II. Словарно-орфографическая работа. – Какое слово рассыпалось? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Словарно-орфографическая работа. – Какое слово рассыпалось?



– Какое слово рассыпалось? (Берлога.)

– Составьте схему этого слова по системе СУО.

– Кто живет в берлоге?

– Составьте предложение со словами медведь и берлога. Назовите главные члены предложения.

– Какое это предложение по цели высказывания? А по интонации?

Это интересно

Медведь. У греков, да и у многих других народов, медведь именовался арктос (латинское урсус), что означало ужасный.

Медведь был самым грозным противником человека в европейских лесах. Его опасались больше, чем любого другого зверя. Древние люди считали, что если изменить имя, то изменится и характер животного.

Страшное имя арктос они заменили очень удачным, безобидным псевдонимом медоед (мед-у-едь – медведь). Медведь – «едящий мед».

III. Работа над темой.

– О чем говорили на прошлом уроке?

– Какие еще бывают предложения по цели высказывания? Приведите свои примеры.

– Можно ли по началу предложения определить, каким оно будет по цели высказывания?

И г р а «Узнай предложение».

– Я буду называть начало предложения, а вы – топать ногами, если оно побудительное, разводить руками – если вопросительное, поднимать руки вверх – если повествовательное.

С кем вы, гости… (Вопросительное.)

Однажды в студеную… (Повествовательное.)

А ты сам ступай… (Побудительное.)

На берегу пустынных волн… (Повествовательное.)

А где мой… (Вопросительное.)

Пусть строится… (Побудительное.)

– Что вам помогло определить, каким будет предложение?

IV. Работа с учебником.

1. У п р а ж н е н и е 198, с. 107 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

– Какие предложения выписали? Почему?

– Можно ли по знаку препинания в конце предложения определить, где повествовательное, а где побудительное предложение? Почему?

– Чем отличается побудительное предложение от повествовательного?

(Чтение правила в учебнике на с. 109.)

2. У п р а ж н е н и е 199, с. 108 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

– Какая речь содержится в этом тексте? (Разговорная.)

– Как можно назвать такой разговор? (Диалог.)

– Сколько героев участвуют в разговоре и кто? (Родитель и котик.)

– Какие слова употреблены в переносном значении?

– Назовите слова с орфограммами и объясните их написание.

V. Закрепление. Игра «Какие предложения».

Детям раздаются карточки с представленным текстом, но без знаков препинания в конце предложений.

– Что заметили?

– Какое задание можно предложить? (Расставить знаки препинания.)

У меня зазвонил телефон

– Кто говорит

– Слон

– Откуда

– От верблюда

– Что вам надо

– Шоколада

– Для кого

– Для сына моего

– А много ли прислать

– Да пудов эдак пять или шесть. Больше ему не съесть,

он у меня еще маленький

– Какая это речь?

– Как называется произведение, отрывок из которого вы прочитали? Кто его автор?

– Какие здесь встретились предложения по цели высказывания?

VI. Итог урока.

– Какие предложения бывают по цели высказывания?

Домашнее задание: придумать небольшой рассказ, в котором будут разные по цели высказывания предложения.

 

Урок 58

Тема: Обучающее изложение по плану «На лугу»

Урок 59

Тема:   Восклицательные предложения (упр200-204)

Словарный диктант

Цели: углубление представлений учащихся об интонации предложений; развитие умения правильно произносить предложения, употреблять нужный знак препинания.

Ход урока

I. Чистописание.

Списать красиво предложения (з а п и с ь н а д о с к е).

На землю выпал пушистый снег.

Пушистый снег выпал на землю!

– Подчеркните и объясните в словах орфограммы.

– Выделите основу предложений.

II. Работа над темой.

– Эти предложения помогут определить тему нашего урока.

– Прочитайте эти предложения. Что заметили? (По-разному произнесли одно и то же предложение.)

– Изменилась ли при этом основа предложения?

– Что можно сказать о первом предложении?

– Какое оно по цели высказывания? А по интонации?

– Что можно сказать о втором предложении?

– Чем предложения отличаются? (Интонацией.)

– Какой вывод можно сделать?

В ы в о д: повествовательные предложения могут быть восклицательными или невосклицательными.

– От чего это зависит? (От интонации, с которой произносится предложение.)

– Что выражают восклицательные предложения? (Они выражают сильные чувства.)

– Назовите тему нашего урока.

– Сегодня на уроке будем учиться различать предложения по интонации, правильно произносить их и ставить нужный знак в конце предложения.

III. Работа над темой.

1. У п р а ж н е н и е 200, с. 108 – устный разбор.

– Прочитайте предложения так, как указывают знаки препинания.

– Что заметили? (Одно и то же предложение прочитали по-разному.)

– Почему?

– Какие это предложения по цели высказывания? (Повествовательные.)

– А по интонации? (Невосклицательное и восклицательное.)

– Что можете сказать об остальных предложениях?

– Какие они по цели высказывания и по интонации.

2. Ч т е н и е в у ч е б н и к е сведений о языке на с. 93.

3. У п р а ж н е н и е 201, с. 109 – выполнение по вариантам (группам).

I в а р и а н т (группа) – выписывает повествовательные предложения;

II в а р и а н т (группа) – вопросительные и восклицательные предложения.

– Что заметили?

Это интересно

Греки в конце вопросительных предложений ставят не вопросительный знак, как мы, а точку с запятой; испанцы вопросительный и восклицательный знаки ставят не только в конце, но и в начале предложений в перевернутом виде. Армяне в конце повествовательного предложения ставят двоеточие.

IV. Рассмотрите рисунки.

                 Паша               Миша                 Оля

– Можно ли по выражению лица определить, с каким чувством говорит человек?

– Какое чувство выражает лицо Паши? Миши? Оли?

– Прочитайте текст. (Текст на каждой парте.)

Миша, Паша и Оля пришли в лес за черникой.

– Как красиво в лесу. Как много ягод!

– Неужели черника еще не созрела? Но как же ее много!

– Посмотрите, кто-то вырвал кустики черники и бросил! Как можно так вредить природе! Ведь кустик черники может жить около ста лет!

– Угадайте, кто что сказал.

– С каким чувством говорил Паша? Миша? Оля?

– Чем была возмущена Оля?

– Что можно сказать о предложениях? Какие они по цели высказывания и по интонации?

V. Итог урока.

– Какие бывают предложения по цели высказывания?

– По интонации?

– Поставьте знаки препинания в конце предложений. Объясните их постановку.

З а п и с ь н а д о с к е:

Брат вытащил крошечного мышонка

Да какой же он маленький

Разве такие бывают

Домашнее задание: упражнение 202, с. 109.

 

Урок 60

Тема: деление непунктированного текста на предложения

 

 Лес раскрывает добрым глазам свои тайны ты давно был в лесу на опушке леса растет красавица липа она стоит вся в цветах около нее кружат пчелы они весело жужжат добрая липа дарит им сладкий сок пчелы жадно пьют его как хороша липа.

 

Порядок работы

Непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая остановку после каждого предложения. После этого ученики самостоятельно читают текст еще раз, наблюдая начало и конец предложений.

 

Грамматические задания

1. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.

2. Озаглавь текст.

3. Запиши слово пьет. Какую роль выполняет мягкий знак в данном слове?

 

В этом слове мягкий знак...

Запиши в тетради только ответ.

Какую еще роль может выполнять мягкий знак в словах?

Мягкий знак является...

Запиши в тетради только ответ. Приведи свои примеры.

На выявление умения находить части речи

 

Урок 61

Тема:имя существительное. Общее понятие (упр205-209)

Цели: формирование грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщенным лексическим значением имен существительных (названия людей, вещей, событий и т. д.).

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. Запись на доске:

большой – м аленький

война –? (м ир)

глубокий –? (м елкий)

старый –? (м олодой)

гладить –? (м ять)

твердый –? (м ягкий)

сухой –? (м окрый)

– Если вы правильно сформулируете и выполните задание к записи, то узнаете, какую букву мы будем писать сегодня.

З а д а н и е: подобрать к словам антонимы. Они все начинаются на букву М. Значит, сегодня будем писать букву М.

2. Определите порядок следования букв в этом ряду:

мло омл лом …

– Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.029 с.)