Приближение к своему "я"
Обретя ясный и спокойный взгляд на подлинную природу и ценность жизни, он осознает, что Бог, которого он ищет, не незнакомец. Он — сама Реальность, а не гипотеза; он — Реальность, видимая незамутненному взгляду — Реальность, в которой человек живет и с которой отождествился. Так, начиная с поиска чего-то нового, человек приходит к пониманию одной древней вещи. Духовное путешествие состоит не в приобретении чего-то, чего у человека не было, а в рассеянии невежества о себе самом и о жизни, и росте того понимания, которое начинается с духовного пробуждения. Найти Бога — значит прийти к своему "я".
III
ОСОЗНАНИЕ БОГА
Достичь самопознания — значит достичь познания Бога. Осознание Бога отличается от всех других состояний сознания, потому что их человек переживает через посредство индивидуального ума, от которого осознание Бога не зависит. Посредник необходим для того, чтобы узнать что-либо, кроме своего "я"; для того, чтобы узнать свое "я", посредник не нужен. По сути, связь между умом и сознанием является препятствием на пути к пониманию. Средоточие эго, индивидуальный ум осознает свое состояние изолированности. Из него возникает ограниченная индивидуальность, которая одновременно и питает, и сама питается иллюзией двойственности, времени и изменения. Чтобы познать "я" как оно есть, необходимо освободить сознание от ограничений индивидуального ума. Другими словами, индивидуальный ум должен исчезнуть, а сознание — остаться.
На протяжении жизненной истории души ее сознание растет вместе с индивидуальным умом, и работа сознания происходит на его фоне. В конце концов сознание прочно утверждается в индивидуальном уме. Поэтому когда замолкает ум, исчезает и сознание. Взаимозависимость индивидуального ума и сознания иллюстрируется тенденцией к переходу в бессознательное состояние при совершении усилий в направлении остановки умственной деятельности во время медитации.
|