Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовое учение Ю. КрижаничаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛИЧНОСТЬ Юрий Крижанич – выходец из Хорватии, долгое время на русской службе. Отстаивал идею просвещенного царя, заботящегося о благе и своих подданных, требовал «совершенного самовластия». Крупнейшим политическим трактатом второй половины 18 века был его трактат «Разговоры о государстве», более известный как «Политика». Знакомство с политическими порядками европейских стран позволило ему провести сравнительный анализ и представить прогноз дальнейшего развития России с учетом уже накопленного другими народами опыта государственного и правового строительства. В «Политике» Крижанич рассмотрел большой круг проблем: экономических (промышленность, сельское хозяйство, торговля); социальных (организация сословного устройства общества) и политико-юридических (сущность, происхождение и назначение государства, классификация форм правления, соотношение справедливости, права и закона, судоустройство, внешняя политика). Его анализ состоит из критических замечаний и позитивной программы, намечающей необходимые преобразования. В «Политике» много внимания уделяется исследованию вопросов о происхождении государства, его целях и задачах. ГОСУДАРСТВО Крижанич отстаивал не только идею божественной сущности власти, но и божественность персоны носителя верховной власти: «Король подобен некоему Богу на земле». Цель государства – достижение «общей пользы» для всех членов общества, поэтому «долг короля обеспечить благочестие, справедливость, покой и изобилие, веру, суд, мир и дешевизну». Эти вещи каждый король должен обеспечить своему народу, и для этого Бог поставил его королем.
ВЛАСТЬ Следуя Аристотелю, Крижанич делит все существующие формы правления на три правильные и три неправильные; последние – извращенные варианты от первых. Ю. Крижанич придерживался аристотелевской классификации форм правления и выделял: · правильные формы правления: × совершенное самовладство (абсолютная монархия); × боярское правление; × общевладство, или посадское правление (республика). · неправильные формы правления: × тирания; × олигархия; × анархия. Лучшей формой правления считал «совершенное самовладство», так как оно обеспечивает справедливость и покой в стране. При данной форме правления все управление государством сосредоточено в руках монарха-философа. Основная задача монарха – заботиться о благе своей страны (развивать ремесла и торговлю, планировать распределение ремесел с учетом природных условий и т.д.). Для «самовладства» более пригодна наследственная передача престола, поскольку с выборами обычно связаны раздоры, заговоры и войны. Следует запретить в законе наследовать трон женщинам и чужестранцам. Все управление государством должно быть сосредоточено в руках верховного правителя. На троне Крижанич предпочитает видеть короля-философа. Он считает обязательным наличие у правителя знаний; хорошо также, когда знания есть и у всего народа, ибо «мудрость создана Богом недаром, а для того, чтобы быть полезной людям». Абсолютный монарх-философ противопоставляется тирану (тирания именуется «людодерством»). Тираническое правление – господство, при котором правитель не заботится о благе народа, преследует лишь личные интересы. Однако тирана может все-таки свергнуть Бог, а не люди. Для того чтобы предотвратить превращение «совершенного самовладства» в тиранию, необходимо: – наличие на троне монарха-философа; – принятие и соблюдение хороших законов; – нормативное закрепление правового положения всех сословий и чинов в государстве.
Основной гарантией против установления тирании является наличие в государстве хороших законов и контроля за их исполнением. Если в государстве действуют хорошие законы, а сословия и чины знают свои права и обязанности, то «все подвластные довольны и чужеземцы хотят прийти в эту страну». Русские законы Крижанич критикует за жестокость. Закон у Крижанича отождествляется со справедливостью. Все чиновники должны действовать строго в соответствии с законом. Однако монарх ставится Крижаничем выше закона. Также Крижанич предлагал реорганизовать судебную систему и принять такие меры, как упорядочение судебной системы во главе с Боярским судом, введение коллегиального состава суда и некоторые другие. Среди видов законов выделял: × божеский закон (бог никому не дает власти для разорения); × закон природы («не королевства созданы для королей, а короли для королевств»); × человеческие законы (бывают дурными и хорошими). Крижанич различает два вида рабства: – социальное (крепостничество, которое оценивается им отрицательно); – политическое (подданство как беспрекословное повиновение верховной власти; честь, а не унижение). Подданные обязаны платить дань, быть покорны царю и молиться о его здравии, должны быть верны королю. В вопросах внешней политики настаивает на необходимости установления добрососедских отношений с окружающими странами, поскольку «всякий король должен заботиться о мире и покое для своего народа». Таким образом, Юрий Крижанич является автором учения о «просвещенной» абсолютной монархии, способной наилучшим образом обеспечить «общее благо» всех ее подданных.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.137 (0.009 с.) |