II. Словарно-орфографическая работа. – Отгадайте загадку, а отгадку запишите. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Словарно-орфографическая работа. – Отгадайте загадку, а отгадку запишите.



– Отгадайте загадку, а отгадку запишите.

Расселась барыня на грядке.

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

– Какое это слово? (Капуста.)

– Определите СУО данного слова.

– Какая бывает капуста? (Сочная, вкусная, сладкая, свежая, кислая, ранняя, белокачанная, ….)

Н а д о с к е з а п и с ь:

Без капусты щи не густы.

Капуста любит воду да хорошую погоду.

Без хлеба мужик сыт не будет, без капусты щи не живут.

– Почему так говорят?

Это интересно

Слово капуста является родственницей (хотя и дальней) капитану. Слово капитан произошло от латинского капут – «голова», «глава», «начальник», «предводитель».

Капуста – очень древнее слово, оно появилось в русском языке раньше капитана и было образовано также от слова капут (голова). Действительно, чем-то капуста напоминает голову.

– Можно ли сказать, что капуста и капитан – это однокоренные (родственные) слова? Почему? (Они разные по смыслу.)

III. Работа над темой.

– Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Однокоренные слова». Будем учиться распознавать однокоренные слова и выделять в них корень.

1. – Расшифруйте слова и запишите их.

ПТХ –  (петух)

СПГ – (сапог)

ГРХ –  (горох)

– Подберите к ним родственные слова.

– Что заметили в родственных словах? (Чередование согласных: петушиный, сапожная и др.)

– Какие признаки имеют родственные (однокоренные) слова?

2. – Один ученик отвечал на уроке так:

– Известно: корень – это общая часть родственных слов.

Делаем вывод: слова запах и пахарь – родственные, так как имеют общую часть

– Верно ли это высказывание мальчика?

– Правильно ли сделан вывод? Почему? (Нет. Разное значение у слов.)

– На что еще надо обратить внимание, чтобы дать определение однокоренным словам? (Слова, близкие по смыслу и имеющие общую часть (корень), называются однокоренными.)

– Бывают слова с одинаковыми корнями, но не родственные.

3. Учащиеся получают карточки со словами.

носик – переносить                          цветник – цветочек

пахнуть – запах                    сладкий – вкусный

молоко – молочник                           писк – пищать

– Подчеркнуть пары родственных слов. Выделить корень.

– Почему остальные пары слов нельзя считать родственными?

– Подберите и запишите родственные слова к любому слову, у которого их нет.

4. «Родня ли Гусеница Гусю?». (Грамматическая сказка.)

– Вы кто такие?

– Я Гусь, это Гусыня, а это наши гусята.

– А ты кто?

– А я ваша тетка Гусеница.

– Есть ли в этом диалоге родственники?

Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница. А Леша сказал, что гусеница – не родственное слово. А Петя возразил:

– Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.

– Кто же прав? Почему?

5. Рассмотрите картинки и запишите названия предметов. (Приложение 19.)

(Самолет, мясорубка, пылесос, носорог.)

– Выделите корень в словах.

– От каких слов образовалось название каждого предмета?

– Сколько будет корней в словах? Почему?

– Как называются такие слова? (Сложные слова.)

– О них мы еще будем говорить на уроках русского языка.

IV. Итог урока.

– Расскажите все, что вы узнали о корне слова и однокоренных словах.

Домашнее задание: упражнения 357, 359, с. 56–57.

 

Урок 112

 Тема: предлоги. Роль предлогов в речи (упр364-366)

Цели: развитие умения различать предлоги, правильно употреблять их в речи.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Н а д о с к е з а п и с а н ы с л о в а:

Л..сица, м..дведь, за..ц.

– Что можно сказать о словах?

– Как вы думаете, какие буквы будем писать сегодня во время минутки чистописания?

(Те буквы, которые вставили в слова – и, е, я.)

– Составьте цепочки из этих букв. Запишите до конца строки.

иея еия яеи …

II. Работа над темой.

1. – Где вы встречались с этими животными? (В сказках.)

– Назовите сказки, в которых герои лисица, медведь, заяц.

– А знакома ли вам сказка «Колобок»?

– Какого животного еще не хватает? (Волка.)

– Эти животные помогут нам определить тему урока. Идите по дорожке Колобка, от избушки к лисе, и вы прочтете название темы нашего урока. (Приложение 20.)

– О чем будем говорить сегодня на уроке? (О предлогах.)

– Что вы о них знаете?

– А для чего нужны предлоги? Это мы постараемся выяснить на уроке.

2. «Катин урок» (грамматический рассказ).

Женя болела и не усвоила правило по грамматике. Стала ей Катя объяснять, а Женя понять не может.

– Ну ладно, – сказала Катя, – делай то, что я тебе скажу. А ты, Миша, запиши то, что я буду говорить. И стала Катя говорить:

– Положи книгу у шкафа.

Положила Женя книгу у шкафа.

– Положи ее за шкаф.

Женя сделала и это.

– Положи в шкаф.

Положила Женя книгу в шкаф. А Миша записал вот такие предложения.

Открывается з а п и с ь н а д о с к е.

книга у шкафа

книга за шкафом

книга в шкафу

книга под шкафом

книга над шкафом

книга на шкафу

– А теперь скажи, – строго спросила Катя, – какие слова помогли тебе выполнить мои указания?

– А как вы думаете, что ответила Женя?

Женя ответила:

– Слова за, у, в, под, на, над.

– Правильно. Раз это слово, то их нужно писать отдельно от других слов. Называются эти слова – предлоги.

– Теперь я все поняла, – радостно сказала Женя.

– Между предлогом и другим словом можно поставить еще слово, – заявил Миша.

– Прав ли он?

– Запишите предлоги, которые вы знаете.

– Сколько их?

Это интересно

Предлог – в переводе с греческого обозначает «перед словом». Их немного, около двухсот, но по частоте употребления они занимают 4-е место (после существительного, глагола и местоимения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.011 с.)