Политико-правовые идеи в Ветхом Завете 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые идеи в Ветхом Завете



Когда будете отвечать Ветхий Завет, в целом отдавайте аспект основным идеям. Также немало информации я дам в вопросе по Новому завету, ибо там вопрос будет состоять из сопоставлений Ветхого и Нового.

Ветхий Завет – это исторически сложившийся свод произведений древнееврейской монотеистической религиозной литературы (единственность Бога), различные книги, фрагменты которого обычно датируются XIV-XIII веками, а первые записи – примерно IX в. до н.э. Он вошел в священные книги иудаизма и христианства. Написан в различные времена и при разных авторах. По мнению Валентина Никифоровича, в Ветхом Завете два Бога: Яхве (злой Бог) и Иегова (добрый Бог). То есть постепенно происходит развитие из изначально злого Бога в доброго. Они противоположны друг другу.

Основная идея: если ты безгосударственный, то живешь в рамках теократии (причем чисто теократического, не такого, как, например, при папстве или в халифатах. Тут всю власть действительно осуществляет Бог через своих наместников).

 

ГОСУДАРСТВО

Строительство государства — это уход от Бога, следовательно лишение самых высоких святынь и благ. Это продукт человеческого греха, причем строя государство, люди проявляют недоверие к Богу и откладывают наступление царства Бога на земле, следовательно, живут во грехе. Государство появляется и существует вследствие слабости и недостатка веры в Бога. Государство — не только продукт человеческого греха, но и змей, левиафан, дракон. Создать государство – значит лишиться самых высоких святынь и благ. Государство связано с тяготами: рабством, трудом, налогами и повинностями.

 

ВЛАСТЬ

Главные в еврейской общине — судьи и первосвященники (например, Моисей). Они исполнители воли Бога на земле.  Царей не любят. Они строго ограничены небесной властью. В целом по Ветхому завету было только два неплохих царя: Соломон и Давид

(В лекциях Матараса на сайте еще Иегова упоминается, но он, вроде, Бог. Непонятненько). 

Царский период воспринимается как упадок; признается только теократия. Но первосвященники не считаются царями Земли (царь Земли только Бог). Он лично

Ветхозаветные предания выступают против языческого обоготворения государства. Государь ни в коем случае не может олицетворять себя с Богом (фараон – «двойник бога и т.п). И религиозному человеку нельзя полагаться на государство. Критика эмпирического несовершенства государства переходит к отвержению государства как земного учреждения (о чем сказано выше: государство есть чудовище).

В «Ветхом завете» проповедуется система «свой-чужой» — Бог покровительствует исключительно евреями (в Новом, например, Богу без разницы, грек ты или еврей).

Весь Ветхий Завет понимался как закон (Тора – Закон, Поучение), как нечто юридическое, как «какая-то сакральная юриспруденция». Сам «Бог есть судия», ибо «суд — дело Божие». Законодательство – прообраз договора Бога и пророка. Законодательные полномочия из ведения царя исключались.

Первоначально постигнуть основы права, разграничить истинное и ложное, справедливое и несправедливое, добро и зло человек сам по себе не может и получает это знание от Бога, либо извне, через запрещенные для него Богом источники знаний. Все предписания исходят от Бога и распространяются на простых людей и на царей. Таким образом, царь может только применять предписания, содержащиеся в Ветхом Завете, на практике. Эти нормы носили религиозно-этический характер. Функции религиозно-культовые, политические или судебные четко не разграничены, их выполняют одни и те же институты (народное собрание, царь). Его ядро составляют Десять заповедей (Декалог).

 

Политические и правовые взгляды Лао-цзы и Конфуция

Лао-цзы

ЛИЧНОСТЬ

Лао-цзы (VI-V веков до н. э) считается основателем даосизма, одного из влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли. Родился в деревне. Всю жизнь работал хранителем императорского архива и библиотекарем. Отличался образованностью. В глубокой старости пошел на запад страны. Когда он дошел до границы, пограничник попросил его рассказать ему об учении Лао-Цзы. Последний выполнил это пожелание, написав свое произведение.

Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ» (IV-III вв. до н.э.)).

 

ФИЛОСОФИЯ

Центральное понятие философии даосизма – дао – закон развития Вселенной. Лао-цзы характеризует Дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. В отношении к дао все равны.

Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния (У-вэй), воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в учении как осуждение антинародного активизма властителей и богатых. Все неестественное (культура, законодательство и т.д.) – это отклонение от дао и ложный путь. Идеалом даосов был уход от людей и общества, отшельничество. Тем же, кто продолжал жить в обществе следовало ограничить пользование благами цивилизации.

 

ГОСУДАРСТВО

Лао-цзы осуждал государство, в котором видел инструмент насилия и подавления (в т.ч. войны, армию). Восхваляемое даосизмом недеяние означало и проповедь пассивности. Даосистской критике культуры и достижений цивилизации присущи черты консервативной утопии. Лао-цзы призывал к жизни в маленьких, разобщенных поселениях (проект «государство-деревня», который имеет черты консервативной утопии), к отказу от письменности, орудий труда. То есть, возвращение к естественности человека, нежели какое-либо развитие общества с учетом действия Дао.

 

ПРАВИТЕЛЬ

По его мнению, лучший правитель – тот, о ком народ знает лишь то, что он существует. Таким образом, главным принципом управления является недеяние, бездействие правителя, который целиком отдается воле дао и не принимает деятельного участия в государственных делах.

 

Конфуций

ЛИЧНОСТЬ

Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) – его учение сыграло фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая. Родился в 551 г. до н.э. в княжестве Лу. Родился в семье старого военного и наложницы, позже стал наместником амбара, а в итоге крупным чиновником.

Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной после его смерти его учениками на основании записей суждений и бесед учителя.

В II в до н.э. конфуцианство было признано официальной идеологией в Китае и стало играть роль государственной религии (до середины XX в).

 

ГОСУДАРСТВО

Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («Сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Управлять — значит поступать правильно.

«(Семья как маленькое государство.) Учитель ответил: — В «Шу цзин» говорится: «Когда надо проявить сыновнюю почтительность, прояви сыновнюю почтительность; будь дружен со своими братьями, осуществление этого и есть управление». Если это и есть управление, то к чему заниматься управлением [государством]?»

(Зачем придумывать что-то новое, например «управление государством», если пример наилучшего управления уже дан).

Социально-политическая иерархия Конфуция строится на принципе неравенства людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Тем самым Конфуций выступал за аристократическую форму правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от управления государством.

«Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве». То есть, как ветерок подует, туда травушка и ляжет.

«Учитель сказал: — Благородный муж не подобен вещи (инструменту). (Благородный муж - образец человека.) Он прежде осуществляет задуманное, а потом уже говорит об этом. Благородный муж ко всем относится одинаково, он не проявляет пристрастия; низкий человек (сяо жень) проявляет пристрастие и не относится ко всем одинаково.

«(Обязанность постигать.) Учитель сказал: — Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно.»

Его политический идеал состоял в правлении аристократов добродетели. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. В первую очередь это относилось к правящим.

В основе государства должно лежать доверие (забота о людях, церемония, совершенствование личности).

«Кун-цзы ответил: — Если выдвигать справедливых людей и устранять несправедливых, народ будет подчиняться. Если же выдвигать несправедливых и устранять справедливых, народ не будет подчиняться

«Учитель ответил: — Если вы будете в общении с народом строги, то народ будет почтителен. Если вы проявите сыновнюю почтительность к своим родителям и будете милостивы [к народу], то народ будет предан. Если вы будете выдвигать добродетельных людей и наставлять тех, кто не может быть добродетельным, то парод будет старательным

Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления.

Отрицательно относился к внешним войнам, к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов. Регулирование политических отношений посредством норм добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов.

Выделял 2 формы управления государством:

× на основе добродетели

× на основе позитивного закона.

Эти форму противопоставлялись друг другу, вторую он критиковал. Это вызвано тем, что в то время массивное китайское законодательство имело очень жестокие насильственные черты.

 

ПРАВО

Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам (фа) обусловлено их наказательным значением, их связью с жестокими наказаниями. Конфуций не отвергал полностью значение законодательства, хотя ему уделял лишь вспомогательную роль.

Более того, «если закон будет постоянно наказывать, то исчезнет чувство стыда. Добродетель же ведет к стыду» (отдает предпочтение внутречеловеческим регуляторам, нежели внешнему воздействия государства на индивидуумов).Конфуций не отвергал полностью значение законодательства, хотя ему уделял лишь вспомогательную роль.

«Учитель сказал: — Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится.»

 

Существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку в его учении несет принцип «исправления имен». Цель «исправления имен» – привести «имена», т.е обозначения социальных и политических статусов различных лиц и групп населения, в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому имя, чтобы государь был государем, сын-сыном, подданный – подданным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.021 с.)