Как звуки научились превращаться в буквы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как звуки научились превращаться в буквы



Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками. Но зато любили петь.

Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему там так понравилось, что он решил поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился.

Но он все-таки был волшебником. Причем очень добрым. И решил каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другое. Стоило его надеть, как звук сразу становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав, пропев или прошептав ее, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

– Прочитайте то, что записали во второй строке. Что это? (Слово «молодцы».)

– Как мы его получили?

– На протяжении многих тысячелетий звуки складывались в определенный порядок, становились словами, которые имеют значение, смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место. Звуковую сторону речи изучает фонетика. (Название образовано от греческого слова, что значит «звук».)

А звуки называются фонемы.

Вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова.

2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м (упражнение 20, с. 15 (устно).

– Прочитать внимательно, какими были кит и кот.

– Назовите звуки в этих словах. Какими буквами они отличаются?

– Из чего же состоят слова? (Из звуков.)

– Как звуки обозначаются на письме? (Буквами.)

– Выполняя все эти задания, мы и подошли к теме нашего урока. Как бы вы могли ее сформулировать?

– Чем будем заниматься на уроке? (Ответы детей.)

3. И г р а «Слова и загадки».

1) – Из каждого слова выньте по одной фонеме так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Запишите эти слова.

Запись на доске:

краска – каска

всласть – (власть)

горсть – (гость)

склон –          (слон)

полк –            (пол)

тепло –          (тело)

беда –             (еда)

экран –          (кран)

– К словам тепло, беда подобрать синонимы и антонимы (тепло – синоним, беда – антоним).

– Как произносим слово тепло? ([т’ипло].)

– А слово беда? ([б’ида].)

– Что заметили? (Пишем не так, как слышим.)

– Как же правильно написать эти слова?

– Устно подобрать проверочные слова.

– О таких словах, в которых написание расходится с произношением, мы еще будем говорить в дальнейшем. С такими словами вы будете встречаться очень часто. (Можно с этими словами составить предложения.)

2) Учитель. А теперь наоборот: добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово.

З а п и с ь н а д о с к е:

роза – гроза

рука – (рубка)

стол – (ствол)

клад – (склад)

шар – (шарф)

усы – (бусы)

укус – (уксус)

– Такие слова-загадки при отнимании и прибавлении буквы или слога называются логогрифы.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ…

Но когда с умом, толково

Их построить в четкий ряд, –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

III. Итог урока.

– О чем говорили на уроке?

– Чем буква отличается от звука?

– Из чего состоят слова?

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: упражнения 21, 22, с. 16–17.

 

 

У р о к 7
Тема: гласные и согласные звуки. их отличия
 

Цели: восстановление и уточнение знаний учащихся об отличительных признаках гласных и согласных звуков; обучение фонетическому разбору слов, сравнению буквенного и звукового состава слова.

Ход урока

I. Словарная работа.

З а п и с ь н а д о с к е:

Ф..милия, ф..нарь, л..гушка, сн..гирь, стр..коза.

– Какое задание вы можете предложить? (Вставить пропущенные буквы, объяснить написание, поставить ударения.)

Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями и проверяют написание слов по словарю).

– Эти слова помогут определить тему нашего урока.

II. Работа над темой.

1. – Сколько букв в слове фонарь? (6.)

– А сколько фонем? (5.)

З а п и с а т ь транскрипцию этого слова.

– Почему звуков меньше, чем букв? (Ь не имеет звука.)

– Найдите (среди этих слов) еще слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Снегирь.) Записать транскрипцию этого слова.

– Бывает ли такое, чтобы звуков было больше, чем букв?

– Когда такое возможно? Найдите эти слова. (Фамилия.)

Записать транскрипцию этого слова.

– Что мы записываем в транскрипции? (Звуки.)

– На какие две группы можно разделить звуки? (На гласные и согласные.)

– Чем отличаются гласные звуки от согласных?

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему.

2. – Какие звуки называют гласными? (Звуки, при произношении которых воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Их можно пропеть.)

– Сколько гласных букв в русском языке? (10.) Назовите их.

– Сколько гласных звуков? (6.) Почему?

– Хорошо ли вы их знаете? Давайте проверим.

И г р а «Молчанка»

Дети по артикуляции учителя угадывают гласные звуки. (Голос в старину так и называли «глас».)

– Какие звуки называются согласными? (Звуки, при произношении которых воздух встречает на пути преграду: губы, зубы, язык – называются согласными.)

– Сколько согласных букв в алфавите? (21.) А сколько звуков? (36.) Почему?

Это интересно

В языке острова Ронакуп (Полинезия) всего 9 согласных и 5 гласных, а вот в языке Абазы (Северный Кавказ) согласных 65, а гласных 2 – и, ы. В китайском языке слово может начинаться с любого согласного звука, а кончаться только на и, ы или нь.

Покачайтесь,

Покружитесь,

Потянитесь,

Распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте,

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

III. Работа с учебником.

1) У п р а ж н е н и е 23, с. 18 – самостоятельное выполнение.

– А теперь проведем эксперимент, который проверит, верно ли подчеркнули буквы, обозначающие гласные звуки.

Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е: в первом предложении подчеркнуть основу, указать связь слов.

– Какое это предложение: распространенное или нераспространенное?

– На тупой конец карандаша положим маленькую, согнутую в виде буквы Г бумажку, поднесем карандаш ко рту на расстоянии 7–10 см и произнесем подчеркнутые буквы. Что заметили? (При произнесении гласных бумага не шелохнулась.)

2) У п р а ж н е н и е 25, с. 19 – коллективное выполнение.

– Проведем такой же эксперимент с согласными звуками.

– Какой вывод можно сделать?

При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту препятствие – бумажка падает.

IV. Итог урока.

– Что мы выяснили сегодня на уроке?

– Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Гласные – согласные

           Мы – не буквы, мы – звуки речи,

           Изучает фонетика нас.

           Мы – не буквы, мы – звуки речи,

           Произносят и слышат нас.

                Дыхание свободно в каждой гласной,

                В согласных прерывается на миг.

                И только тот гармонии достиг,

                Кому чередованье нас подвластно!

           Воздух свободно идет через рот,

           Нет препятствий разных,

           Голос участвует, голос зовет,

           Звук получается гласный.

                Гласные тянутся в песенке звонкой,

                Могут заплакать и закричать,

                Могут в кроватке баюкать ребенка,

                Но не желают свистеть и ворчать.

           А согласные – согласны

           Шелестеть, шептать, скрипеть,

           Даже фыркать и шипеть,

           Но не хочется им петь.

                Ссс – змеиный слышен свист,

                Шшш – шуршит опавший лист,

                Жжж – шмели в саду жужжат,

                Ррр – моторы тарахтят.

Домашнее задание: упражнения 28, 31, с. 20–21.

 

Урок 8

Тема: обучающее сочинение по теме «Летние впечатления» (из личного опыта)

       Тему для сочинения учитель может выбирать по своему усмотрению.

Цели: формирование умения определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном высказывании; структурно оформлять текст собственного высказывания.

Ход урока



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.029 с.)