II. Словарно-орфографическая работа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Словарно-орфографическая работа.



– Узнайте слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.

1) Первая буква этого слова та, которую писали во время минутки чистописания.

2) Вторая буква – согласная, два раза встречающаяся в слове квартира.

3) Третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак.

4) Четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в корне слова малина.

5) С пятой буквы начинается второй слог в слове овес.

6) Шестая буква является окончанием в слове солома.

7) Седьмая буква обозначает всегда звонкий мягкий согласный, который есть в слове урожай.

– Какое это слово? (Трамвай.)

– Найдите слово в орфографическом словаре. Определите СУО этого слова.

– Составьте предложение со словом трамвай.

Это интересно

Слово трамвай английское (tram – «вагон», way – «дорога», «путь»).

А пришло оно к нам из Бельгии. Именно бельгийцы получили первыми право на строительство трамвайных линий в России.

Но все-таки слово это прижилось в России не сразу. Долго этот вид транспорта назывался «электрической конкой». Сейчас слово конка давно забыто. Были когда-то такие железные вагончики, бегавшие по рельсам. Запрягали их лошадьми. Потом стали называть трамвай не просто трамваем, а электрическим трамваем. А теперь он просто трамвай.

III. Работа над темой.

– Разгадайте ребусы и загадки. Отгадки запишите.

2) Везде сует свой нос витой.

Дыру проткнет в стене.

Чтобы узнать, а что на той,

Обратной стороне. (Сверло.)

3) Первое – нота,

второе – игра,

целое встретится у столяра. (Долото.)

– Какой частью речи являются эти слова?

– Разделите их на три группы. (Если дети затрудняются, можно им помочь.)

– Я вам предлагаю присвоить все предметы, которые обозначены этими существительными. Как вы скажете, что «передача» принадлежит вам? (Она моя.)

(Аналогичная работа проводится и с другими словами.)

– Какого рода существительные, о которых можно сказать: «он мой», «она моя», «оно мое»?

– Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Это второй грамматический признак имен существительных.

– Назовите тему нашего урока.

– Итак, ваша задача – научиться различать род существительных. Как же можно определить род существительного?

(Учитель обращает внимание на то, что род имен существительных – постоянный признак. Существительные по родам не изменяются.)

Женский род запомню я

И скажу: «Она моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он мой».

Средний род – «Оно мое!»

Это правило твое!

– Я буду называть имена существительные разного рода. Если произнесу имя существительное мужского рода, надо присесть. Если назову имя существительное женского рода, надо встать. Если среднего рода – надо подпрыгнуть.

Слова: дождь, трава, небо, ком, девочка, солнце, стол, яблоко, ученица, книга, труд, огурец, урожай, ветер.

IV. Работа с учебником.

У п р а ж н е н и е 237, с. 127 – самостоятельное выполнение
с последующей проверкой.

– Какие еще слова помогают определить род существительных? (Эта, это, этот.)

V. Игра «Сложи тетрадки».

– Что заметили? (Есть тетради, которые нельзя положить ни в один портфель.)

– Почему? (Эти существительные стоят во множественном числе.)

– Какой вывод можно сделать?

В ы в о д: у существительных, которые стоят во множественном числе, род не определяется.

– Поставьте эти существительные в единственное число. Что теперь можно сказать? (Можно определить род.)

VI. Работа с учебником.

У п р а ж н е н и е 239 – коллективный разбор.

Объясните смысл пословиц и фразеологизмов. (Фразеологизмы, пословицы, загадки – это устойчивые сочетания слов.)

VII. Итог урока.

– Как же определить род имен существительных?

– В каком числе должно стоять существительное, чтобы можно было определить его род?

– Как узнать род имени существительного, если оно стоит во множественном числе?

 

Урок 70

Тема: Распознавание рода имен существительных (упр240-241)

Цель: развитие умения изменять имена существительные по числам, различать род.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Запись по образцу:

р л о а з а н д ы ш

м в и у ш х а н я

с о ш и с н ш а к а

II. Работа над темой.

1. – Используя записи, выполните следующие задания и ответьте на вопросы.

1) Вытащите из букета садовый и лесной цветок (первая строка букв). (Роза, ландыш.)

2) Из какой ягоды варенье досталось кому-то на съеденье (вторая строка)? (Вишня, муха.)

3) Отделите плод от растения (третья строка)? (Шишка, сосна.)

Запишите эти слова.

2. – Что можно сказать о записанных словах?

– Что у них общего? (Все слова имена существительные, стоят в единственном числе.)

– Найдите лишнее слово. (Лишнее слово «муха».)

– Почему? (Оно обозначает одушевленный предмет, а остальные – неодушевленные.)

– Какое еще слово может быть лишним? Почему? (Лишнее слово «ландыш». Все слова женского рода, а оно мужского.)

Это интересно

Слово вишня берет начало от греческого слова ixos – «дерево с клейким соком». Русское толкование: вишня образовано от глагола висеть. Итальянцы, французы, немцы и англичане называют вишню очень созвучно… черешне (от греческого kerasos). Название это произошло от вишневых лесов вокруг греческого города Кerasos.

Ландыш. Народное название этого цветка – ладанка – запах ладана. Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волхвой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком – символом чистоты, любви и грусти.

Сосна. Первое объяснение: дерево названо по цвету коры молодых ветвей «серый», «серебристый», «седой» (для сосны «взрослой» характернее красноватый оттенок). Другие считают, что слово сосна связано с латинским cana – «сок»; в этом случае сосна значит «сочное, смолистое дерево».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.011 с.)