II. Словарно-орфографическая работа. Посмотрите на это изображение: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Словарно-орфографическая работа. Посмотрите на это изображение:



Посмотрите на это изображение:

– Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если вместо каждого квадрата поставите соответствующую ему букву. При этом исходите из того, что букве Ф соответствует весь заштрихованный квадрат; букве Ш – маленький заштрихованный квадратик; букве О – заштрихованный прямоугольник.

– Какое слово получилось? (Шофер.)

– Что обозначает слово «шофер»? (Это водитель автомобиля.)

Это интересно

Слово шофер пришло в русский язык из французского. Это слово означает «источник». До появления автомобилей этим словом на железных дорогах называли не механика-водителя паровоза, а кочегара. Через определенное время водитель автомобиля стал обслуживать машину с мотором, но его все равно называли и называют шофером. Интересно и то, что в некоторых словарях иностранных слов слово шоферы встречается в значении «разбойники во Франции, которые жгли подошвы своим жертвам, чтобы узнать, где спрятаны деньги».

– Запишите слово шофер. Определите его СУО.

– Назовите грамматические признаки этого слова.

III. Работа над темой.

1. – О чем говорили на прошлом уроке?

– Сегодня на уроке мы продолжим работу по изменению имен прилагательных по родам и правильному написанию родовых окончаний.

2. – Допишите окончания имен прилагательных.

З а п и с ь н а д о с к е:

молод … дуб

молод … березка

молод … дерево

– Что поможет правильно определить родовые окончания имен прилагательных? (Определить род существительных, с которыми связаны прилагательные. Какого рода существительные, такого рода прилагательные. Вспомнить окончания прилагательных в определенном роде и правильно записать.)

3. У п р а ж н е н и е 331, с. 44 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

(Эту работу можно выполнить по вариантам:

I вариант – береза, зима, лето;

II вариант – тепло, высота, веселье.)

– Выделите окончания прилагательных.

– Я буду называть прилагательные разного рода. Если я назову прилагательное женского рода, то приседают девочки, если мужского рода – мальчики, если среднего – хлопаете в ладони.

Слова: белая, зеленый, красное, коричневый, зимняя, хорошая, деревянное и др.

4. – Послушайте небольшое стихотворение и скажите, какие овощи могли быть в корзине?

              Мы сами копали весной огород.

              Мы сами сажали, пололи…

              И вот – расселся, разлегся

              В большущей корзине

              И красный,

                     И желтый,

                            И белый,

                                   И синий,

              Здоровый такой,

              Разноцветный народ.

                     С. Погореловский

– Что вам подсказало, какие в корзине были овощи? (Признак – цвет предмета.)

– Назовите словосочетания прилагательных, обозначающих цвет овощей, вместе с существительными. (Зеленый огурец, красный помидор и т. д.)

– Какого рода прилагательные? Докажите.

Это интересно

Красный.

Алый цвет, по-видимому, так нравился нашим предкам, что они заменили старославянское наименование его чермный на новое – красный, то есть «самый хороший», «прелестный», «красивый».

Передний угол в избе (для дорогих гостей) назывался красным углом. Начинали всегда писать с красной строки, выводя и красочно оформляя первую букву. Самая красивая площадь в Москве и сейчас называется Красная площадь. От слова красный образованы слова прекрасный, красавица, красота, краса, украшение.

Следует еще сказать и о том, что красный цвет в Древней Руси называли и червленый, и червонный. Красную краску делали из особого вида червей (червецов), отсюда и название. Слово червонный сохранилось в украинском языке для обозначения красного цвета и до нашего времени.

Желтый.

Интересно, что слово это имеет тот же самый корень, что и слова золотой, зеленый. В литовском языке, например, «золотой» будет желтас; первоначальным значением тут было, видимо, «желто-блестящий».

Зеленый.

Того же древнего корня, что и желтый. В древнерусском языке было слово зель – «побеги озими». Ему же близки слова злак, зелень.

Белый.

Когда-то очень давно существовал корень bhe; он имел значение «сиять», «блестеть». Слово береза тоже восходит к этому корню. От него же и появилось белый, а от этого слова и белье, и белка.

5. У п р а ж н е н и е 337, с. 46 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

IV. Итог урока.

– Какие окончания имеют прилагательные женского рода? Мужского рода? Среднего рода?

Домашнее задание: упражнение 334, с. 45.

 

Урок 102

Тема: Обучающее изложение по коллективно составленному плану

Урок 103



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.005 с.)