III. Повторение пройденного. З а п и с ь н а д о с к е. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Повторение пройденного. З а п и с ь н а д о с к е.



З а п и с ь н а д о с к е.

Груши, ребята, сочные, ели, астры, на, цветут, клумбах.

– Какое можно предложить задание?

– Сколько здесь предложений? Почему? Докажите.

– Запишите эти предложения, подчеркните основу, определите части речи.

– Выпишите связанные между собой слова (словосочетания).

– Что можно сказать об этих предложениях?

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

Урок 35

Тема: Звуковое значение букв е, ё, ю, я. ( упр 122-125)

Цель: ознакомление с правилом: буквы е, ё, ю, я обозначают не только мягкость согласных, но и два звука.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. речь         ключ         мёл         тюль

   е               ю           ? (ё)       ? (ю)

– Найдите связь между верхним и нижним рядами. Вместо вопросительного знака поставьте подходящую букву. Ответ обоснуйте. (В первом слове – одна гласная – е, во втором – ю и т. д.)

– С этими буквами будем работать сегодня на уроке.

Запись букв по образцу.

2. – Составьте и запишите цепочки из этих букв.

еюёя  яеюё  юеяё  ёяею  и т. д.

3. Списать скороговорку.

Три свиристели еле-еле свистели у ели.

– Что вы можете сказать о буквах е, ё, ю, я? (Они обозначают мягкость согласных звуков.)

– Подчеркните в словах скороговорки буквы, обозначающие мягкость согласных.

– Какие буквы вы подчеркнули? (и,.)

– В каких словах букву е не подчеркнули? Почему? (В начале слова е не обозначает мягкость согласного потому, что стоит перед ним.)

– Какие звуки обозначены буквой е в начале слов: еле-еле, ели?

– Произнесите эти слова. Что вы слышите? ([й’][э].)

II. Работа над темой.

1. – Назовите слова, которые начинаются с букв ё, ю, я.

Записать транскрипции этих слов.

– Что заметили? (Если эти буквы стоят в начале слов, они обозначают два звука.)

– Сегодня над этим мы будем работать на уроке.

2. У п р а ж н е н и е 124, с. 68 – коллективный разбор.

(Можно произвести фонетический разбор двух слов: яма и гулял.)

– Какую роль играет буква я, если она стоит в начале слова или в середине?

– Какие звуки обозначает в этих случаях?

– Я буду называть слова, а вы, если буквы е, ё, ю, я обозначают в словах мягкость, делаете наклон вправо; если обозначают два звука – влево.

Слова: ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён.

3. У п р а ж н е н и е 125, с. 70.

(Это упражнение можно выполнить устно.)

III. Итог урока.

– Что нового узнали о буквах ё, е, ю, я и звуках, которые ими обозначены?

– В каком случае эти буквы обозначают два звука? (Когда стоят в начале слова.)

– Но это не все случаи. О них пойдет разговор на следующих уроках.

 

Урок36

Тема: Обозначение буквами е.ё.ю.я двух звуков (упр126-128)

Цель: развитие умения различать слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость согласных и два звука.

Ход урока

I. Повторение пройденного.

О т г а д а т ь з а г а д к и, а отгадки записать в столбик.

1) Белые цветочки утром расцветают, а вечером увядают. (Звезды.)

2) Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную … (ракету).

3) Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Елка.)

4) Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык.)

5) То назад, то вперед ходит-бродит пароход. Остановишь – горе, продырявишь море. (Утюг.)

– Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных.

– Какие буквы подчеркнули? (е, ё, ю.)

– В каких словах нет мягких согласных звуков, но есть буквы ё, я? Что о них можно сказать? (Они обозначают два звука.)

– Напишите транскрипции слов.

– Что заметили? (В словах «елка» и «язык» звуков больше, чем букв.) Почему?

– Какой звук в слове звезды обозначен буквой ё? ([о].)

– Какой звук обозначен буквой е в слове ракета? ([э].) А буквой ю в слове утюг? ([у].)

– В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

– Сегодня на уроке мы должны выяснить и другие случаи.

II. Работа над темой.

 У п р а ж н е н и е 131, с. 72 – коллективный разбор.

– Какую роль играет буква ё в словах второго столбика?

– Где стоит эта буква? (После гласных.)

– Какие звуки она обозначает? ([й’] [о].)

– Итак, мы уже выяснили, что буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если стоят в начале слова.

– Где еще эти буквы обозначают два звука? (После гласных.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.006 с.)