Тема: контрольный диктант за III четверть 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: контрольный диктант за III четверть



Цели: проверка сформированности навыка правописания слов в диапазоне изученных правил: большая буква в именах собственных, парные звонкие и глухие согласные на конце слов, правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Ход урока

Новая школа

За деревней Морозки был пустырь. Жители для ребят построили новую школу. Ученики посадили у крыльца кусты роз. На клумбах цветут тюльпаны. За домом школьники разбили фруктовый сад. Пройдут годы. Ребята снимут с яблонь и груш урожай фруктов. (39 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я

1. Подчеркнуть в тексте предлоги.

2. Второе предложение разобрать по членам и по частям речи.

3. Найти и выписать два слова с буквами, обозначающими парные согласные на конце слов. Подобрать проверочные слова.

 

 

Урок 125

Тема: анализ контрольного диктанта. (упр398-401)

 

 

Урок 126

Тема: упражнение в образовании и определении времени глагола (упр402-406)

Цели: развитие умения отличать одну временную форму от другой, изменять глаголы по временам.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

– Замените выражение одним словом:

1) Странный человек. (Чудак.)

2) Сказочное существо. (Чудовище.)

3) Пастух, который пасет овец в горах. (Чабан.)

– Как вы думаете, какую букву будем писать на минутке чистописания? (Букву Ч, потому что все слова-отгадки начинаются с этой буквы.)

– Определите порядок написания букв в строке.

Ччау Ччаауу Ччаааууу …

II. Работа над темой.

1. ьчеп в акбаб алидасоП

.ьчеп йотсупак с икжориП

                                    Н. Кончаловская

– Что заметили? (Это предложение записано наоборот.)

– Прочитайте его справа налево и запишите правильно.

           Посадила бабка в печь

           Пирожки с капустой печь.

– Что заметили? (Два одинаковых слова «печь» в этом двустишии.)

– Как вы думаете, какой частью речи являются эти слова? Поставьте к ним подходящие по смыслу вопросы.

– Что заметили? (Одно слово существительное, а другое – глагол.) Докажите.

– Что можете сказать о глаголе? (Отвечает на вопрос что делать?)

– Какого времени этот глагол? (Он стоит в неопределенной форме.)

– На что заканчивается этот глагол? (На -чь.)

– Итак, мы уже знаем, что глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть, -ти, но могут оканчиваться и на -чь.

2. И г р а «Выбери глаголы».

– Из каждой группы слов зачитайте только глаголы.

– Слова каких частей речи не назвали?

– Можно ли существительные превратить в глаголы? А прилагательные?

– Подберите к существительным однокоренные глаголы в настоящем времени, а к прилагательным – в прошедшем времени.

Глоток – глотает, глотаем…

Желтизна – желтеет, желтеют…

Темнота – темнеет, темнеют…

Чистый – чистил, чистила, …

Красный – краснел, краснела, …

3. Дети получают карточку с четверостишием.

Сказал попугай попугаю:

«Я тебя, попугай, попугаю!»

Ответил ему попугай:

«Попугай, попугай, попугай!»

– Что это за четверостишие? (Скороговорка.)

– Как догадались? (Слова повторяются.)

– Научитесь правильно и быстро читать скороговорку.

– Определите, к каким частям речи относятся похожие слова. (Попугаю – глаг., попугай – сущ.) Докажите это.

– Можно сказать, что это однокоренные слова? Почему?

4. У п р а ж н е н и е 404, с. 82 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

– Найдите сравнение.

– Подберите и запишите проверочные слова к словам лез и лес.

– Чем они похожи и чем отличаются?

– Какая это орфограмма?

III. Итог урока.

– О чем узнали сегодня на уроке?

 

 Урок 127

Тема: упражнение в образовании и определении времени глагола (упр407-408)

Урок 128

Тема: веселые истории из школьной жизни (упр409-410)

Урок 129

Тема: определение ударного и безударного слога в словах (упр411-414)

Урок 130

Тема: проверка безударного гласного в корне слова (упр415-418)

Урок 131

Тема: упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными (упр419-422)

       

Урок 132

Тема: упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными (упр423-426)

Урок 133

Тема: Сочинение по результатам наблюдений и воспоминаний «Первый снег»(упр422)

Цели: обучение умению составлять словесный и зрительный образ; развитие речи, памяти, внимания, мышления; формирование умения письменно выражать свои мысли.

(Урок может проводиться и в тот день, когда выпадает первый снег, независимо от тематического планирования.)

Ход урока

I. Подготовительная работа.

– Сегодня мы будем писать сочинение по результатам наблюдений и воспоминаний на тему «Первый снег».

– Что вы увидели, когда вышли на улицу из дома?

– Каким стало настроение от увиденного?

– В произведениях поэтов и писателей часто рисуется картина наступления зимы, первого снега, который одел землю «точно пеленою», расстелив «блистательный ковер» на земле. Послушайте стихи о первом снеге и постарайтесь запомнить отдельные слова, словосочетания, предложения, которые помогут вам выразить ваши мысли при написании сочинения.

…Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…

                                          А. С. Пушкин

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух легок и чист,

И замерзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем…

                              И. С. Никитин

Зима

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно …

                              И. З. Суриков

Снежинка

Светло-пушистая снежинка белая,

Какая чистая, какая смелая!

Дорогой бурною легко проносится,

Не в высь лазурную, на землю просится.

Лазурь чудесную она покинула,

Себя в безвестную страну низринула.

В лучах блистающих скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих сохранно-белая.

Под ветром воющим дрожит, взметается,

На нем, лелеющем, светло качается,

Его качелями она утешена,

С его метелями крутится бешено,

Но вот кончается дорога дальняя,

Земли касается звезда кристальная.

Лежит пушистая снежинка смелая,

Какая чистая, какая белая.

                              С. Д. Бальмонт

Первый приход зимы

Еще вчера снег первый выпал

И землю трепетно покрыл.

Сперва нетерпеливо сыпал,

Потом задумчиво кружил.

                                          А. Шаталов

Мир чудес

На фоне неба голубого

В ажурной дымке белый лес,

И словно нет мороза злого,

А мы попали в мир чудес,

Где ярко-синими тенями

На белой скатерти снегов

Забыли люди или сани

Цепочки длинные следов.

                                          А. Шаталов

– А теперь послушайте отрывок из рассказа В. Архангельской.

«…Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки…»

– С чем сравнивают авторы лес? Снег?

– Как описывают падение снега на землю?

– Сколько граней у снежинок?

– Каким бывает воздух после снегопада?

– Какие слова, словосочетания, предложения о первом снеге вам особенно запомнились?

II. Коллективное составление плана.

П Л А Н

1. Какой сегодня день?

2. Какая стоит погода?

3. Когда пошел снег?

4. Описание снега.

5. Где и как лежит снег?

6. Какое настроение вызывает у вас первый снег?

С л о в а - п о м о щ н и к и:

Спокойный, снежный, прохладная.

Падает, летит, кружится, скользит, плавно, легко, свободно, спокойно, величественно.

Свежий, пушистый, чистый, белоснежный, словно лебяжий пух, мелкий, крупный.

Белой скатертью, «звезда кристальная», «блистательный ковер», трепетно покрыл.

Комьями, хлопьями, клочьями.

III. Самостоятельная работа учащихся.

Урок 134

Тема: Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением (упр427-430)

Урок 135

Тема: Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными (упр431-434)

                              

Урок 136

Тема: Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными (упр435-437)

Урок 137

Тема: Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными.

       Словарный диктант (упр438-439)

Урок 138

Тема: Обучающее изложение «Помощь»

Цели: формирование умения составлять предложения-ответы на вопросы, определять главную мысль текста; обучение умению устанавливать связь слов в предложении.

Ход урока

I. Постановка темы урока.

– Сегодня мы будем писать изложение, а в его текст вам нужно добавить название города (деревни), в котором могло произойти описываемое событие, а также дать детям имена.

II. Знакомство с текстом.

Текст может быть написан на доске или напечатан для каждого ребенка.

Помощь

Из школы возвращались мальчик и девочка. Впереди них шла старушка. На улице было скользко. Старушка поскользнулась и упала. Мальчик передал девочке портфель и помог старушке встать.

III. Беседа по содержанию.

– О чем идет речь в тексте?

– Назовите тему текста. (Помощь старушке.)

– Какая главная мысль текста? (Пожилым нужно помогать.)

IV. Языковой анализ текста.

– Придумайте название города (деревни), в котором могло произойти это событие.

– Как можно назвать детей?

– Откуда возвращались дети?

– Кто шел впереди них?

– Чем была опасна улица?

– Что случилось со старушкой?

– Что сделал мальчик?

– Как вы думаете, что сделала старушка? (Поблагодарила детей.)

V. Орфографическая подготовка.

Найти и подчеркнуть орфограммы в словах. Объяснить написание слов. Те слова, орфограммы в которых еще не были изучены, выписать на доску.

VI. Знакомство с планом текста.

VII. Самостоятельная работа учащихся.

 

Урок 139

Тема: Анализ сочинений

     Будущее сложное время глагола (упр440-443)

Урок 140

Тема: Образование будущего времени глагола (упр444-447)

Урок 141

Тема: Упражнение в определении времени глагола (упр448-450)

Урок 142

Тема: Упражнение в определении времени глагола (упр451-455)

Урок 143

Тема: Обучающее изложение по коллективно составленному плану «Щенок»

                  презентация

Цель: обучение выражать мысли оформленными предложениями

                                Ход урока

1.Знакомство с текстом

                                         Щенок

О днажды Митя шел из школы домой. Была чудесная погода. Снег хрустел под ногами. Деревья надели белый наряд.
Вдруг Митя остановился. На дорожке сидел щенок. Он сделал два шажка и запищал. Щенок подбежал к Мите и поставил лапки на его сапожки. Мороз был сильный. Песик совсем замерз.
Митя взял собачку домой.

 

Беседа по содержанию текста

1. О ком говорится в тексте?
2. Когда происходит действие рассказа?
3. Как описывается это время года?
4. Кого встретил Митя?
5. Что говорится о щенке?
6. Почему песик пищал?
7. Как поступил Митя?

 

Примерный план

1. Однажды зимой.
2. Находка.
3. Митя спас щенка.

 

II. Из слов каждой строчки составить предложение. Написать, дать название составленному тексту.

Ваня, лесом, любовался
деревья, праздничные, стояли
соком, налились, алым, земляника
были, ягодки, похожи, серьги, на, красные
Ваня, собирать, землянику, стал
угостил, ягодами, он, сладкими, бабушку, свою

III. Составить небольшой рассказ, используя данные слова.

В лесу летом

солнце, березки, ель, сосна, кукушка, сорока, белка, еж, зайчишка

 

Урок 144

Тема: Анализ изложения. Упражнение в определении времени глагола (упр456-458)

Урок 145

Тема: Определение числа и времени глагола (упр459-461)

Урок 146

Тема: Что такое речь (упр462-464)

Урок 147

Тема: Выявление уровня усвоения понятий «предложение», умения восстановление деформированного текста.  

Урок 148

Тема: Анализ  работы. (упр465-466)

 Урок 149

Тема: Речь. Главная тема и идея текста

 Урок 150

Тема: Типы речи: разговорная, деловая, научная (упр467-468)

Урок 151

Тема: научно-деловое и художественное описание в тексте (упр469)

Урок 152

Тема: диалог и монолог (470-471)

Урок 153

Тема: годовой итоговый контрольный диктант

Урок 154

Тема: анализ контрольного диктанта

Урок 155

Тема: работа с текстом. Составление плана (упр 472)  

Урок 156

Тема: анализ работы по развитию речи. Тема текста (упр473-474)

Урок 157

Тема: Анализ работы по развитию речи. Тема текста (упр475-476)

Урок 158

Тема: Обучающее изложение по коллективно составленному плану

Урок 159

Тема: Анализ изложения. Сравнения в тексте (упр478-479)

Урок 160

Тема:   Составление плана текста (упр481)

Урок 161

Тема: Контрольное списывание

Урок 162

Тема: Речь-описание (упр482)

Урок 163

Тема: Анализ работы по развитию речи. Секреты речи. Образное сравнение в загадке

       (упр483-484)

Урок 164

Тема: Синонимы и антонимы в пословицах (упр485-486)

Урок 165

Тема: Сочинение по картине Решетникова «Опять двойка» (упр487)

Цели: обучение умению составлять словесные и зрительные образы; формирование навыков описания картины; обучение умению выражать свое отношение к изображенному на картине, понимать идейный замысел художника.

Ход урока

I. Знакомство с картиной.

– Рассмотрите репродукцию с картины.

Репродукция – это картина, воспроизведенная типографическим способом.

(Ученики могут рассматривать картину под музыку песни «Нагружать все больше нас стали почему-то».)

– Мысленно разделите картину по диагонали. Положите лист бумаги на одну часть картины. Какая из двух половинок картины более светлая? Почему?

– Где находятся положительные герои картины?

– А где отрицательные?

– Почему отрицательный герой изображен на темной части картины?

– Рассмотрите лица мамы, сестры. Они сочувствуют мальчику, одобряют его или осуждают?

– Почему мальчик-двоечник нарисован крупно? (Он главный герой картины, и художник именно на него обращает наше внимание.)

В о п р о с ы для подготовки к написанию сочинения:

– Где происходит событие, изображенное на картине?

– Это наше время?

– Какие подробности, изображенные на картине, помогают определить время? (Школьная форма, пионерский галстук и т. д.)

– Какой момент изобразил художник? Почему вы так решили?

– Что во внешнем виде мальчика говорит о том, почему он получил двойку? (Растрепан, портфель перевязан веревкой; прячет глаза, значит, виноват. Наверное, долго катался на коньках, которые торчат из портфеля.)

– Кто еще изображен на картине?

– Какие чувства они выражают по отношению к мальчику?

– А какие чувства испытывает главный герой? Каким образом изобразил это художник?

– Каково ваше отношение к нему? Хотели бы вы оказаться на его месте?

– Какие краски и тона преобладают в картине? Почему?

– Какие чувства и мысли возникли у вас, когда вы рассматривали картину?

– Запишите свой вариант рассказа по картине. Не забудьте выразить свое отношение к изображенному на картине.

II. Написание сочинения.

Учитель может выбрать тему сочинения по своему усмотрению.

 

 

Урок 166

Тема: Анализ сочинения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.134 с.)