Политико-правовое учение Ю. Крижанича 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовое учение Ю. Крижанича



ЛИЧНОСТЬ

Юрий Крижанич – выходец из Хорватии, долгое время на русской службе. Отстаивал идею просвещенного царя, заботящегося о благе и своих подданных, требовал «совершенного самовластия».

Крупнейшим политическим трактатом второй половины 18 века был его трактат «Разговоры о государстве», более известный как «Политика».

Знакомство с политическими порядками европейских стран позволило ему провести сравнительный анализ и представить прогноз дальнейшего развития России с учетом уже накопленного другими народами опыта государственного и правового строительства.

В «Политике» Крижанич рассмотрел большой круг проблем: экономических (промышленность, сельское хозяйство, торговля); социальных (организация сословного устройства общества) и политико-юридических (сущность, происхождение и назначение государства, классификация форм правления, соотношение справедливости, права и закона, судоустройство, внешняя политика). Его анализ состоит из критических замечаний и позитивной программы, намечающей необходимые преобразования.

В «Политике» много внимания уделяется исследованию вопросов о происхождении государства, его целях и задачах.

ГОСУДАРСТВО

Крижанич отстаивал не только идею божественной сущности власти, но и божественность персоны носителя верховной власти: «Король подобен некоему Богу на земле». Цель государства – достижение «общей пользы» для всех членов общества, поэтому «долг короля обеспечить благочестие, справедливость, покой и изобилие, веру, суд, мир и дешевизну». Эти вещи каждый король должен обеспечить своему народу, и для этого Бог поставил его королем.

 

ВЛАСТЬ

Следуя Аристотелю, Крижанич делит все существующие формы правления на три правильные и три неправильные; последние – извращенные варианты от первых.

Ю. Крижанич придерживался аристотелевской классификации форм правления и выделял:

· правильные формы правления:

× совершенное самовладство (абсолютная монархия);

× боярское правление;

× общевладство, или посадское правление (республика).

· неправильные формы правления:

× тирания;

× олигархия;

× анархия.

Лучшей формой правления считал «совершенное самовладство», так как оно обеспечивает справедливость и покой в стране. При данной форме правления все управление государством сосредоточено в руках монарха-философа. Основная задача монарха – заботиться о благе своей страны (развивать ремесла и торговлю, планировать распределение ремесел с учетом природных условий и т.д.). Для «самовладства» более пригодна наследственная передача престола, поскольку с выборами обычно связаны раздоры, заговоры и войны. Следует запретить в законе наследовать трон женщинам и чужестранцам.

Все управление государством должно быть сосредоточено в руках верховного правителя.

На троне Крижанич предпочитает видеть короля-философа. Он считает обязательным наличие у правителя знаний; хорошо также, когда знания есть и у всего народа, ибо «мудрость создана Богом недаром, а для того, чтобы быть полезной людям».

Абсолютный монарх-философ противопоставляется тирану (тирания именуется «людодерством»). Тираническое правление – господство, при котором правитель не заботится о благе народа, преследует лишь личные интересы. Однако тирана может все-таки свергнуть Бог, а не люди. Для того чтобы предотвратить превращение «совершенного самовладства» в тиранию, необходимо:

– наличие на троне монарха-философа;

– принятие и соблюдение хороших законов;

– нормативное закрепление правового положения всех сословий и чинов в государстве.


ПРАВО

Основной гарантией против установления тирании является наличие в государстве хороших законов и контроля за их исполнением. Если в государстве действуют хорошие законы, а сословия и чины знают свои права и обязанности, то «все подвластные довольны и чужеземцы хотят прийти в эту страну». Русские законы Крижанич критикует за жестокость.

Закон у Крижанича отождествляется со справедливостью. Все чиновники должны действовать строго в соответствии с законом. Однако монарх ставится Крижаничем выше закона. Также Крижанич предлагал реорганизовать судебную систему и принять такие меры, как упорядочение судебной системы во главе с Боярским судом, введение коллегиального состава суда и некоторые другие.

Среди видов законов выделял:

× божеский закон (бог никому не дает власти для разорения);

× закон природы («не королевства созданы для королей, а короли для королевств»);

× человеческие законы (бывают дурными и хорошими).

Крижанич различает два вида рабства:

социальное (крепостничество, которое оценивается им отрицательно);

политическое (подданство как беспрекословное повиновение верховной власти; честь, а не унижение).

Подданные обязаны платить дань, быть покорны царю и молиться о его здравии, должны быть верны королю. В вопросах внешней политики настаивает на необходимости установления добрососедских отношений с окружающими странами, поскольку «всякий король должен заботиться о мире и покое для своего народа».

Таким образом, Юрий Крижанич является автором учения о «просвещенной» абсолютной монархии, способной наилучшим образом обеспечить «общее благо» всех ее подданных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.006 с.)