позволить им показывать себя такими, каковы они есть, так чтобы подавляемые элементы подсознательного могли получить доступ в ум сознательный.

 

Наблюдение за работой ума

 

На более продвинутой стадии по мере появления в сознании мыслей становится возможным более интенсивное понимание мыслительный процессов; записывание мыслей становится ненужным. Наблюдение за работой ума должно сопровождаться критической оценкой мыслей. Контролировать мысли можно только путем выявления их ценности — или отсутствия таковой. Когда мысли, атакующие ум, подвергаются критической оценке, а внутренние движения санскар видятся такими, каковы они есть и принимаются ровно за то, чего они стоят, — тогда ум освобождается от навязчивых мыслей и связанных с ними принуждений.

 

Сделать ум пустым

 

Таким образом подготовляется путь к медитации, делающей ум пустым. Достичь этого нелегко. Ум свободен от мыслей во время сна, когда сознание бездействует. Когда наяву в уме присутствует идея о том, чтобы стать пустым, он размышляет над этой идеей и весьма далек от того, чтобы быть пустым. Сделать ум пустым возможно путем чередования двух несовместимых форм медитации, так чтобы поймать ум между концентрацией и рассеянностью.

Так, искатель может пять минут концентрироваться на Мастере, а затем следующие пять минут удерживать свой ум в спокойном состоянии с помощью медитации "Я Бесконечен". Несоответствие двух этих форм медитации можно понять так: во время медитации над формой Мастера глаза могут быть открыты; во время неличностной медитации глаза могут быть закрыты. Хотя через пять мнут предстоит переход к другому типу медитации, никаких мыслей об этом переходе не должно быть. Никакой рассеянности нет, если нет концентрации. Когда переход к другому типу медитации произошел, не должно быть никаких мыслей о первой медитации. Рассеяние должно быть столь же полным, как перед этим концентрация. Во время быстрого чередования концентрации и рассеяния мыслительные операции, по сути, прерываются, и их исчезновение вносит свой вклад в успокоение ума, не позволяя сознанию впадать в бездействие.

Все мысли, возникающие в уме искателя, суть формы возмущений и происходят от хранящихся в уме санскар. Возмущенное состояние ума исчезает только когда искатель управляет своим умом в такой степени, что может устранить из него все мысли. Только в полной внутренней тишине возможно отыскать истину. Когда поверхность озера неподвижна, в ней отражаются звезды; так же и когда ум спокоен, в нем отражается природа "я".

 

7 САХАДЖ САМАДХИ

 

Различные формы медитации, практиковавшиеся до сознательного вступления на Путь, а также различные формы общей и специальной медитации, принятые человеком уже после того, как он стал искателем, подготавливают его к достижению высшего состояния Сахадж Самадхи, или спонтанной медитации, в котором искатель прочно утверждается, познав окончательную цель жизни. Для Сиддхи, или человека, познавшего Бога, Сахадж Самадхи является продолжением всех предыдущих форм медитации и кульминацией их. Но по сравнению с ними это состояние совершенно иного порядка.

 

До-духовные медитации

 

Спонтанность и безусильность Сахадж Самадхи следует отличать от псевдоспонтанности, присутствующей в "медитациях" человека, не вступившего на Путь. Ум человека мирского поглощен объектами чувств, и он не прилагает никаких усилий, "медитируя" над этими объектами. Его ум размышляет о них вследствие естественного интереса, а не какого-то произвольного усилия с его стороны.

Усилие проявляется не в позволении уму думать об этих объектах, а в пресекании попыток отвлечься от них. Таким образом, формы до-духовной "медитации" кажутся похожими на кульминационное состояние Сахадж Самадхи Сиддхи, будучи в каком-то смысле спонтанными. Но это сходство между начальной фазой медитации и ее конечной фазой поверхностно вследствие существования важнейших в духовном плане различий.

Ощущение спонтанности, присущее до-духовной "медитации", связанной с мирскими заботами и стремлениями, вызвано интересом к ним, созданным санскарами. До-духовные "медитации" представляют собой реализацию импульсов, накопленных санскарами прошлого. На до-духовном уровне человек пребывает в невежестве относительно цели бесконечной свободы, и, хотя и будучи далеким от счастья и удовлетворенности, он настолько глубоко отождествлен с санскарными интересами, что ощущает удовлетворение в их поддержке. Но удовольствие, получаемое им, условно и преходяще, а спонтанность, которую он ощущает — иллюзорна, потому что над работой его ума постоянно довлеют внешние ограничения.

 

 

Истинная свобода и спонтанность в работе ума возможна лишь когда он полностью освобожден от пут санскар, а это возможно лишь когда он вошел в Сахадж Самадхи, или состояние Сиддхи. Таким образом, важно отметить, что для того, чтобы увидеть сходство между Сахадж Самадхи Сиддхи и до-духовной "медитацией" человека мирского, нужно закрыть глаза на различие между иллюзорной и истинной спонтанностью, между рабством и свободой, удовольствием и вечным счастьем. В до-духовных медитациях движение ума происходит под неосознанным давлением; в Сахадж Самадхи умственная деятельность сознательна.

Различные формы медитации, характерные для жизни духовного искателя, находятся на полпути между "медитациями" человека мирского и Сахадж Самадхи Сиддхи и образуют мостик между ними. Когда обычная подверженность человека санскарным интересам сильно потревожена какой-то неудачей, сильными страданиями или полученным от кого-либо проблеском духовного понимания, он осознает собственное рабство и ложность своего восприятия, и тогда из его борьбы за освобождение от власти обманчивых желаний рождаются формы медитации искателя. Важные с духовной точки зрения формы медитации начинаются тогда, когда человек становится Садхакой, или искателем.

Медитация искателя во всех ее формах противодействует инстинктивным или другим тенденциям, существующим в уме. Искатель использует различные формы медитации как средство достичь цели, рассматривая их как дорогу, ведущую к Истине. Они требуют разумных и произвольных усилий. Ум, которому интересны различные аспекты Истины, с которыми связаны разные формы медитации, находит, что они все более и более спонтанны. Ни в одной из медитаций искателя элемент спонтанности не присутствует с такой отчетливостью, как в формах личностной медитации, требующих проявления любви. Но полная свобода и спонтанность недостижимы до тех пор, пока не достигнута цель медитации, пока существует смесь произвольности и спонтанности. Достижение духовной свободы до тех пор сопровождается чувством совершаемого усилия, пока полностью не будет преодолено ложное восприятие.

Напряженность усилий может меняться, но они не исчезают до достижения успокоения последнего обретения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 2; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.151 (0.009 с.)