На Абсолют не влияет иллюзия проявления
Это всего лишь аналогия. Было бы ошибкой думать, что с Абсолютом происходят какие-то реальные изменения, когда импульс воли к сознательности приводит к возникновению мира проявлений. Внутри бытия Абсолюта невозможен акт инволюции или эволюции; и ничто реальное не может быть рождено из него. Предполагаемое изменение, происходящее при сотворении проявленного мира, не есть онтологическое изменение, или изменение бытия Абсолютной Реальности; это лишь кажущееся изменение. С одной стороны, акт проявления надо рассматривать как расширение беспредельного бытия Абсолюта, поскольку через этот акт Бесконечное, не имеющее сознания, стремится обрести его. Но так как на это расширение Реальности воздействует самоограничение различными формами жизни, акт проявления можно также назвать процессом вечного сужения. Но, смотрим ли мы на акт проявления как на расширение реальности или ее вечное сужение, в любом случае ему предшествует начальный порыв или движение, которое с интеллектуальной точки зрения можно охарактеризовать как внутренне присущее Абсолюту желание быть сознательным.
Многообразие творения и обособленность индивидуальностей существует только в воображении. Существование творения или мира проявления основано на иллюзии, так что, несмотря на проявление бесчисленных индивидуальностей, Абсолют остается тем же самым, не претерпевая никакого реального расширения или сужения, увеличения или уменьшения. Но, хотя с Абсолютом не происходит никаких видоизменений, имеет место его кажущееся разделение на многие индивидуальности.
|