II. Словарно-орфографическая работа. – Уберите мысленно буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Словарно-орфографическая работа. – Уберите мысленно буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке



– Уберите мысленно буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА

– Какое это слово? (Береза.)

– Сформулируйте родовое понятие к слову береза. (Береза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.)

Это интересно

Береза растет в России с незапамятных времен. От цвета коры получила она свое имя, которое обозначает «белый», «светлый». Береза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Ее изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева – русской березы.

– Найдите слово береза в орфографическом словаре. Запишите его. Подчеркните безударную гласную.

– Какая мысль моего рассказа о березе помогла вам запомнить непроверяемую безударную гласную Е? (Слово «береза» происходит от слова «белый».)

III. Работа над темой.

1. – О чем говорили на прошлом уроке?

– Что такое корень? Однокоренные слова? (Это слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

– Подберите однокоренные слова к слову береза. (Береза, березонька, березняк, подберезовик. Дети записывают слова на доске и в тетрадях.)

– Что общего во всех этих словах? (Один корень – берез.)

– Выделите корень в записанных словах.

– Есть ли разница в написании корня в однокоренных словах?

– Однокоренные слова имеют два признака. Назовите их.

1) Однокоренные слова сходны, близки по смыслу.

2) У них есть общая часть – корень.

2. – Образуйте от корней родственные слова (разных частей речи):

I вариант – от корня -лес-;

II вариант – от корня -сад-.

(Если дети затрудняются, можно предложить найти родственные слова из группы слов, которые написаны на доске или развешаны на карточках в классе.)

3. З а п и с ь н а д о с к е:

танк – танкист – танковый

? – барабанщик – барабанный

? –     ?     – грибной

? –     ?     – театральный

– На основе первого примера определите и сформулируйте принцип записи слов в первой цепочке.

– В соответствии с ним напишите остальные ряды слов.

– Что можете сказать о записанных словах? (В каждой строке записаны однокоренные слова.)

– Как вы это определили? Докажите. Выделите корень в словах.

4. У п р а ж н е н и е 351, с. 54 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

IV. Итог урока.

– Назовите признаки, по которым можно определить однокоренные слова.

Домашнее задание: упражнение 356, с. 56.

Урок 110

Тема: упражнение в распознавании однокоренных слов (упр360-381)

Цели: уточнение представлений о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; развитие умения распознавать однокоренные слова и выделять корень.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Н а д о с к е з а п и с а н ы с л о в а:

грустный сладкий поздний темный

  в            г         р         ?

– Какую букву нужно поставить вместо вопроса?

– Как вы это определили? (Антоним к слову «грустный» – «веселый», поэтому стоит В; «сладкий» – «горький», поэтому стоит буква Г; «поздний» – «ранний», поэтому буква Р. Значит, «темный» – «светлый», нужно поставить букву С.)

Ссвгр Ссввггрр Ссвввгггррр …

– Определите порядок написания букв в данном ряду и продолжите его до конца строки.

II. Работа над темой.

1. – О чем говорили на прошлом уроке?

– Какие слова называют однокоренными?

– Подберите к словам грустный, сладкий, поздний, темный однокоренные слова.

– Какие признаки имеют однокоренные слова?

– Докажите, что слова, которые вы подобрали – однокоренные.

2. З а п и с ь н а д о с к е:

Дед Егор в густом л..су

Встретил рыжую л..су.

Л..ска, л..сонька, л..са!

Ты в каких живешь л..сах?

Л..сий хвост замел следы.

Где л..сичка? Видел ты?

             М. Н. Пешенькова

– Какое задание можно предложить? (Вставить пропущенные буквы.)

(Это задание можно выполнять и письменно, и устно.)

– Объясните орфограммы.

– Найдите в этом стихотворении родственные (однокоренные) слова.

– Почему слова «в лесу», «лису» не являются однокоренными, ведь мы их произносим одинаково?

– Какой вывод можно сделать?

В ы в о д: корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

– Как же правильно найти в слове корень?

3. У п р а ж н е н и е 362, с. 59 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

– Как нашли корень слова в каждой группе слов? (Сравнили несколько родственных слов по смыслу и выделили общую часть – корень.)

– Что можно сказать о написании корней в родственных словах? (В однокоренных словах корни пишутся одинаково.)

– Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы садитесь, если услышите слово с корнем сад, встаете.

Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.

4. И г р а «Горка».

В воскресенье брат и сестра решили покататься на лыжах. Лыжня вела к высокой горке, которую накануне сделали ребята. Оказалось, что не все могут взобраться на эту горку. Покататься с нее может только тот, кто подберет родственные слова и впишет недостающие буквы в свободные клетки. Конец слова указан, надо найти лишь начало, которое является для всех слов общим. (Приложение 18.)

5. У п р а ж н е н и е 361, с. 58 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

III. Итог урока.

– Как пишутся корни в однокоренных словах?

– Как найти корень в слове?

Домашнее задание: упражнение 363, с. 59.

 

 

Урок 111

Тема: определение корня в слове. Проверочная работа (упр362-363)

Цели: развитие умения распознавать однокоренные слова и выделять корень.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

На доске записаны буквы.

г в б з ч

к с п н т

– Какая лишняя буква в первом ряду? Почему? (Ч – обозначает глухой, мягкий шипящий согласный звук, а все остальные буквы обозначают звонкие согласные звуки.)

– Какая буква лишняя во втором ряду? Почему? (Н – обозначает сонорный согласный звук, а все остальные буквы обозначают глухие согласные звуки.)

– Составьте сочетание из лишних букв. Запишите.

чн чн чн …



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.013 с.)