Тема : анализ сочинения, Прописная буква в именах собственных (упр102-106), 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема : анализ сочинения, Прописная буква в именах собственных (упр102-106),



      особенности написания названий книг, журналов, газет, мультфильмов

Цели: обучение умению правильно записывать названия печатных изданий.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. – Что знаем о буквах о, я, ю, ф?

Письмо по образцу.

2. Письмо под диктовку.

Федор Яковлевич Юдашкин посетил весной города Феодосию, Юрмалу, Ярославль, Омск.

После записи под диктовку учитель открывает доску, где записано это предложение.

Федор яковлевич юдашкин посетил весной города феодосию, юрмалу, ярославль, омск.

– Сравните свою запись с записью на доске.

– Что хотите сказать? (На доске имена собственные записаны с маленькой буквы.)

– Исправьте ошибки.

II. Работа над темой.

1. – Откуда мы могли узнать о том, что Юдашкин посетил весной некоторые города? (Из газет, журналов, телевидения.)

– Кто из вас любит читать книги? Стихи? Журналы?

– Назовите автора и название книги, которую вы больше всего полюбили.

– А как нужно записывать название книги? Стихотворения? Сказки? Журнала?

– О чем сегодня будем говорить на уроке?

– Итак, тема нашего урока «Заглавная буква в печатных изданиях».

2. – Название учебника, по которому мы изучаем русский язык, как нужно писать?

– Кто составил для нас учебник?

Записать ответ на этот вопрос.

– Учебник «Русский язык» для нас составила Антонина Владимировна Полякова.

3. Однажды мальчик написал, какие он прочитал книги. Вот что у него получилось.

Н а д о с к е: «Дюймовочка на Луне».

  «Винни-Пух в сапогах».

  «Незнайка, который живет на крыше».

  «Красавица и все-все-все».

  «Кот, Малыш и Карлсон».

  «Колобок и чудовище».

– Что заметили? Восстановите правильные названия.

(«Дюймовочка», «Незнайка на Луне», «Винни-Пух и все-все-все», «Кот в сапогах», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Красавица и чудовище», «Колобок».)

– Как следует написать названия книг? (С большой буквы и в кавычках.)

– А журналов?

III. Работа с учебником.

Упражнение 100, с. 57 – коллективный разбор.

IV. Обобщение по теме «Собственные и нарицательные имена существительные».

1) – Придумайте и напишите клички животных.

I р я д: корова …;

II р я д: собака …;

III р я д: кошка …;

2) – Составьте предложение об одном из животных.

3) – Объяснить (устно) поговорки.

Волга – всем рекам мать.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Москва слезам не верит.

– Найдите имена собственные и объясните их написание.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

 

Урок 30

Тема: Обозначение мягкости согласных буквами: ь, е,ё,ю, я, и (упр107-108)

Цели: систематизация знаний учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме; упражнение в обозначении мягкости согласных на письме при помощи гласных.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

ф и з е д ё р я в ю

Письмо по образцу.

– На какие две группы можно разделить все эти буквы? (Гласные и согласные.)

– Какое задание можно предложить? (Составить из них слоги.)

– Запишите слоги, чтобы ни гласные, ни согласные не повторялись. (фи зе дё ря вю.)

II. Работа над темой.

1. – Назовите согласные в первой строке (во второй).

– Что заметили? (В первой строке согласные твердые, а во второй – мягкие.) Почему?

– Какими буквами обозначена мягкость согласных? (и, е, ё, я, ю.)

– Сформулируйте тему нашего урока. (Обозначение мягкости согласных гласными буквами.)

– Что еще обозначает мягкость согласных? (ь.) Но об этом подробнее поговорим на следующем уроке.

2. – В каком случае эти согласные могут быть твердыми? Замените в каждом слоге гласные на а, о, у, ы, э. Запишите полученные слоги. (фа зо ду ры  вэ.)

– Назовите согласные звуки в этих слогах.

– Как теперь они произносятся? Почему?

– Как вы сказали, согласные бывают твердыми и мягкими. Можно ли на ощупь определить, мягкий это согласный или твердый? Конечно, нет, так как названия эти условные. При образовании мягких звуков язык как бы приподнимается к нёбу, при этом сужается проход, по которому идет воздух, и получается звучание, которое условно называется мягкостью.

(Наблюдение над слогами: фи, зе, дё, ря, вю.)

– Твердые звуки как бы выдуваются через широкую трубу, а мягкие через узкую.

(Наблюдение над слогами: фа, зо, ду, ры, вэ.)

– Я буду называть слоги, вы – делать наклоны вперед, если согласный в слоге мягкий, и назад, если согласный твердый.

3. – Но все ли согласные могут быть и твердыми, и мягкими? Почему?

– Назовите согласные, которые всегда твердые (мягкие). Об этом подробнее поговорим на следующих уроках.

– Итак, в русском языке есть звуки гласные и согласные. Как вы думаете, кому живется легче? Почему?

– Ну конечно, гласным, они легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своем пути никаких преград.

– Но все-таки давайте задумаемся, что важнее: гласные или согласные? Как вы думаете?

– В «Толковом словаре русского языка» под редакцией А. Н. Ушакова для обозначения фамилий писателей использовалось условное сокращение: печатались только согласные буквы фамилий. Сможете ли вы расшифровать их: П ш к н, М х л к в, Б р т. Узнали? Молодцы!

– А теперь обозначим фамилию писателя гласными: уи, иао, ао. Их не пытайтесь определить. Ни за что не догадаетесь! Выходит, что согласные дают нам больше информации, чем гласные. Почему? (Их больше в русском языке.)

– Но и роль гласных очень важна. И это вы уже видели на примере слогов. Гласные делают согласные и твердыми, и мягкими.

4. И г р а «Допиши словечко».

– Дописать второй слог так, чтобы согласный звук этого слога был мягкий:

ло-, Та-, оч-, На-, А-, бро-, гу-.

– Подчеркните в этих словах буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

(Лоси, Таня, очки, Надя, Аня, брови, гуси.)

– Почему некоторые слова написаны с большой буквы?

III. Работа с учебником.

Упражнение 108, с. 60 – загадку записать по памяти.

– Записать отгадку и в этом слове подчеркнуть одной чертой мягкие согласные и двумя – твердые согласные. (Пальто.)

– Назовите мягкий согласный в этом слове. Почему? (ь.)

– Об этом продолжим разговор на следующем уроке.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: упражнение 107, с. 60.

 

Урок 31

Тема: Обозначение мягкости согласных мягким знаком на конце слов (упр109-115)

Цели: продолжение формирования знаний о правописании мягких согласных и способах обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1) Письмо элементов и букв ф, р.

2) Звукобуквенный анализ слова фильм.

– Почему звуки [ ф’ ], [ л’ ] произносим мягко?

3) – На вопрос «Ты кто?» назовите специальности людей, которые начинаются на букву ф. (Факир, фокусник, фармацевт, фотограф, футболист, фигурист.)

– Какой звук слышим в начале слова?

4) – Спишите слова с доски, разделяя для переноса.

Ремонт, рюкзак, король, ряд, вперед, риск.

– Какая буква есть во всех словах? (р.)

– Какой звук она обозначает?

– Какое слово лишнее? Почему? (Слово «король» лишнее потому, что в нем звук [р] слышится твердо.)

– Какие буквы обозначают мягкость согласного звука [ р ]?

II. Работа над темой.

1. – Какие буквы указывают на мягкость согласных?

– А какую букву, указывающую на мягкость согласных звуков, мы не назвали? (ь.) Где в словах может находиться ь, обозначающий мягкость? (На конце слов и в середине.) Определите тему нашего урока. (Обозначение мягкости согласных ь.)

– Сегодня мы будем говорить об обозначении мягкости согласных ь на конце слов.

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак.

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо «шесть» получим «шест»,

Вместо «есть» получим «ест»,

Станут пенками «пеньки»,

Уголками «угольки»,

«Банька» в банку превратится,

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

2. Упражнение 112, с. 62 – коллективный разбор. (Один ученик записывает на доске, другие в тетрадях.)

– Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные на конце слов.

– На какой вопрос отвечают записанные слова? (Сколько?)

– К какой части речи отнести эти слова?

– Эти слова называются числительными. С этой частью речи подробнее будем знакомиться позднее.

– Что можно сказать про количество букв и звуков в этих словах?

– Для чего нужен ь в словах?

– Я сейчас буду называть слова. Если последний звук в слове мягкий, то вы приседаете, если твердый – делаете наклон вперед. Слова: мяч, корь, ветер, дуб, лось, вещь, карась, дом, стол, корабль и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.017 с.)