II. Постановка темы и цели урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Постановка темы и цели урока.



– Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

– Сегодня мы продолжим работу по теме «Предложение». Вы будете выполнять упражнения по составлению из слов предложений, находить основу предложения, устанавливать связь между словами.

III.  работа над синонимами и антонимами

1. Р а б о т а с у ч е б н и к о м (упражнение 17, с. 13).

I вариант – составляет по вопросам и записывает первое предложение; II вариант – составляет по вопросам и записывает второе предложение.

Двое учащихся выполняют задание на доске.

– Подчеркнуть основу предложения. Определить части речи.

– Что вам в этом поможет? (Вопросы.)

– Какие получились предложения? (Распространенные.)

2. Р а б о т а п о г р у п п а м.

I группа получает книги с надписями. Нужно их сложить так, чтобы получилось предложение.

Записать предложение и указать связь слов стрелками.

II группа получает карточку с з а д а н и е м: это предложение записано наоборот. Прочитать его справа налево и записать правильно.

         ьчеп в акбаб алидасоП

        .ьчеп йотсупак с икжориП

Найти слова, одинаковые по написанию, но разные как части речи.

III группа получает карточку с з а д а н и е м: в строчках спрятаны слова, найти их и подчеркнуть. Составить из них предложения.

КОРЗАЯЦКИНКОСИТПРОСПОТ.

КРСОТОВЛИСАНСГРЕБАЕТКО.

– Какие получились предложения?

¨ распространенные           ¨ нераспространенные

Вместо работы по группам учитель может предложить детям самостоятельное выполнение упражнения 16, с. 12 (2 и 3 задания).

Для более сильных детей можно предложить задание 1 этого упражнения или составить мини-рассказы к картинкам (2–3 предложения).

Слова, близкие по значению, их роль в речи.

1. Учитель. Узнать тему нашего урока поможет это задание: заменить предложения одним словом.

· Перечень букв в определенном порядке. (Алфавит, или азбука.)

· Предмет, при помощи которого измеряют температуру. (Градусник, или термометр.)

· Человек, который ездит на лошади. (Всадник, или наездник.)

Пары слов дети записывают на доске.

– Что общего у этих слов? (Значение одно.)

– Чем они различаются? (Написанием.)

– Как называются в русском языке слова, которые близки по значению, но по-разному называют одно и то же?

– Найдите ответ на этот вопрос в учебнике (с. 14, правило).

Слова, близкие по значению, – синонимы.

– Приведите свои примеры синонимов.

2. Учитель. Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Можно ли обойтись без них?

О т к р ы в а е т с я з а п и с ь н а д о с к е:

Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые автомобили.

– Что заметили? (Повторяется слово «проходят».)

– На что влияет повторение слов в предложении?

– Как можно этого избежать?

– Запишите получившиеся предложения.

Проходят по нашей улице троллейбусы, автобусы и легковые автомобили.

Едут по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, мчатся легковые автомобили.

– Какое предложение вам больше понравилось? Почему?

– Какую роль играют синонимы в речи? Сделайте свой вывод.

В ы в о д. Употребление синонимов делает нашу речь ярче, богаче и разнообразнее.

З а д а н и е: подчеркнуть основу предложения. Указать связь слов.

II. Слова, противоположные по смыслу.

1. – В русском языке есть слова, которые противоположны по своему значению. Как они называются? Найдите ответ в учебнике (с. 14).

Слова, противоположные по значению, – это антонимы.

– Назовите тему нашего урока.

2. Учитель. Подберите к словам антонимы.

Коллективная работа

Запись на доске:

широкий –          (узкий)

твердый –           (мягкий)

старый –             (новый)

скучный –           (интересный)

бесполезный –    (ценный)

неряшливый –             (аккуратный)

Если у детей вызывает затруднение подбор антонимов, эти слова на карточках можно развесить по классу или на доске.

Учащиеся подбирают эти слова, затем записывают их (или, найдя карточку, прикрепляют её на доску).

– Первые буквы пропущенных слов, если их прочесть по вертикали, составят еще одно хорошее слово.

– Какое слово получилось? (Умница.)

– Можно ли так сказать про каждого из вас?

3. Учитель. Отгадайте загадку. Найдите в загадке антонимы. (Выполняется устно.)

        Далеко вокруг слышится мой стук,

        Червякам я враг, а деревьям друг.             (Дятел.)

– Какую роль играют антонимы в речи?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.004 с.)