III. Закрепление изученного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Закрепление изученного.



Сильным ученикам можно предложить для самостоятельной работы у п р а ж н е н и е 146, с. 77, а остальным ученикам – у п р а ж н е н и е 130, с. 70.

IV. Итог урока.

– Какие звуки обозначаются на письме буквами е, ё, ю, я? ([э], [о], [у], [а].)

– В каких случаях эти буквы обозначают два звука и какие?

 

Урок 37

Тема: Обозначение буквами е.ё.ю.я двух звуков. Словарный диктант (упр129-135)

Цель: развитие умения различать слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость согласных и два звука.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

– Какую букву будем писать сегодня? Обоснуйте свой ответ.

Запись на доске:

С..ели, об..явление, в..юга, под..езд, под..ём.

(Пропущенные буквы ь и ъ, значит, их и будем писать во время минутки чистописания.)

Запись букв ь и ъ по образцу.

II. Работа над темой.

– На какие две группы можно разделить эти слова?

– Запишите слова в два столбика и объясните их написание.

– Какую роль играют в этих словах ь и ъ?

– Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных, одной чертой, а буквы, которые стоят после ъ и ь, двумя чертами.

– Какие звуки они обозначают? Что заметили?

– Какой вывод можно сделать?

В ы в о д. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука после ъ и ь в словах с разделительными ъ и ь.

– Сколько букв и звуков в каждом слове? Что заметили? (Количество букв и звуков одинаковое.) Почему? Ведь ъ и ь не обозначают звуков.

– Давайте еще раз назовем те случаи, когда гласные е, ё, ю, я обозначают два звука.

Н а д о с к е п о я в л я е т с я з а п и с ь:

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:

1) если стоят в начале слов;

2) если стоят после гласных;

3) после согласного звука в словах с разделительными ъ и ь.

III. Работа с учебником.

Упражнение 138, с. 74 – самостоятельная работа с последующей проверкой. (Если останется время, можно выполнить упражнение 132, с. 72.)

IV. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

– Назовите случаи, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в словах. Сколько таких случаев?

 

Урок 38

Тема: рассуждение: я и мои друзья

Урок 39

Тема: Обозначение буквами е.ё.ю.я двух звуков и мягкости согласного ( упр136-142)

Урок 40

Тема: Обозначение буквами е.ё.ю.я мягкости согласных (упр143-146)

 

Урок 41

Тема: Разделительные ь и ъ знаки (упр147-149)

Цель: формирование у учащихся представления об употреблении разделительных ъ и ь и правописании слов с ними.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Н а д о с к е з а п и с ь:

гроза  ветер  луна  солнце

дождь пыль   ночь      ?

– Найдите связь между верхними и нижними словами. Какое слово нужно поставить вместо вопроса? (День.)

– Что общего в словах нижней строки?

– Какую букву вы будете писать сегодня? (Букву ь.)

Показ учителем написания ь.

– Определите порядок написания букв и напишите строчку до конца.

дь ль чь нь дь ль чь нь и т. д.

– Какую роль играет ь в словах нижней строки? (ь – показатель мягкости согласных.)

– Где пишется в словах ь, обозначающий мягкость согласных? (ь, обозначающий мягкость согласных, пишется между согласными или на конце слов.)

II. Работа над темой.

1. – Какую еще важную роль играет ь в словах?

– Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

И г р а «Разгадай кроссворд».

1. Снежная буря. (Вьюга.)

2. Домики для пчел. (Ульи.)

3. Мать, отец, дети. (Семья.)

4. Орудие для охоты. (Ружье.)

5. Ягоды, сваренные в сахаре. (Варенье.)

Записать полученные слова.

– Подчеркнуть ь и букву, стоящую после него.

– Попробуйте закрыть ь в этих словах и прочитать их.

– Что заметили? (Согласный сливается с гласным.)

– Какую роль играет мягкий знак в словах? (Он отделяет согласный от гласного.)

– Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (е, ё, ю, я, и.)

– Какой вывод можно сделать?

В ы в о д: разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласного перед буквами е, ё, ю, я, и.

– Устно определите количество букв и звуков в словах с мягким знаком из «Минутки чистописания» и кроссворда.

– Что заметили? (Если ь обозначает мягкость, то звуков меньше, а если он разделительный, звуков и букв одинаковое количество.)

– Почему? (Только и не имеет два звука.)

– Я буду произносить слова. Если в них есть мягкий знак, вы приседаете. Если произнесу слово без мягкого знака, хлопаете в ладоши.

Слова: счастье, съезд, льется, вьется, отъезд, съел, перья, листья, колья, стулья.

2. – Что заметили в словах без мягкого знака, когда выполняли задание во время физкультминутки? (В словах есть твердый знак.)

– Какую роль играет ъ в словах? (Он является разделительным.)

– Где нужно писать ъ в словах?

– Это мы тоже должны выяснить сегодня на уроке.

Было «сели» – стало «съели».

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? … (ъ.)

Твердый знак

Нам нужен тоже,

Без него сказать

Не сможем:

Съезд, съедобный,

Объясненье,

И подъезд, и объявленье.

И г р а «Составь сам».

– Записать получившиеся слова.

(Въехал, съехал, отъехал, подъехал, объехал.

Наехал, уехал, заехал, поехал.)

– Что заметили? (В одних словах пишется ъ, а в других не пишется.)

– Почему?

– Выделите общую часть в словах. Как она называется? (Корень.)

– Как называется часть, которая находится перед корнем? (Приставка.)

– Выделите приставки в словах. Подчеркните буквы, которые стоят перед ъ и после него.

– На гласный или согласный заканчиваются приставки? Какие буквы пишутся после ъ?

– Какой вывод можно сделать? Когда нужно писать разделительный ъ?

В ы в о д: разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласные, перед буквами е, ё, ю, я.

– Что можно сказать о количестве букв и звуков в словах с разделительным твердым знаком? (Количество букв и звуков одинаковое.)

– Но почему? Ведь твердый знак не имеет звука. (Потому что гласные, которые стоят после твердого знака, будут иметь два звука, один из которых [й’].)

III. Работа с учебником.

У п р а ж н е н и е 148, с. 49 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

– Разделить слова объедать, обедать для переноса.

– Что заметили?

IV. Итог урока.

– Назовите тему нашего урока.

– Что узнали о ь и ъ?

– Все ли ребята могут правильно писать слова с разделительными ъ и ь?

– На следующем уроке мы продолжаем разговор по этой теме.

Домашнее задание: упражнение 150, с. 80 или упражнение 153, с. 82 (по выбору).

Урок 42

Тема: Разделительные ь и ъ знаки (упр150-154)

Цель: развитие умения правильно употреблять в словах ь и ъ.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Н а д о с к е з а п и с ь:

сел – съел

обеденный – объеденный

– Прочитайте пары слов. Скажите, чем они отличаются между собой? (Эти пары слов отличаются по значению и количеством букв.)

– Назовите букву, которая изменила значение слов левого столбика. (Это буква ъ.)

– Какую букву вы будете писать сегодня? (ъ.)

Написание по образцу:

ъ ъь ъъъ

– Определите порядок написания букв и напишите строчку до конца.

объя въе подъё  и т. д.

(Запись приставок, после которых должен быть ъ.)

II. Работа над темой.

1.                                 Эти знаки – буквы две –

                                 Верно служат при письме.

                                 Им почет и уваженье

                                 За примерное служенье.

                                 Вот, как видишь, не пустяк

                                 В алфавите каждый знак.

– О каких буквах идет речь в этом стихотворении?

– Какую роль они играют в словах?

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Учиться писать слова с разделительными ъ и ь.)

2. З а п и с ь н а д о с к е:

    То-то рада, то-то рада

    Вся звериная семя,

    Прославляют, поздравляют

    Удалого Воробя.

                  К. Чуковский

– Прочитайте. Найдите ошибки. Какие клавиши не работают на клавиатуре компьютера?

– Напишите слова правильно, разделяя для переноса.

– Какую роль в этих словах играет мягкий знак?

– Перед какими буквами пишется разделительный ь?

    Перед е, ё, ю, я

    Я в корнях стою, друзья,

    Воробьи, семья, жильё –

    Перед я, ю, и, е, ё.

3. – А где пишется разделительный твердый знак?

В классе развешаны карточки со словами:

на_езд, в_езд, про_явить, об_явить, по_ел, с_ел, при_ём, со_единить, раз_единить.

– Найти слова, где нужно писать разделительный ъ, объяснить написание.

Дети находят нужные слова, вывешивают карточки на доску и вставляют ъ.

– Записать эти слова в тетрадь. Подчеркнуть ъ и буквы, которые стоят перед ним и после. Выделить приставки.

– Когда нужно писать ъ в словах?

Учащиеся делятся на две команды: «Камень» и «Вата». Команда «Камень» встает, если учитель прочитает слово с ъ, если слово с ь – то встает команда «Вата».

Слова: лось, конь, подъезд, листья, объявление, въезд, пень и др.

III. Работа с учебником.

У п р а ж н е н и е 155, с. 82 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

(Можно предложить детям составить предложения с любым словом, в котором есть ь или ъ, или сделать фонетический разбор двух слов с ь и ъ для сравнения. А можно предложить разделить эти слова для переноса. Эти задания можно выполнять по группам.)

IV. Итог урока.

– Чем занимались сегодня на уроке?

– Научились ли вы писать слова с разделительными ь и ъ?

– На следующем уроке мы продолжим упражняться в написании слов с разделительными ь и ъ.

 

Урок 43



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.027 с.)