Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственно-правовая доктрина Ш. Л. Монтескье
Шарль Луи де Монтескье (1689–1755) – французский философ, просветитель, идейный предшественник Великой Французской революции. Из дворянского рода, окончил католический колледж, изучал право в Париже. Труды: «Персидские письма» (1721 г.), «Рассуждение о причинах величия и падения римлян» (1734 г.), «О духе законов» (1748 г.).
ГОСУДАРСТВО Для Монтескье характерна тенденция рассматривать возникновение государства и права исторически. Причины возникновения общества и государства мыслитель объяснял в духе теории естественного права, полагая, что причиной образования государств является естественное стремление людей жить вместе. Отказавшись от естественных прав – свободы, равенства, независимости – ради жизни в обществе, люди отказались и от естественной общности имущества. С появлением частной собственности между ними начинают возникать конфликты и даже войны, для прекращения которых люди создают общие для всех законы и правительство, которому передается соединенная сила всех людей, объединившихся в общество. С появлением законов и правительства общество превращается в государство.
ВЛАСТЬ Природу правления он определяет в зависимости от количества властвующих. Ш. Монтескье различает три образа правления: · республиканский (верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). · монархический (управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов). · деспотический (все движется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил). Все формы правления Ш. Монтескье делил на: × умеренные (к ним относит монархию и республику). В умеренных правлениях более сложная система законов; жизнь, свобода и собственность граждан гарантированы законами, а каждый гражданин обеспечен необходимыми средствами для защиты своих прав. × неумеренные (к них относит деспотию). Монтескье сторонник концепции разделения властей. Он был первым, кто выдвинул идею о необходимости дополнить принцип разделения властей системой сдержек и противовесов. Ш. Монтескье считал необходимым, чтобы разделение властей дополнялось еще и сословным разделением.Законодательная власть должна принадлежать двухпалатному представительному собранию, состоящему из наследственной и выборной палат. Исполнительная власть должна находиться в руках монарха, который имеет право абсолютного вето по отношению к решениям власти законодательной, но сам он не имеет права законодательной инициативы.Он первым выделил судебную власть в самостоятельную ветвь государственной власти. Монтескье выступает за то, чтобы порядок судопроизводства был жестко урегулирован законом, а судебные процедуры отвечали всем формальным требованиям. В противном случае основные права человека – честь, жизнь, свобода не будут гарантированы.
ПРАВО «Законы, - писал он, - очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни». В поисках «духа законов», т. е. закономерного в законах, он опирался на рационалистические представления о разумной природе человека, природе вещей и т. д. и стремился постигнуть логику исторически изменчивых позитивных законов, порождающие их факторы и причины. Закон, по Монтескье, как раз и выражает момент определяемое, обусловленности и пронизанности тех или иных отношений разумным началом, т. е. присутствие разумного (и необходимого) в этих отношениях. Большое внимание он уделял естественным законам, которые, по его мнению, существовали до образования общества (равенство, мир, желание жить в обществе). Выйдя из естественного состояния люди теряют равенство и между ними начинаются войны. Войны побуждают людей к установлению положительных законов. Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обусловливает, согласно Монтескье, необходимость образования государства: «Общество не может существовать без правительства. «Соединение всех отдельных сил образует то, что называется политическим состоянием (государством)». Положительный (человеческий) закон предполагает объективный характер справедливости и справедливых отношений. Справедливость предшествует положительному закону, а не впервые им создается Факторами, определяющими законы, являются: × форма правления × географические условия
× образованность народа × религия × воля законодателя. К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. Основные законы монархии, где источником всякой политической и гражданской власти является сам государь, — это законы, которые определяют «существование посредствующих каналов, по которым движется власть», т. е. наличие «посредствующих, подчиненных и зависимых» властей, их правомочий. Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом. Основным законом деспотического правления, где, собственно, нет законов и их место занимают произвол и прихоть деспота, религия и обычаи, является установление должности полновластного визиря.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.005 с.) |