Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые учения английских либералов (Бентам, Милль)

Поиск

И. Бентам

Иеремия Бентам (1748—1832) явился родоначальником теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально-философских идей Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, французских материалистов XVIII в. (Гельвеция Гольбаха). Отметим четыре постулата, лежащих в ее основе:

1) Получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности.

2) Полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи — самый значимый критерий оценки всех явлений.

3) Нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей.

4) Максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества.

Эти постулаты служили Бентаму опорами при анализе им политики, государства, права, законодательства и т. д. Его политико-юридические взгляды изложены во «Введении в основания нравственности и законодательства» (1789), во «Фрагменте о правительстве» (1776), «Руководящих началах конституционного кодекса для всех государств» (1828), «Деонтологии, или Науке о морали» (1815—1834) и др.

 

ОБЩЕСТВО

Принято считать ядром либерализма положение о свободе индивида, исконно присущей ему, об автономном пространстве деятельности, о самоутверждении индивида, обеспечиваемом частной собственностью и политико-юридическими установлениями. Бентам предпочитает вести речь не о свободе отдельного человека; в фокусе его внимания интересы и безопасность личности. Человек сам должен заботиться о себе, о своем благополучии и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь. Только он сам должен определять, в чем заключается его интерес, в чем состоит его польза. Не притесняйте индивидов, советует Бентам, «не позволяйте другим притеснять их и вы достаточно сделаете для общества».

Естественными у человека есть только чувства, способности и наклонности, их нельзя считать правом, а тем более законами. Более того, их необходимо подчинить законам, создать условия для развития позитивных способностей и запретить, искоренить антисоциальные наклонности.

ГОСУДАРСТВО

Не разделял он мнение о том, что общество и государство возникли в истории посредством заключения между людьми соответствующего договора. Это мнение он расценивал как недоказуемый тезис, как фикцию. В вопросах организации государственной власти Бентам (особенно во второй половине своей жизни) стоял на демократических позициях. Таковые удачно подкрепляли и дополняли его либерализм. Он осуждал монархию и наследственную аристократию, являлся сторонником республиканского устройства государства, в котором три основные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны были быть разделены. Однако Бентам не соглашался с тем, чтобы эти ветви власти вообще существовали каждая сама по себе и действовали независимо друг от друга. Он — за их кооперацию, взаимодействие, ибо «эта взаимная зависимость трех властей производит их согласие, подчиняет их постоянным правилам и дает им систематический и непрерывный ход... Если бы власти были безусловно независимы, между ними были бы постоянные столкновения». Будучи твердым приверженцем демократически-республиканского строя, Бентам выступал за введение в Англии однопалатной парламентской системы и упразднение палаты лордов.

Естественными у человека есть только чувства, способности и наклонности, их нельзя считать правом, а тем более законами. Более того, их необходимо подчинить законам, создать условия для развития позитивных способностей и запретить, искоренить антисоциальные наклонности.

Высший законодательный орган — однопалатный парламент (формируется на год путем прямого и тайного голосования, на основе равного, но не всеобщего избирательного права (не участвуют женщины, неграмотные)).

 

ПРАВО

Отвергал права человека и гражданина. Статьи Французской декларации прав человека подразделял на: А) ложные; Б) невразумительные; В) ложные и невразумительные.

Естественными у человека есть только чувства, способности и наклонности, их нельзя считать правом, а тем более законами. Более того, их необходимо подчинить законам, создать условия для развития позитивных способностей и запретить, искоренить антисоциальные наклонности.

Позитивным правом, по мнению мыслителя, есть установленная законом возможность и гарантия разрешенных поступков.

Юридические законы – это воля суверена, лица или группы людей, осуществляющих верховную политическую власть. Они запрещают или разрешают определенные действия, возлагают на граждан права или обязанности.

Закон должен отличаться ясностью и простотой изложения, а также быть общедоступен (возражал против запутанной системы общего права; важнейшее средство придания ясности и стройности системе норм — кодификация; не признавал иерархии норм, не ставил конституционные законы выше обычных, не отличал закона от частного распоряжения).

Выступал против крайностей революции и консерватизма (отстаивал проведение реформ, вызванных объективной необходимостью и гарантировавших прогресс).

Заслуга Бентама — в его стремлении освободить законодательство от устаревших, архаических элементов, привести его в соответствие с происшедшими в обществе социально-экономическими и политическими переменами; он хотел упростить и усовершенствовать законодательный процесс, предлагал сделать судебную процедуру более демократичной, а защиту в суде доступной также беднякам. Главная общая цель всей общественной системы, по Бентаму, — наибольшее счастье наибольшего числа людей.

 

Джон Стюарт Милль

Основные его труды: «О свободе», «Мысли о парламентской реформе», «Представительное правление», "Основы политической экономии".

Формирование собственной концепции Дж.-С. Милля началось с изучения проблем моральной философии и критики Бентамовой этики. Он отверг рационально обоснованное понимание личного счастья, опиравшегося на апологию индивидуального эгоизма.

В обществе выделяет классы, господство одних классов над другими, обусловленность общественной нравственности интересами господствующего класса.

 

ГОСУДАРСТВО

Свобода индивида, частного лица первична по отношению к политическим структурам и их функционированию. Это решающее, по Миллю, обстоятельство ставит государство в зависимость от воли и умения людей создавать и налаживать нормальное (согласно достигнутым стандартам европейской цивилизации) человеческое общежитие. Признание такой зависимости побуждает Милля пересмотреть раннелиберальную точку зрения на государство. Он отказывается видеть в нем учреждение, плохое по самой своей природе, от которого лишь претерпевает, страдает априори хорошее, неизменно добродетельное общество. «В конце концов, — заключает Милль, — государство всегда бывает не лучше и не хуже, чем индивиды, его составляющие». Государственность такова, каково общество в целом, и посему оно в первую очередь ответственно за его состояние. Главное условие существования достойного государства — самосовершенствование народа, высокие качества людей, членов того общества, для которого предназначается государство.

Порядок в государстве выступает непременным условием прогресса, т. е. постепенного совершенствования, улучшения человечества в умственном, нравственном и социальном отношениях.

Целей у хорошо устроенной и правильно функционирующей государственности несколько: защита интересов личности и собственности, содействие росту благосостояния людей, увеличение положительных социальных качеств в индивиде. «Лучшим правительством для всякого народа будет то, которое сможет помочь народу идти вперед». Есть еще один существенный отличительный признак хорошо организованного и правильно функционирующего государства — качество государственного механизма, совокупности соответствующих политических установлений. Достоинство такого механизма Милль связывает, в частности, с его устройством на основе принципа разделения властей.

Миллевский либерализм не только стоит, таким образом, на страже индивидуальной свободы, прав личности, но и выступает за организацию самого государственного механизма на демократических и правовых началах. Отсюда понятно, что концепция правового государства является одним из необходимых органических воплощений либеральной политике-юридической мысли.

ВЛАСТЬ

Милль подчеркивает: «Власть, которая не умеет заставить повиноваться своим приказаниям, не управляет». Повиновение, послушание вообще является, на взгляд Милля, первым признаком всякой цивилизации. Ведя речь о повиновении властям, он говорит, в частности, о том, что люди обязаны не нарушать законные права и интересы других индивидов. Соблюдая общеобязательные правила, они должны также нести ту долю забот, «которая приходится на каждого, в целях защиты общества или его членов от вреда и обид». Свободная личность, по Миллю, есть вместе с тем личность законопослушная

Сторонник расширения демократии, предоставления права голоса всем рабочим, женщинам. Но в то же время предостерегает от опасностей представительного правления — снижение качества власти и тирания большинства.

Истинная демократия — правление всего народа (на деле сводится к правлению большинства — нарушается равенство в пользу господствующего класса, получающего возможность проводить эгоистическое, классовое законодательство; если станет править рабочий класс — также окажется ложной демократией, которая приведет к новому варианту эгоистического, классового законодательства).

Значительное внимание в концепции Милля уделено правам человека. Милль рассматривал права человека, во-первых, как сферу, свободную от вмешательства государства, а, во-вторых, стремился максимально сузить круг случаев, когда вмешательство государства и общества в дела индивида является допустимым. Индивидуальная свобода, по мнению Милля, означает абсолютную независимость человека в сфере тех действий, которые непосредственно касаются только ее самой, она означает, что человек может быть в пределах этой сферы сам себе хозяином и действовать в ней по собственному усмотрению.

Выделяет три сферы личной свободы:

1) свобода совести в широком смысле слова (свобода мысли, чувства, мнения относительно всех предметов; предполагается возможность выражать и распространять свои идеи);

2) свобода выбора в преследовании определенной цели (свобода действовать, устраивать жизнь по своему усмотрению);

3) свобода объединения с другими индивидами (возможность действовать с ними сообща для достижения определенной цели).

Лучшая форма правления – представительная демократия, где каждый не только имеет голос в управлении страной, но и может быть призван к деятельному участию в ней.

Население современного ему государства делит на 2 класса, в первый из которых входят рабочие и мелкие торговцы, а во второй – «хозяева». Оба класса, по мнению Милля, должны располагать равным количеством голосов в парламенте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.34.50 (0.012 с.)