Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Работа над материалом темы.
1. Учитель. В школе дети изучали слоги. Придя домой, Вова решил поучить своего пятилетнего братишку читать. Написал на карточках слова и разрезал их на слоги. А потом, предложив брату составить из них слова, пошел в магазин за цветами для мамы. У нее сегодня день рождения. Когда он пришел в магазин, то не смог сразу выбрать цветы для букета. Они были все такие красивые. Тогда он решил сделать так: сначала выбрал цветы с односложными названиями, а потом состоящие из трех слогов. Вывешиваются картинки с различными цветами. – Букет из каких цветов получился? (Роза, сирень, гвоздика, ландыш.) – Запишите эти слова, разделяя их на слоги. Поставьте ударение. – А знаете ли вы, откуда пришло слово «цветок»? (От слова «цвет».) – А слово «цвет» откуда? – Это слово родственно латышскому и переводится как «сверкать», цветное может и сверкать, и блестеть. Вспомните цветущий луг в росе! Как получили свои названия цветы, вы можете узнать из этимологического словаря и поделиться своей информацией. 2. – Но когда Вова купил цветы маме, он подумал о том, чтобы купить что-то вкусное к столу, и отправился в другой магазин. – Что же он купил? Догадайтесь! (Конфеты, тортик, бананы, зефир, яблоки.) – На какие две группы можно разделить эти слова? – Запишите каждую группу в отдельный столбик. – Подчеркните в первом столбике гласные одной чертой; во втором столбике – согласные двумя чертами. – Составьте «вкусное» предложение с этими словами. 3. – И вот Вова вернулся домой с цветами, покупками. Он увидел, что малыш перепутал все карточки. И теперь они вдвоем не могут составить ни одного слова. Давайте, ребята, им поможем. Мы позд ем ма рав ля на му шу – Запишите предложение, которое получилось. (Мы поздравляем нашу маму.) – Подчеркните основу этого предложения. – Какой частью речи выражено подлежащее? – А как вы думаете, зачем люди покупают подарки и поздравляют друг друга? – А вы любите подарки? – Так давайте друг другу делать только приятное и не только в дни рождения. (тренинг) II1. Работа над темой. 1. – Что такое слог? Что мы называем слогом? – Зачем нужно делить слова на слоги? – Может ли слог состоять из одной буквы? – Какая это должна быть буква? Найдите такие слова.
С л о в а з а п и с а н ы н а д о с к е: много моркови, шустрый мальчик, город Москва, улица Садовая, веселая девочка. – Как надо переносить эти слова? – Найти в словах «опасные» места. Объяснить их написание. Определить части речи. 2. Списать текст, разделив слова для переноса. Предварительно провести орфографическую подготовку. Леса вдали виднее, Синее небеса. Заметней и чернее На пашне полоса, И детские звонче Над лугом голоса. А. Блок 3. – Что вы знаете о переносе слов? – Разделите слова для переноса: шишки ворчать чужой жизнь обещать чуткий вершина навещать большущий стрижи прощать могучий ежик стучать чудесный жизнь щадить чумазый ошибка укачать чугунный (Это задание можно выполнять по группам.) – Что можете сказать о словах, записанных в столбиках? (В первой группе – существительные, во второй – глаголы, в третьей – прилагательные.) – Что их объединяет? (Содержат сочетания, правописание которых нужно запомнить.) III. Итог урока. – Расскажите все, что вы узнали о переносе слов. – Вам понравился наш урок? Почему? – Какие задания вы выполняли? Для чего? – Зачем нам нужно учиться делить слова на слоги? Об этом будем говорить на следующих уроках.
У р о к 15 Цель: развитие умения различать количество слогов в словах по количеству гласных звуков. Ход урока I. Минутка чистописания. З а п и с ь н а д о с к е: ка ли ру се мы кош – Что вы видите на доске? Прочитайте. З а п и с ь с л о г о в в тетрадь. – Какое задание можно предложить? (Дополнить слоги до слов.) З а п и с ь с л о в учениками на доске и в тетрадях. – Разделите слова на слоги. – Какие способы можно использовать для определения количества слогов? (Дети вспоминают те способы, которые использовали на прошлом уроке.) – Как без помощи рук можно определить количество слогов в словах? (Посчитать гласные.) Сколько в слове гласных – Столько и слогов. Это знает каждый из учеников.
II. Работа над темой. 1. – Сегодня на уроке мы продолжим работу по делению слов на слоги и вы узнаете что-то еще интересное. – Как вы думаете, какой слог из записанных сначала будет лишним? Почему? («кош» – в нем три звука.) – Пропойте эти слоги. (ка ли ру се мы кош.) – Что заметили? – Какой звук последний в слогах ка ли ру се мы? (Гласный.) – А в слоге кош? (Согласный.) – В русском языке слоги, заканчивающиеся на гласные, очень музыкальны. Их можно петь хоть целый день. Почему? Такие слоги называются открытыми. – А можно ли пропеть слоги, которые заканчиваются на согласные? Почему? (Согласный закрыл слог.) – Как можно назвать такие слоги? (Закрытые.) – Приведите примеры открытых и закрытых слогов. 2. – Сколько может быть слогов в словах? – А может ли слог состоять из одной буквы? – Эта буква будет гласная или согласная? Почему? – Есть гласные, про которые можно сказать «Буква, слово, слог»? Учитель читает текст. И мы не хуже «И мы не хуже», – так подумали некоторые гласные, когда Я расхвасталась, что она – буква, слог и слово. Они сказали: – Не ты одна такая. А у нас, думаешь, и заслуг нет? О каждой из нас четырех тоже можно сказать «Буква, слово и слог». – А что это за гласные такие, как вы думаете, ребята? (а о и у.) – Сколько же слогов может быть в словах? – Как называют слова, которые состоят из одного слога? (Односложные.) – Какие слова называются двусложными? Трехсложными? Учитель. Я буду сейчас называть слова, а вы – приседать. Но ребята I ряда будут приседать, если я назову односложные слова, II ряд – двусложные слова, III ряд – трехсложные слова. Деревья, дети, слон, кукла, машина, стол, слог, звон, коробка, крыша и др. III. Работа с учебником. Упражнение 43, с. 27 (с комментированием). – Какое еще задание можно предложить к этим словам? (Часть заданий, которые предлагают дети, можно выполнить.) – Сколько может быть согласных в одном слоге? – Назовите закрытые слоги. – В одном слоге может быть даже четыре согласных. А вот слогов, в которых было бы пять согласных подряд, – нет! IV. Итог урока. – Сколько же может быть в слове слогов? От чего это зависит? – Что еще узнали о слогах? – Какие слоги называют закрытыми? Открытыми? 1) Мама или бабушка? Кто любил Красную Шапочку больше? В слове-отгадке 3 слога. 2) Черемуха или каштан? Как звали докторов, которые лечили одинокого графа Вишенку? Кто из них вместо лекарства прописал Вишенке игры с друзьями? В имени доктора два слога. 3) В словах клен и клоун по три согласных звука. А сколько слогов в каждом слове? Почему? 4) В слове кот и в слове мяу по три звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Объясните, почему?
У р о к 16 Цель: углубление представления об особенностях ударного слога и роли ударения в речи. Ход урока I. Словарная работа. З а п и с ь с л о в: дорога, хлопок, пугало. – Какие задания можно предложить к этим словам? (Разобрать слова по системе СУО.) – Сколько слогов в каждом слове? Как называют такие слова? (Двусложные, трехсложные.) – Назовите открытые слоги и закрытые. – Что можно сказать об этих словах как частях речи? II. Работа над темой. Учитель звонит в колокольчик. – Что вы слышите? (Звон.)
– Почему колокольчик звенит? – Что он вам сообщает, что сигналит? (Этот сигнал означает начало или конец урока.) – Но ударить можно и голосом один слог в слове. – Ударить слог голосом – значит произнести его не так, как другие слоги в слове, а с большей силой. «Удар» выделяет слог из слова. – Каким значком мы показываем, что слог ударный? – Над какими буквами ставится этот знак? Почему? – Как же определить ударный слог? – Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (Об ударных и безударных слогах.) – Я открою два секрета. 1) С е к р е т «просительный». – Чтобы определить ударный слог, можно попросить о чем-либо этот предмет или позвать его. Определить ударение в словах. (Дорога, хлопок, пугало.) 2) С е к р е т «кричальный». Слово произносится быстро три раза, а на четвертый выкрикиваем в нем ударный слог. Вот так: «Оля, Оля, Оля – Оля». – Как вы думаете, зависит ли смысл слова от постановки ударения? Запишите еще раз эти слова. (Дорога, хлопок, пугало.) Поставьте ударения в этих словах на другие слоги, используя «кричальный» способ. – Что заметили? (В первом слове ударение теперь падает на 3-й слог, во втором – на 2-й слог, в третьем – на 2-й слог.) – Есть ли разница в написании этих слов? – А на слух? (Изменился смысл слов.) – Такие слова в русском языке называют омонимами. Мне слово «чудно» Изменить не трудно: Поставим ударение на «о» – Исчезло «чудно», Родилось «чудно». – Для чего нужно ударение? (Оно помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова.) – Где место ударения в словах? (Над ударными слогами, а точнее, над гласной этого слова.) – Как называется слог, на который падает ударение? (Ударный.) – А тот слог, на который не падает ударение? (Безударный.) – На какие буквы – гласные или согласные – ставится ударение? – В русском языке об ударных гласных говорят, что они стоят в сильной позиции, а о безударных гласных – в слабой позиции.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.032 с.) |