Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природа медитации и ее условияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
3 ИСТОЩЕНИЕ САНСКАР
Описанные методы удаления санскар основаны главным образом на принципе отрицания тех позитивных санскар, которые заграждают сознание от истины и препятствуют самопросветлению. Эти методы строятся на контроле тела и ума. Контролировать привычные уму тенденции намного сложнее, чем управлять своими физическими действиями. Обуздать мимолетные неуловимые мысли можно только обладая огромным терпением и настойчивостью, но сдерживание ментальных процессов и реакций необходимо для предотвращения формирования новых санскар и истощения или разматывания старых. Контроль есть сознательная деятельность, он требует постоянных усилий ума, направленных на то, чтобы исправить себя путем устранения санскар; однако после освобождения ума от них эта деятельность становится спонтанной. Подобный контроль рождается из силы характера и умственного здоровья и приносит с собой беспредельный покой. Ум, кажущийся при отсутствии контроля немощным, становится с его приходом источником великой силы. Контроль совершенно необходим для сохранения психической энергии и экономного расходования сил ума на созидательные цели. Если, однако, контроль становится механическим, он сам противоречит собственной цели, которая состоит в том, чтобы сделать возможной свободную и неограниченную никакими условиями работу ума. Контроль имеет духовную ценность, если он состоит не в подавлении мыслей и желаний, но в сдерживании их, осуществляемом путем восприятия позитивных ценностей, открываемых нам опытом. Поэтому контроль не просто негативен — он сугубо негативен. Когда позитивные ценности входят в сознание, они создают психическую энергию, которая уничтожает те существующие в уме тенденции, которые препятствуют свободному выражению. Так тенденции, связанные с вожделением, алчностью, гневом, устраняются от осознания ценности жизни чистоты, щедрости и доброты. Уму, с его устоявшимися привычками мышления, нелегко подстроиться под эти новые результаты его собственного восприятия вследствие инерции впечатлений прежних стилей мышления и поведения. Процесс перенастройки в свете истинных ценностей — вот что мы называем контролированием ума. Но этот контроль ни в коем случае не должен быть механичным. Это — усилие ума, направленное на преодоление собственной инерции. Это самый творческий процесс.
Распыление через сублимацию
Творческий контроль возможен потому, что источник света находится внутри; и хотя завеса санскар и препятствует самопросветлению, полного мрака нет даже сознании обычного человека. Луч света, ведущий индивидуума вперед, есть чувство истинных ценностей, степень ясности которого зависит от плотности завесы санскар. Процесс замены низких ценностей высокими есть процесс сублимации, и состоит он в направлении психической энергии, запертой санскарами, на решение созидательных и духовных задач. В результате такого отвода энергии санскары, о которых идет речь, рассеиваются. Метод сублимации особенно хорош тем, что подходит искателю на любой стадии пути. Метод отрицания без замены, хотя он и необходим, может нагнать тоску на человека, которому будет казаться, что он движется по направлению к пустоте. Но метод сублимации интересен на любой стадии и несет с собой все увеличивающееся чувство удовлетворения. Сублимировать психическую энергию, то есть направить ее в духовные каналы, можно через (1) медитацию, (2) бескорыстное служение человечеству и (3) любовь. Медитация — это глубокая постоянная концентрация на каком-то идеальном объекте; ее природа и формы будут рассмотрены в следующей беседе.
Бескорыстное служение
В то время как медитация на персональном и неперсональном аспектах Бога требуют погружения сознания в святилище собственного сердца человека, концентрация на универсальном аспекте Бога наилучшим образом достигается через бескорыстное служение человечеству. Когда душа поглощена служением человечеству, она забывает о собственном теле, уме и их функциях, как и в медитации; поэтому новые санскары при этом не формируются. Более того, разбиваются и рассеиваются старые санскары, сковывающие разум. Поскольку душа концентрирует теперь свое внимание не на пользе для себя, но на пользе других, лишается энергии ядро эго. Бескорыстное служение является поэтому одним из лучших способов сублимации энергии, скованной санскарами. Бескорыстное служение совершается тогда, когда нет места мыслям о награде или результате, как было показано в одной из предыдущих бесед. Вы желаете пожертвовать всем ради блага других людей. Их комфорт стал вашим комфортом, их здоровье — вашим удовольствием, их счастье — вашей радостью. Вы находите вашу жизнь, теряя ее в их жизнях. Вы живете в их сердцах, а ваше сердце дает пристанище им. Так, живя для других, растет и ваша жизнь. Человек, ведущий жизнь бескорыстного служения, никогда не помнит о себе. Он не делает так. чтобы те, кому он служит, чувствовали себя чем-то обязанными ему.
Очищающая сила любви
Любовь объединяет различные преимущества других путей, ведущих к освобождению, и представляет собой самый эффективный Путь. Характерными чертами ее являются самопожертвование и чувство счастья. Ее уникальность состоит в том факте, что жертва, приносимая от всего сердца Возлюбленному, не несет с собой распыления психической энергии, а, напротив, способствует полной концентрации. В любви физическая, витальная и ментальная энергии объединяются в служении Возлюбленному и становятся движущей силой. Напряжение истинной любви столь велико, что любое противоречащее ей чувство мгновенно исчезает. Поэтому ничто не сравнится с очищающей, изгоняющей зло силой любви. В этом нет ничего искусственного, потому что любовь существует с самого начала эволюции. На неорганической стадии она выражается в форме сцепления или притяжения. Именно некоторая натуральная симпатия удерживает вещи вместе и притягивает их друг к другу. Сила гравитации, которая существует между небесными телами, есть проявление любви. На органической стадии любовь просвещается и осознает собственную ценность, начиная с амебы и кончая наиболее развитыми существами, людьми. Ценность просвещенной любви — в сознательном самопожертвовании. Жертва, приносимая любовью, всеобъемлюща и обильна. Чем больше она отдает, тем больше отдать она желает и тем меньше она помнит об отданном. Вечно растущая и никогда не иссякающая, она жаждет угодить Возлюбленному. Она приветствует страдание, если может выполнить одно-единственное желание Возлюбленного или избавить его от малейшей неприятности. Она с радостью умерла бы за Возлюбленного. Любящий взламывает то, что сковывает его, и теряет себя в бытии Возлюбленного. Такая глубокая и сильная любовь зовется Бхакти, или посвящение. На начальных стадиях оно выражается в поклонении, совершении ритуалов перед божествами и почитании боговдохновенных писаний, либо в попытках постичь Всевышнего абстрактным размышлением. На следующих ступенях посвященная любовь выражается в форме служения на благо человечества, любви и поклонения святым, верности и покорности Духовному Мастеру. Этим стадиям соответствуют свои относительные ценности и относительные результаты. Любовь к живому Мастеру представляет собой уникальную ступень Бхакти, потому что она трансформируется в Пара-бхакти, или божественную любовь.
Пара-бхакти
Пара-бхакти — это не просто усиленная Бхакти. Она начинается там, где Бхакти заканчивается. На стадии Пара-бхакти любви сопутствует не просто целеустремленность, но крайнее беспокойство сердца и непрестанное томление по соединению с Возлюбленным. За этим следует потеря интереса к собственному телу и его нуждам, отстраненность от окружающего и крайнее пренебрежение к внешней видимости и посторонней критике, в то время как божественные импульсы притяжения к Возлюбленному все учащаются. Эта высочайшая ступень любви — самая плодотворная, поскольку ее объектом является человек, воплощенная любовь, который может, как Высший Возлюбленный, ответить любящему наиболее полным образом. Чистота, сладость и сила любви, получаемой любящим от Мастера, добавляют духовную ценность этой высочайшей фазы любви.
XIII МЕДИТАЦИЯ
Медитацию можно описать как путь, которым идет индивидуум, пытаясь выйти за пределы своего ума. Человек, глубоко погружающийся в состояние медитации, приближается к решению духовных проблем. Медитацию часто неправильно понимают как процесс принуждения ума к размышлению о выбранной идее или объекте. Естественно, что большинство людей испытывают к медитации отвращение, поскольку им трудно направить свой ум в определенном направлении или заставить его думать об определенной вещи. Любое чисто механическое использование ума не может не быть духовно бесполезным. Первый принцип, который должен усвоить искатель, состоит в том, что управлять и направлять ум в медитации можно только в соответствии с его собственными законами, а не путем применения силы. Многие люди, не "медитирующие" в техническом смысле этого слова, часто бывают глубоко погружены в систематическое и ясное размышление о какой-то практической проблеме или теоретическом вопросе. Этот ментальный процесс весьма близок к медитации, поскольку ум концентрируется на одном предмете и забывает обо всех остальных. При этом медитация спонтанна, добровольна, так как ум размышляет над тем, в чем сам заинтересован и что сам все глубже понимает. Объект медитации всегда должен тщательно выбираться и иметь духовное значение; это должна быть какая-то божественная личность или объект, или значительная с духовной точки зрения тема или истина. Для достижения успеха в медитации ум должен не только быть заинтересован в этих божественных предметах, но и понимать и ценить их. Подобная разумная медитация естественна для ума; отсутствие в ней жесткости и "правильности" механической медитации делает ее не только спонтанной и вдохновляющей, но и легкой и плодотворной.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.95 (0.012 с.) |