III. Повторение и постановка цели урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Повторение и постановка цели урока.



– Что такое имя существительное?

– Как изменяются имена существительные?

– Как определить число имени существительного?

– Все ли существительные изменяются по числам?

От учащихся требовать иллюстрирования ответов, то есть приведения примеров.

– Изменяются ли имена существительные по родам?

– Какого рода они бывают?

– Сегодня на уроке продолжим работу по определению рода имен существительных, по изменению их по числам. Вы узнаете еще много нового об имени существительном.

IV. Наблюдение за существительными общего рода.

– Замените одним словом (слова-ответы записаны на карточках и развешаны по классу).

Дети находят ответы и вывешивают их на доску (можно эти слова записать в тетрадь).

1) Драчун, зачинщик ссор и драк. (Забияка, задира.)

2) Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам. (Зевака.)

3) Плачущий по любому поводу. (Плакса, рева.)

4) Неловкий, рассеянный человек. (Растяпа.)

5) Тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой. (Левша.)

Дети могут найти по одному слову: забияка или задира, плакса или рёва.

– Что можно сказать об оставшихся словах? (Они – синонимы.)

– Дайте характеристику полученной группе слов. (Это существительные, употреблены в единственном числе.)

– Что еще, кроме числа, можно определить у имен существительных? (Род.)

– В каком случае род не определяется? (Когда существительные стоят во множественном числе.)

– О ком можно так сказать: забияка, задира, зевака, плакса, рёва, растяпа, левша – о мальчике или девочке, о мужчине или женщине?

– Что заметили? (Так можно говорить о мальчике и о девочке, о мужчине и о женщине.)

– Можно ли определить род этих существительных?

– Как бы вы назвали такие существительные?

– В русском языке эти слова называют существительными общего рода.

– Попробуйте определить род таких существительных в предложениях.

З а п и с ь н а д о с к е:

Мы везем с собой кота, чижика, собаку, Петьку-забияку.

С. Михалков

Наша Лена лучше пишет левой рукой, чем правой. Она у нас левша.

– Какого рода слово забияка в первом предложении? Докажите, почему?

– Какого рода слово левша? Почему?

– Какой вывод можно сделать?

В ы в о д: если существительное общего рода употребляется с другими словами, то можно узнать его род.

V. Упражнение в определении рода заимствованных слов.

1. – Какого числа записанные имена существительные?

– К какому роду вы могли бы отнести слова: рояль, кофе, кенгуру, сальто, шасси, домино, шаль?

– Разделите слова на три группы и запишите каждую группу в отдельный столбик.

 ж. р.                м. р.                 с. р.

 шаль               рояль                     сальто

                        кенгуру                  шасси

                        кофе                      домино

– В русском языке заимствованные слова сохраняют род, который они имели в иностранном языке.

– А вот существительное кофе, как вы знаете, мужского рода. Но те, кто говорят «черное кофе», «молотое кофе», также не делают ошибки. «Орфографический словарь русского языка» признает допустимым употребление этого слова как существительного среднего рода.

2. Составить предложения со словами: I вариант – кенгуру, II вариант – шасси, III вариант – кофе, IV вариант – домино.

3. – Назовите среди записанных слов (шаль, рояль, кенгуру, кофе, сальто, шасси, домино) те, которые могут изменяться по числам. (Шаль, рояль.)

– Что можно сказать о других словах? (Они по числам не изменяются, стоят или только в единственном числе, или во множественном.)

VI. Итог урока.

– О чем говорили сегодня на уроке?

– Что нового и интересного узнали?

Домашнее задание: найти в словарях 5 слов общего рода; 3 слова, которые употребляются только в единственном числе; 3 слова, употребляющихся только во множественном числе. Записать их в тетрадь, определить СУО, придумать с ними предложения.

 

Урок 71

Тема: Глагол. Общее понятие (упр242-245)

Цели: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; уточнение представлений о функции глаголов в речи.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. З а п и с ь н а д о с к е: а е з и о т

– Догадайтесь, какую букву будем писать сегодня?

– Эта буква обозначает глухой парный согласный звук. Какая это буква? (Т.)

З а п и с ь п о о б р а з ц у.

Ттт тТт

2. Составьте цепочки из гласных букв и т.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.007 с.)