Государственно-правовая доктрина Ш. Л. Монтескье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственно-правовая доктрина Ш. Л. Монтескье



Шарль Луи де Монтескье (1689–1755) – французский философ, просветитель, идейный предшественник Великой Французской революции. Из дворянского рода, окончил католический колледж, изучал право в Париже.

Труды: «Персидские письма» (1721 г.), «Рассуждение о причинах величия и падения римлян» (1734 г.), «О духе законов» (1748 г.).

 

ГОСУДАРСТВО

Для Монтескье характерна тенденция рассматривать возникновение государства и права исторически.

Причины возникновения общества и государства мыслитель объяснял в духе теории естественного права, полагая, что причиной образования государств является естественное стремление людей жить вместе.

Отказавшись от естественных прав – свободы, равенства, независимости – ради жизни в обществе, люди отказались и от естественной общности имущества. С появлением частной собственности между ними начинают возникать конфликты и даже войны, для прекращения которых люди создают общие для всех законы и правительство, которому передается соединенная сила всех людей, объединившихся в общество. С появлением законов и правительства общество превращается в государство.

 

ВЛАСТЬ

Природу правления он определяет в зависимости от количества властвующих.

Ш. Монтескье различает три образа правления:

· республиканский (верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия).

· монархический (управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов).

· деспотический (все движется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил).

Все формы правления Ш. Монтескье делил на:

× умеренные (к ним относит монархию и республику). В умеренных правлениях более сложная система законов; жизнь, свобода и собственность граждан гарантированы законами, а каждый гражданин обеспечен необходимыми средствами для защиты своих прав.

× неумеренные (к них относит деспотию).

Монтескье сторонник концепции разделения властей. Он был первым, кто выдвинул идею о необходимости дополнить принцип разделения властей системой сдержек и противовесов. Ш. Монтескье считал необходимым, чтобы разделение властей дополнялось еще и сословным разделением.Законодательная власть должна принадлежать двухпалатному представительному собранию, состоящему из наследственной и выборной палат. Исполнительная власть должна находиться в руках монарха, который имеет право абсолютного вето по отношению к решениям власти законодательной, но сам он не имеет права законодательной инициативы.Он первым выделил судебную власть в самостоятельную ветвь государственной власти. Монтескье выступает за то, чтобы порядок судопроизводства был жестко урегулирован законом, а судебные процедуры отвечали всем формальным требованиям. В противном случае основные права человека – честь, жизнь, свобода не будут гарантированы.

 

ПРАВО

«Законы, - писал он, - очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни».

В поисках «духа законов», т. е. закономерного в законах, он опирался на рационалистические представления о разумной природе человека, природе вещей и т. д. и стремился постигнуть логику исторически изменчивых позитивных законов, порождающие их факторы и причины.

 Закон, по Монтескье, как раз и выражает момент определяемое, обусловленности и пронизанности тех или иных отношений разумным началом, т. е. присутствие разумного (и необходимого) в этих отношениях.

Большое внимание он уделял естественным законам, которые, по его мнению, существовали до образования общества (равенство, мир, желание жить в обществе). Выйдя из естественного состояния люди теряют равенство и между ними начинаются войны. Войны побуждают людей к установлению положительных законов.

Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обусловливает, согласно Монтескье, необходимость образования государства: «Общество не может существовать без правительства. «Соединение всех отдельных сил образует то, что называется политическим состоянием (государством)».

Положительный (человеческий) закон предполагает объективный характер справедливости и справедливых отношений. Справедливость предшествует положительному закону, а не впервые им создается

Факторами, определяющими законы, являются:

× форма правления

× географические условия

× образованность народа

× религия

× воля законодателя.

К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением.

Основные законы монархии, где источником всякой политической и гражданской власти является сам государь, — это законы, которые определяют «существование посредствующих каналов, по которым движется власть», т. е. наличие «посредствующих, подчиненных и зависимых» властей, их правомочий. Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом.

Основным законом деспотического правления, где, собственно, нет законов и их место занимают произвол и прихоть деспота, религия и обычаи, является установление должности полновластного визиря.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.005 с.)