Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Три типа санскар порождают три различных состояния сознания
Сознание человека
В конечном итоге Абсолют принимает форму человека, в которой появляется самосознание. На этой ступени развивается способность мыслить, сфера которой ничем не ограничена. Но поскольку сознание человека отождествлено с физическим телом, оно не служит цели просвещения природы Абсолюта. Однако в человеке сознание обладает потенциальной возможностью самоосознания и отделения от тела и его окружения; воля к сознательности, с которой началась эволюция, достигает своей цели в Мастерах или Садгуру.
Развитие санскар
Абсолют не может достичь самопознания через обычное сознание человека, потому что оно окутано множеством санскар. Переходя от кажущегося неодушевленным состояния камня или металла к растительной жизни, затем в инстинктивную жизнь насекомых, птиц и зверей и наконец в человека, сознание непрерывно порождает новые санскары, которые постепенно заволакивают его. К этим естественным санскарам после достижения состояния человека добавляются искусственные, создаваемые уже опытом человека. Таким образом, накопление санскар не прекращается ни в процессе эволюции, ни позднее в период жизни человека. Приобретение санскар можно уподобить наматыванию веревки на палку, где веревка олицетворяет санскары, а палка — индивидуальный ум. Наматывание начинается одновременно с творением и продолжается на всех ступенях эволюции и после достижения формы человека; намотанная веревка является образом всех положительных санскар, как естественных, так и искусственных.
Наматывание санскар
Санскары создаются непрерывно на протяжении жизни человека как следствие различных объектов и идей, с которыми сталкивается сознание, и вызываемых ими мыслей и действий. Санскары производят важные изменения в различных состояниях сознания. Впечатления, порожденные объектами прекрасного, пробуждают способность ценить и наслаждаться красотой, так что когда человек слышит хорошую музыку или видит красивый пейзаж, в нем зарождается восторг. Вступая в контакт с личностью мыслителя, человек может войти в новые сферы мышления, получить вдохновение и энтузиазм. Состояние сознания определяют впечатления не только от предметов или людей, но и от идей или предрассудков.
Силу впечатлений от предрассудков может проиллюстрировать следующий пример. Во времена, когда Индией правил Могул, один высокообразованный человек, сомневавшийся в существовании привидений, решил выяснить правду на основании собственного опыта. До этого ему ек раз приходилось слышать предостережения, что не следует посещать одно кладбище в самую темную ночь месяца, потому что там, как говорили, обитали ужасные приведения, появлявшиеся, как только кто-нибудь забьет в пределах кладбища молотком в землю железный гвоздь. Взяв молоток в одну руку и гвоздь в другую, он отправился в самую темную ночь месяца на кладбище и выбрал свободное от травы место, чтобы там забить в землю гвоздь. Когда он присел на землю, чтобы забить гвоздь, край его плаща зацепился за гвоздь. Он закончил забивать гвоздь и уже думал, что успешно завершил эксперимент, не повстречав привидение, но когда он попытался встать, он почувствовал, как что-то сильно тянет его к земле, и его охватила паника. Вследствие работы прежних впечатлений он не мог думать ни о чем, кроме привидения, которое, как он думал, схватило его. И потрясение от этой мысли было так велико, что сердце человека не выдержало и он умер. Вряд ли возможно переоценить силу и воздействие впечатлений. Инерция прочно укоренившегося впечатления делает его долговечным. Оно может так глубоко войти в ум, что будет проявляться, прямо или косвенно, несмотря на искреннее желание искоренить его. Ум содержит множество разнородных санскар, и пытаясь найти выражение в сознании, они могут сталкиваться друг с другом. Столкновение санскар переживается в сознании как умственный конфликт. До тех пор, пока сознание не освободится от санскар, хороших и плохих, переживания человека не могут не быть хаотическими, запутанными, неустойчивыми. Истинную гармонию человеческому опыту сообщает только освобождение сознания от власти впечатлений.
В соответствии с существенными различиями в природе сфер приложения санскар их можно разделить на три рода: (1) Грубые санскары, позволяющие индивидууму ощущать грубый мир через грубого посредника и заставляющие его отождествляться с грубым телом; (2) Тонкие санскары, позволяющие индивидууму ощущать тонкий мир через тонкого посредника и отождествляться с тонким телом; (3) Ментальные санскары, позволяющие индивидууму ощущать ментальный мир через ментального посредника и заставляющие его отождествляться с ментальным телом. Различия в состоянии индивидуума проистекают из различий между типами санскар, которыми нагружено его сознание. Поэтому грубо-сознательные индивидуумы ощущают только грубый мир; тонко-сознательные — только тонкий; ментально-сознательные — только ментальный. Качественное своеобразие восприятия каждого из этих трех типов определяется природой их санскар.
Само-сознательные индивидуумы, однако, отличаются от всех вышеописанных типов, потому что они ощущают Абсолют через посредство своего Я, в то время как остальные ощущают только свои тела и соответствующие миры. Причиной этого отличия является тот факт, что в то время, как сознание других обусловлено тем или иным типом санскар, сознание Само-сознательных индивидуумов от санскар свободно. Только когда сознание не затуманено и свободно от санскар, достигает своей цели первоначальная воля к сознательности и сознательно постигается бесконечность и неделимое единство Абсолюта. Проблема освобождения ума путем удаления санскар, таким образом, чрезвычайно важна.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 2; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.124 (0.007 с.) |