II. Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи. Постановка цели урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи. Постановка цели урока.



Открывается з а п и с ь н а д о с к е:

Под кустом притаился зверек. У него уши, хвост. Тело покрыто шерстью. Есть зубы, но обороняться ими он не может.

– Кто догадался, о ком составлены предложения? (Это сделать трудно.)

– Почему? (Нет признаков.)

– Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о зайце?

– Запишите их. (Маленький, длинные, короткий, мягкой (серой или белой), острые (крепкие).

– На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой? Какие?)

– Какой частью речи они являются?

– Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета.)

– Что такое прилагательное? Какой вывод можно сделать?

В ы в о д: слова, отвечающие на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? и обозначающие признак предмета, называются прилагательными.

– Назовите тему нашего урока. (Имя прилагательное.)

– Сегодня на уроке мы начнем подробно изучать имя прилагательное.

– Для чего в речи нужны прилагательные?

– С какой частью речи чаще всего связано прилагательное? Как вы думаете, почему?

– Вот это нам и необходимо выяснить на уроке.

III. Работа с учебником.

У п р а ж н е н и е 286, с. 24 – коллективное выполнение.

– С какой частью речи связаны прилагательные?

– Почему?

– Составить предложения с этими словосочетаниями.

– Слова, которые обозначают признаки предметов, подчеркнуть волнистой линией.

IV. «Составь рассказ».

З а п и с ь н а д о с к е:

– Что можете сказать о предложениях?

– Что нужно сделать, чтобы рассказ получился более интересным и красочным?

– Подберите слова-признаки.

– Что у вас получилось? Запишите получившийся рассказ. Подчеркните прилагательные волнистой линией.

V. Итог урока.

– Что такое прилагательное?

– Какую роль играют прилагательные в речи?

– С какой частью речи связаны прилагательные? Почему?

Домашнее задание: упражнения 288 на с. 24 и 289, с. 25.

Урок 90

Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным (упр289-293)

Цели: развитие умения устанавливать связь слов в предложении; уточнение представлений учащихся о зависимости прилагательного от существительного.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

 Н а д о с к е з а п и с ь:

линейка тетрадь

– Прочитайте слова. Составьте цепочку из букв: из первого слова выпишите согласные, которые обозначают твердые звуки, из второго – согласные, которые обозначают мягкие звуки.

ктд дкт …

– Определите порядок написания букв. Запишите цепочки букв до конца строки.

II. Словарно-орфографическая работа.

1.– Запишите первое слово.

– Определите его СУО.

Это интересно

Производное от слова линия, заимствованного через немецкий из латинского языка, где Linea – «линия», «нитка», производное от Linum – «лён». Вот до чего мы добрались, выясняя истинное происхождение слова.

Не подумайте, что линейки делались из льна, здесь связь с ниткой. А линейка буквально означает «инструмент для проведения линий». Ровненько так получается, как по натянутой ниточке.

– Подумайте, в каком еще значении употребляется слово линейка. (Построение ребят на уроках физкультуры, на праздниках.)

2. – Запишите второе слово.

– Определите СУО данного слова.

– Какую орфограмму нужно запомнить? Почему?

– А какую орфограмму в этом слове можно проверить?

– Как это сделать? (Подобрать проверочное слово.)

Это интересно

Тетрадь – древнерусское заимствование из греческого языка. Образовано от tetrados – «четвертая часть листа» или tetro – «сложенный вчетверо». А почему такое название? Дело в том, что раньше тетрадки имели всего четыре листка: один большой лист складывали пополам, потом еще пополам, разрезали, сшивали посредине – и тетрадь готова.

III. Работа над темой.

1. – Какой частью речи являются слова линейка и тетрадь? (Это существительные.)

– Подберите к этим существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Запишите словосочетания.

– Какое в словосочетании слово будет главным? Зависимым?

– Почему?

– Какого числа и рода прилагательные?

– Как вы это определили?

2. Приложение 11.

– Прочитайте прилагательные с каждым из существительных.

(Лесной край, лесное озеро, лесная поляна; золотой зуб, золотое кольцо, золотая брошь; широкое поле, широкий простор, широкая улица; синяя лента, синее небо, синий цветок; родное село, родной город, родная страна.)

– Что вы сейчас называли? (Словосочетания.)

– Что приходилось изменять при составлении словосочетаний? (У прилагательных менялось окончание.)

– Почему? (Потому, что прилагательное зависит от существительного.)

– Вот об этом сегодня и будем говорить на уроке.

– Нам необходимо учиться находить словосочетания в предложениях, устанавливать связь слов в предложении.

IV. Работа с учебником.

1. У п р а ж н е н и е – коллективное выполнение.

– Определите число и род прилагательных и существительных. Отметьте главное слово.

– Какой частью речи оно является? Почему?

– Какой частью речи является зависимое слово? Почему?

2. У п р а ж н е н и е – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

1) Спишите предложения. Укажите связь слов в предложениях.

2) Выпишите словосочетания.

– Что не является словосочетаниями? (Главные члены предложения.)

V. Итог урока.

 

Урок 91

Тема: Наблюдение над изменением имен прилагательных по родам и числам (упр294-297)

Урок 92

Тема: Согласование имен прилагательных с именами существительными (упр298-302)

Урок 93

Тема: Обучающее сочинение по теме «О чем шепчутся снежинки»

Урок 94

Тема: Прилагательные близкие и противоположные по смыслу (упр303-307)

Цели: развитие умения распознавать и употреблять в речи имена прилагательные; углубление представлений детей о синонимах и антонимах.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Н а   д о с к е р е б у с ы:

   

– Отгадайте ребусы, и вы определите, какую букву будете писать сегодня. (Будем писать букву п, потому что с нее начинаются слова-отгадки: пенал, подарок, подушка.)

Ппая Ппоё Ппую …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.012 с.)