III. Наблюдение за фразеологизмами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Наблюдение за фразеологизмами.



1. Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

Упражнение 37, с. 23 – коллективный разбор словосочетаний и запись в тетрадях. (В рамки, оформленные точками, вставить слова, подходящие по смыслу к фразеологизмам.)

– Можно ли как угодно изменять такие словосочетания? Почему?

– Как называются такие сочетания слов?

Ч т е н и е с в е д е н и й о языке на с. 23.

– Были в мастерской две дуги и стержень, которые использовали и по отдельности, и вместе. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф.

Вот символ фразеологизма, слившегося из деталей в букву Ф:

()+ I = Ф

– Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы. Вот с чем сегодня еще познакомимся на уроке.

2. У п р а ж н е н и е в использовании фразеологических оборотов в речи.

1) И г р а «Фразеологизмы».

Дети делятся на три группы (команды). Каждой группе дается слово: I – зуб, II – глаз, III – нос.

Учащиеся должны назвать фразеологические обороты, в которых встречаются эти слова. Кто больше?

Зуб: зуб на зуб не попадает; говорить сквозь зубы; ни в зуб ногой; зубы заговаривать; око за око, зуб за зуб; положить зубы на полку и др.

Глаз: мозолить глаза; глазом не моргнуть; хоть глаз выколи; с глазу на глаз; пускать пыль в глаза и др.

Нос: задирать нос; водить за нос; клевать носом; оставаться с носом; вешать нос; зарубить на носу и др.

(Если дети затрудняются, можно использовать «Фразеологический словарь русского языка». Учитель помогает детям в работе со словарем.)

– Как располагаются фразеологизмы в словаре? (В алфавитном порядке.)

Дети называют фразеологизмы и объясняют их значение.

2) Учитель. В своей речи мы часто используем меткие выражения из произведений известных писателей, поэтов, из народных сказок, легенд, мифов.

Например, жалея, что не заметили самого главного, мы говорим словами басни А. И. Крылова: «Слона-то я и не приметил».

Такие выражения, которые вошли в русский язык из литературных произведений, называются крылатыми словами. Среди крылатых слов много словосочетаний, которые ничем не отличаются от фразеологизмов.

И г р а «Закончи крылатое выражение»

Поди туда – не знаю куда… (принеси то, не знаю что).

Скоро сказка сказывается… (да не скоро дело делается).

Это все присказка… (сказка будет впереди).

IV. Итог урока.

– О чем говорили сегодня на уроке?

– Зачем нам нужно знание алфавита?

– О чем еще узнали на уроке?

               

Урок 10

Тема: Обозначение буквами гласных и согласных звуков

                Упр 30-37 

У р о к 11

Тема: слогообразующая роль гласных

Цели: восстановление и уточнение знаний учащихся о слогообразующей роли гласных звуков; введение в активный словарь учащихся терминов: односложные, двусложные, трехсложные слова.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

З а п и с ь н а д о с к е: в р б й.

Учитель показывает написание букв.

– Что можете сказать об этих буквах (звуках)? (Эти буквы обозначают согласные звуки.)

– Можно ли из этих букв составить слово? Почему?

– Что нужно сделать, чтобы получилось слово? (Добавить гласные.)

– Какое слово получилось? (Воробей.) Что о нем можете сказать?

Составить схему по системе СУО.

Это интересно

Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышленые птахи, поневоле подумаешь: воробей – это просто-напросто «вора бей».

А вот некоторые ученые думают иначе. Слово воробей восходит к древней основе вор. От нее образованы такие слова, как ворота, забор.

Наверное, за то воробей получил свое название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел.

Воробьи – особенные птицы. Они самые многочисленные птицы нашей планеты. Никогда не живут в клетках и не попадают в западни птицеловов. Недаром люди сложили поговорку: «Старого воробья на мякине не проведешь». Так говорят про опытного, бывалого человека, которого невозможно перехитрить.

А как же здесь: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь»? Существует и такое шутливо-разговорное выражение: «Воробью по колено».

Маленький он, воробьишка.

– Как вы думаете, что важнее – гласные или согласные? Почему? Что мы должны выяснить сегодня на уроке?

II. Работа над темой.

1. У ч и т е л ь ч и т а е т с к а з к у.

Кто важнее?

Поспорили однажды гласные и согласные звуки о том, кто из них важнее.

– Конечно, мы важнее! – закричали гласные. – Без нас и рта никто не раскроет!

– Ну, это мы еще посмотрим, – дружно возразили согласные. – Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

– А вот и получится! Например, Н.

– Разве только одно Н, больше ничего!

– И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

– Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь. Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!

– О, е, и, а, – пропели гласные и смущенно умолкли.

– Вот видите, а если мы скажем ф н т к, так всякий догадается, что это фонетика.

– Ну допустим, хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте произнести такие слова: окно, елка, если.

Согласные промычали в ответ что-то непонятное и тоже умолкли.

– Кто же из них важнее и нужнее?

2. С л о г о о б р а з у ю щ а я р о л ь г л а с н ы х.

– Какую важную роль играют гласные в словах?

– Рассмотрите первую пару картинок (кот и кит).

– Кто изображен слева? (Кот.)

З а п и с ь слова кот.

– Подчеркните гласные в этом слове, разделите на слоги.

– Сколько гласных? Сколько слогов? (Одна гласная и один слог.)

– Кто изображен справа? (Кит.) Запись слова кит.

– Сколько гласных? Сколько слогов?

Следующая пара слов домик – труба разбирается аналогично.

– Какой можно сделать вывод?

Сколько в слове гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

– Как же можно проверить, правильно ли разделили слово на слоги? (Посчитать количество гласных.)

– Сколько слогов было в первой паре слов? (Один.)

– В русском языке такие слова называют односложными. Сколько слогов было во второй паре слов? (Два.)

– Как можно назвать такие слова? (Двусложные.)

– А если в слове три слога? (Трехсложные.)

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

III. Работа с учебником.

Упражнение 32, с. 21 – самостоятельное выполнение.

– Подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки.

– Как, не разделяя слова на слоги, определить количество слогов? (Посчитать гласные.)

IV. Итог урока.

– О чем говорили сегодня на уроке?

– Что важнее – гласные или согласные?

Домашнее задание: упражнения 33 или 35, с. 22 (по желанию).

У р о к 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.013 с.)