III. Упражнение в определении времени глаголов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Упражнение в определении времени глаголов.



1. Для более легкого запоминания можно использовать рифмовку.

Этот хитренький глагол

Себе время изобрёл.

«Ухожу, – кричит, – сегодня».

«Я вчера, – кричит, – ушёл».

«Завтра, – скажет, – я уйду!»

Позавидуйте ему.

Слова «вчера», «сегодня», «завтра» помогают детям определить время глагола.

2. У п р а ж н е н и е 384, с. 74 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

– Что вам помогло определить время глаголов?

– Если услышите глагол в настоящем времени, поднимите вверх левую руку. Если я назову глагол в прошедшем времени, поднимите вверх обе руки. Услышав глагол в будущем времени, топаете ногами.

С л о в а: блестит, блестело, будет блестеть; спят, спали, будут спать; будут читать, прочитали, читают; прилетел, будет лететь, летят; бегут, убежали, будут бежать.

3. П р о ч и т а й т е. Исключите из цепочки по одному лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого лишнего слова обоснуйте.

    Болеет, кричал, школа, удалял, рисовал, стучали.

С п р а в к а:

1) школа – лишнее слово, так как это имя существительное, а остальные – глаголы;

2) стучали – лишнее, так как это глагол во множественном числе, а остальные – в единственном числе;

3) рисовал – лишнее слово, так как в нем непроверяемые безударные гласные, а в остальных словах – проверяемые безударные гласные;

4) болеет – лишнее слово, так как это глагол в настоящем времени, а остальные – в прошедшем;

5) удалял – лишнее слово, так как оно с приставкой, а слово кричал без приставки. Остается слово кричал.

IV. Итог урока.

– О чем говорили сегодня на уроке?

– Назовите грамматические признаки глаголов.

– Как определить время глагола?

Домашнее задание: упражнение 385, с. 74.

 

 

Урок 120

Тема: обучающее изложение по тексту, воспринимаемому на слух

 

Урок 121

Тема:упражнение в определении времени глагола (упр386-399)

  Цель: ознакомление с изменением глагола по временам и с особенностями каждой временной формы.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

З а п и с ь н а д о с к е:

                              Якорь, Зоя, бильярд, объяснить.

– Сегодня на уроке мы будем писать букву, которая в данных словах обозначает два звука.

– Какая это буква? (Я.)

– Почему она обозначает два звука в написанных словах?

– Букву Я мы напишем с буквами, которые обозначают звонкие согласные звуки и являются в словах последними.

– Какие это буквы? (Р, Д.)

– Определите порядок следования букв в этом ряду:

Яярд ряЯд Яярд ….

– Напишите данную цепочку букв в указанном порядке до конца строки.

II. Работа над темой.

1. Н а д о с к е з а п и с а н ы с л о в а:

..снеет, г..л..дает,..г..рчает, д..чают,..леет.

– Прочитайте представленные на доске слова. Напишите их по системе СУО и постарайтесь запомнить.

– Что общего между этими словами? (Эти слова – глаголы.)

– Что такое глагол?

– Исключите из написанных слов лишнее.

(«Дичают» – глагол во мн. числе, остальные – в ед. числе; «огорчает» – в нем есть приставка о-, в остальных – нет; «дичают» – имеет окончание -ют, а остальные – -ет.)

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

– На уроке мы продолжим разговор о глаголах.

– Вы узнаете грамматический признак глагола.

2. Дети получают карточки, в которых написаны предложения.

Весной солнце светит и греет.

Зимой оно мало светило и хуже грело.

Летом солнце будет ярко светить и будет сильно греть.

1) – Перечислите имеющиеся в предложениях глаголы.

– Почему вы считаете, что это глаголы?

– Найдите в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, происходящее в настоящее время. (Светит и греет.)

– На какой вопрос они отвечают? (Что делает?)

– О таких глаголах говорят, что они стоят в настоящем времени.

– Кроме вопроса что делает? глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы что делаю? что делаешь? что делаем? что делаете? что делают?

Учитель вывешивает таблицу с вопросами глаголов в настоящем времени.

– Прочитайте в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, происходящее в прошедшем времени. (Светило и грело.)

– На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что делало?)

– В каком времени стоят эти глаголы? (В прошедшем времени.)

– Кроме вопроса что делало? глаголы в прошедшем времени отвечают и на другие вопросы: что делал? что делала? что сделал? что делали? что сделали?

Учитель вывешивает таблицу с вопросами глаголов в прошедшем времени.

– Какие глаголы мы не назвали? (Будет светить, будет греть.)

– Что вы о них можете сказать? (Отвечают на вопрос что будет делать?, обозначают действие, которое будет происходить.)

– Какое это время? (Будущее время.)

– Как вы думаете, на какие еще вопросы могут отвечать глаголы в будущем времени? (Что сделает? что будет делать? что сделают? что будут делать?)

Учитель вывешивает таблицу с глаголами в будущем времени.

2) – Обобщите наши рассуждения по плану:

а) Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам.)

б) На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

в) На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

г) На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?

Пользуясь планом и таблицами, учащиеся обобщают изученный материал.

– Какую схему вы бы составили по новой теме?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.01 с.)