II. Работа над материалом темы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Работа над материалом темы.



1. Учитель. В школе дети изучали слоги. Придя домой, Вова решил поучить своего пятилетнего братишку читать. Написал на карточках слова и разрезал их на слоги. А потом, предложив брату составить из них слова, пошел в магазин за цветами для мамы. У нее сегодня день рождения. Когда он пришел в магазин, то не смог сразу выбрать цветы для букета. Они были все такие красивые. Тогда он решил сделать так: сначала выбрал цветы с односложными названиями, а потом состоящие из трех слогов.

Вывешиваются картинки с различными цветами.

– Букет из каких цветов получился? (Роза, сирень, гвоздика, ландыш.)

– Запишите эти слова, разделяя их на слоги. Поставьте ударение.

– А знаете ли вы, откуда пришло слово «цветок»? (От слова «цвет».)

– А слово «цвет» откуда?

– Это слово родственно латышскому и переводится как «сверкать», цветное может и сверкать, и блестеть. Вспомните цветущий луг в росе!

Как получили свои названия цветы, вы можете узнать из этимологического словаря и поделиться своей информацией.

2. – Но когда Вова купил цветы маме, он подумал о том, чтобы купить что-то вкусное к столу, и отправился в другой магазин.

– Что же он купил? Догадайтесь!

(Конфеты, тортик, бананы, зефир, яблоки.)

– На какие две группы можно разделить эти слова?

– Запишите каждую группу в отдельный столбик.

– Подчеркните в первом столбике гласные одной чертой; во втором столбике – согласные двумя чертами.

– Составьте «вкусное» предложение с этими словами.

3. – И вот Вова вернулся домой с цветами, покупками. Он увидел, что малыш перепутал все карточки. И теперь они вдвоем не могут составить ни одного слова. Давайте, ребята, им поможем.

Мы позд ем ма рав ля на му шу

– Запишите предложение, которое получилось. (Мы поздравляем нашу маму.)

– Подчеркните основу этого предложения.

– Какой частью речи выражено подлежащее?

– А как вы думаете, зачем люди покупают подарки и поздравляют друг друга?

– А вы любите подарки?

– Так давайте друг другу делать только приятное и не только в дни рождения.

  (тренинг)

II1. Работа над темой.

1. – Что такое слог? Что мы называем слогом?

– Зачем нужно делить слова на слоги?

– Может ли слог состоять из одной буквы?

– Какая это должна быть буква? Найдите такие слова.

С л о в а з а п и с а н ы н а д о с к е: много моркови, шустрый мальчик, город Москва, улица Садовая, веселая девочка.

– Как надо переносить эти слова?

– Найти в словах «опасные» места. Объяснить их написание. Определить части речи.

2. Списать текст, разделив слова для переноса. Предварительно провести орфографическую подготовку.

Леса вдали виднее,

Синее небеса.

Заметней и чернее

На пашне полоса,

И детские звонче

Над лугом голоса.

                 А. Блок

3. – Что вы знаете о переносе слов?

– Разделите слова для переноса:

шишки           ворчать          чужой

жизнь             обещать         чуткий

вершина         навещать       большущий

стрижи           прощать         могучий

ежик               стучать           чудесный

жизнь             щадить           чумазый

ошибка           укачать           чугунный

(Это задание можно выполнять по группам.)

– Что можете сказать о словах, записанных в столбиках? (В первой группе – существительные, во второй – глаголы, в третьей – прилагательные.)

– Что их объединяет? (Содержат сочетания, правописание которых нужно запомнить.)

III. Итог урока.

– Расскажите все, что вы узнали о переносе слов.

– Вам понравился наш урок? Почему?

– Какие задания вы выполняли? Для чего?

– Зачем нам нужно учиться делить слова на слоги? Об этом будем говорить на следующих уроках.

 

У р о к 15
 Тема: ударный и безударный слоги

Цель: развитие умения различать количество слогов в словах по количеству гласных звуков.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

З а п и с ь н а д о с к е:

ка ли ру се мы кош

– Что вы видите на доске? Прочитайте.

З а п и с ь с л о г о в в тетрадь.

– Какое задание можно предложить? (Дополнить слоги до слов.)

З а п и с ь с л о в учениками на доске и в тетрадях.

– Разделите слова на слоги.

– Какие способы можно использовать для определения количества слогов? (Дети вспоминают те способы, которые использовали на прошлом уроке.)

– Как без помощи рук можно определить количество слогов в словах? (Посчитать гласные.)

Сколько в слове гласных –

Столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

II. Работа над темой.

1. – Сегодня на уроке мы продолжим работу по делению слов на слоги и вы узнаете что-то еще интересное.

– Как вы думаете, какой слог из записанных сначала будет лишним? Почему? («кош» – в нем три звука.)

– Пропойте эти слоги. (ка ли ру се мы кош.)

– Что заметили?

– Какой звук последний в слогах ка ли ру се мы? (Гласный.)

– А в слоге кош? (Согласный.)

– В русском языке слоги, заканчивающиеся на гласные, очень музыкальны. Их можно петь хоть целый день. Почему? Такие слоги называются открытыми.

– А можно ли пропеть слоги, которые заканчиваются на согласные? Почему? (Согласный закрыл слог.)

– Как можно назвать такие слоги? (Закрытые.)

– Приведите примеры открытых и закрытых слогов.

2. – Сколько может быть слогов в словах?

– А может ли слог состоять из одной буквы?

– Эта буква будет гласная или согласная? Почему?

– Есть гласные, про которые можно сказать «Буква, слово, слог»?

Учитель читает текст.

И мы не хуже

«И мы не хуже», – так подумали некоторые гласные, когда Я расхвасталась, что она – буква, слог и слово. Они сказали:

– Не ты одна такая. А у нас, думаешь, и заслуг нет? О каждой из нас четырех тоже можно сказать «Буква, слово и слог».

– А что это за гласные такие, как вы думаете, ребята? (а о и у.)

– Сколько же слогов может быть в словах?

– Как называют слова, которые состоят из одного слога? (Односложные.)

– Какие слова называются двусложными? Трехсложными?

Учитель. Я буду сейчас называть слова, а вы – приседать. Но ребята I ряда будут приседать, если я назову односложные слова, II ряд – двусложные слова, III ряд – трехсложные слова.

Деревья, дети, слон, кукла, машина, стол, слог, звон, коробка, крыша и др.

III. Работа с учебником.

Упражнение 43, с. 27 (с комментированием).

– Какое еще задание можно предложить к этим словам?

(Часть заданий, которые предлагают дети, можно выполнить.)

– Сколько может быть согласных в одном слоге?

– Назовите закрытые слоги.

– В одном слоге может быть даже четыре согласных. А вот слогов, в которых было бы пять согласных подряд, – нет!

IV. Итог урока.

– Сколько же может быть в слове слогов? От чего это зависит?

– Что еще узнали о слогах?

– Какие слоги называют закрытыми? Открытыми?

1) Мама или бабушка?

Кто любил Красную Шапочку больше? В слове-отгадке 3 слога.

2) Черемуха или каштан?

Как звали докторов, которые лечили одинокого графа Вишенку? Кто из них вместо лекарства прописал Вишенке игры с друзьями? В имени доктора два слога.

3) В словах клен и клоун по три согласных звука. А сколько слогов в каждом слове? Почему?

4) В слове кот и в слове мяу по три звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Объясните, почему?

 

 

У р о к 16
Тема: роль ударения в различении смысла слов

Цель: углубление представления об особенностях ударного слога и роли ударения в речи.

Ход урока

I. Словарная работа.

З а п и с ь с л о в: дорога, хлопок, пугало.

– Какие задания можно предложить к этим словам? (Разобрать слова по системе СУО.)

– Сколько слогов в каждом слове? Как называют такие слова? (Двусложные, трехсложные.)

– Назовите открытые слоги и закрытые.

– Что можно сказать об этих словах как частях речи?

II. Работа над темой.

Учитель звонит в колокольчик.

– Что вы слышите? (Звон.)

– Почему колокольчик звенит?

– Что он вам сообщает, что сигналит? (Этот сигнал означает начало или конец урока.)

– Но ударить можно и голосом один слог в слове.

– Ударить слог голосом – значит произнести его не так, как другие слоги в слове, а с большей силой. «Удар» выделяет слог из слова.

– Каким значком мы показываем, что слог ударный?

– Над какими буквами ставится этот знак? Почему?

– Как же определить ударный слог?

– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (Об ударных и безударных слогах.)

– Я открою два секрета.

1) С е к р е т «просительный».

– Чтобы определить ударный слог, можно попросить о чем-либо этот предмет или позвать его.

Определить ударение в словах. (Дорога, хлопок, пугало.)

2) С е к р е т «кричальный».

Слово произносится быстро три раза, а на четвертый выкрикиваем в нем ударный слог. Вот так: «Оля, Оля, Оля – Оля».

– Как вы думаете, зависит ли смысл слова от постановки ударения? Запишите еще раз эти слова. (Дорога, хлопок, пугало.) Поставьте ударения в этих словах на другие слоги, используя «кричальный» способ.

– Что заметили? (В первом слове ударение теперь падает на 3-й слог, во втором – на 2-й слог, в третьем – на 2-й слог.)

– Есть ли разница в написании этих слов?

– А на слух? (Изменился смысл слов.)

– Такие слова в русском языке называют омонимами.

Мне слово «чудно»

Изменить не трудно:

Поставим ударение на «о» –

Исчезло «чудно»,

Родилось «чудно».

– Для чего нужно ударение? (Оно помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова.)

– Где место ударения в словах? (Над ударными слогами, а точнее, над гласной этого слова.)

– Как называется слог, на который падает ударение? (Ударный.)

– А тот слог, на который не падает ударение? (Безударный.)

– На какие буквы – гласные или согласные – ставится ударение?

– В русском языке об ударных гласных говорят, что они стоят в сильной позиции, а о безударных гласных – в слабой позиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.032 с.)