Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовые учения английских либералов (Бентам, Милль)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
И. Бентам Иеремия Бентам (1748—1832) явился родоначальником теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально-философских идей Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, французских материалистов XVIII в. (Гельвеция Гольбаха). Отметим четыре постулата, лежащих в ее основе: 1) Получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности. 2) Полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи — самый значимый критерий оценки всех явлений. 3) Нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей. 4) Максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества. Эти постулаты служили Бентаму опорами при анализе им политики, государства, права, законодательства и т. д. Его политико-юридические взгляды изложены во «Введении в основания нравственности и законодательства» (1789), во «Фрагменте о правительстве» (1776), «Руководящих началах конституционного кодекса для всех государств» (1828), «Деонтологии, или Науке о морали» (1815—1834) и др.
ОБЩЕСТВО Принято считать ядром либерализма положение о свободе индивида, исконно присущей ему, об автономном пространстве деятельности, о самоутверждении индивида, обеспечиваемом частной собственностью и политико-юридическими установлениями. Бентам предпочитает вести речь не о свободе отдельного человека; в фокусе его внимания интересы и безопасность личности. Человек сам должен заботиться о себе, о своем благополучии и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь. Только он сам должен определять, в чем заключается его интерес, в чем состоит его польза. Не притесняйте индивидов, советует Бентам, «не позволяйте другим притеснять их и вы достаточно сделаете для общества». Естественными у человека есть только чувства, способности и наклонности, их нельзя считать правом, а тем более законами. Более того, их необходимо подчинить законам, создать условия для развития позитивных способностей и запретить, искоренить антисоциальные наклонности. ГОСУДАРСТВО Не разделял он мнение о том, что общество и государство возникли в истории посредством заключения между людьми соответствующего договора. Это мнение он расценивал как недоказуемый тезис, как фикцию. В вопросах организации государственной власти Бентам (особенно во второй половине своей жизни) стоял на демократических позициях. Таковые удачно подкрепляли и дополняли его либерализм. Он осуждал монархию и наследственную аристократию, являлся сторонником республиканского устройства государства, в котором три основные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны были быть разделены. Однако Бентам не соглашался с тем, чтобы эти ветви власти вообще существовали каждая сама по себе и действовали независимо друг от друга. Он — за их кооперацию, взаимодействие, ибо «эта взаимная зависимость трех властей производит их согласие, подчиняет их постоянным правилам и дает им систематический и непрерывный ход... Если бы власти были безусловно независимы, между ними были бы постоянные столкновения». Будучи твердым приверженцем демократически-республиканского строя, Бентам выступал за введение в Англии однопалатной парламентской системы и упразднение палаты лордов. Естественными у человека есть только чувства, способности и наклонности, их нельзя считать правом, а тем более законами. Более того, их необходимо подчинить законам, создать условия для развития позитивных способностей и запретить, искоренить антисоциальные наклонности. Высший законодательный орган — однопалатный парламент (формируется на год путем прямого и тайного голосования, на основе равного, но не всеобщего избирательного права (не участвуют женщины, неграмотные)).
ПРАВО Отвергал права человека и гражданина. Статьи Французской декларации прав человека подразделял на: А) ложные; Б) невразумительные; В) ложные и невразумительные. Естественными у человека есть только чувства, способности и наклонности, их нельзя считать правом, а тем более законами. Более того, их необходимо подчинить законам, создать условия для развития позитивных способностей и запретить, искоренить антисоциальные наклонности. Позитивным правом, по мнению мыслителя, есть установленная законом возможность и гарантия разрешенных поступков. Юридические законы – это воля суверена, лица или группы людей, осуществляющих верховную политическую власть. Они запрещают или разрешают определенные действия, возлагают на граждан права или обязанности. Закон должен отличаться ясностью и простотой изложения, а также быть общедоступен (возражал против запутанной системы общего права; важнейшее средство придания ясности и стройности системе норм — кодификация; не признавал иерархии норм, не ставил конституционные законы выше обычных, не отличал закона от частного распоряжения). Выступал против крайностей революции и консерватизма (отстаивал проведение реформ, вызванных объективной необходимостью и гарантировавших прогресс). Заслуга Бентама — в его стремлении освободить законодательство от устаревших, архаических элементов, привести его в соответствие с происшедшими в обществе социально-экономическими и политическими переменами; он хотел упростить и усовершенствовать законодательный процесс, предлагал сделать судебную процедуру более демократичной, а защиту в суде доступной также беднякам. Главная общая цель всей общественной системы, по Бентаму, — наибольшее счастье наибольшего числа людей.
Джон Стюарт Милль Основные его труды: «О свободе», «Мысли о парламентской реформе», «Представительное правление», "Основы политической экономии". Формирование собственной концепции Дж.-С. Милля началось с изучения проблем моральной философии и критики Бентамовой этики. Он отверг рационально обоснованное понимание личного счастья, опиравшегося на апологию индивидуального эгоизма. В обществе выделяет классы, господство одних классов над другими, обусловленность общественной нравственности интересами господствующего класса.
ГОСУДАРСТВО Свобода индивида, частного лица первична по отношению к политическим структурам и их функционированию. Это решающее, по Миллю, обстоятельство ставит государство в зависимость от воли и умения людей создавать и налаживать нормальное (согласно достигнутым стандартам европейской цивилизации) человеческое общежитие. Признание такой зависимости побуждает Милля пересмотреть раннелиберальную точку зрения на государство. Он отказывается видеть в нем учреждение, плохое по самой своей природе, от которого лишь претерпевает, страдает априори хорошее, неизменно добродетельное общество. «В конце концов, — заключает Милль, — государство всегда бывает не лучше и не хуже, чем индивиды, его составляющие». Государственность такова, каково общество в целом, и посему оно в первую очередь ответственно за его состояние. Главное условие существования достойного государства — самосовершенствование народа, высокие качества людей, членов того общества, для которого предназначается государство. Порядок в государстве выступает непременным условием прогресса, т. е. постепенного совершенствования, улучшения человечества в умственном, нравственном и социальном отношениях. Целей у хорошо устроенной и правильно функционирующей государственности несколько: защита интересов личности и собственности, содействие росту благосостояния людей, увеличение положительных социальных качеств в индивиде. «Лучшим правительством для всякого народа будет то, которое сможет помочь народу идти вперед». Есть еще один существенный отличительный признак хорошо организованного и правильно функционирующего государства — качество государственного механизма, совокупности соответствующих политических установлений. Достоинство такого механизма Милль связывает, в частности, с его устройством на основе принципа разделения властей. Миллевский либерализм не только стоит, таким образом, на страже индивидуальной свободы, прав личности, но и выступает за организацию самого государственного механизма на демократических и правовых началах. Отсюда понятно, что концепция правового государства является одним из необходимых органических воплощений либеральной политике-юридической мысли. ВЛАСТЬ Милль подчеркивает: «Власть, которая не умеет заставить повиноваться своим приказаниям, не управляет». Повиновение, послушание вообще является, на взгляд Милля, первым признаком всякой цивилизации. Ведя речь о повиновении властям, он говорит, в частности, о том, что люди обязаны не нарушать законные права и интересы других индивидов. Соблюдая общеобязательные правила, они должны также нести ту долю забот, «которая приходится на каждого, в целях защиты общества или его членов от вреда и обид». Свободная личность, по Миллю, есть вместе с тем личность законопослушная Сторонник расширения демократии, предоставления права голоса всем рабочим, женщинам. Но в то же время предостерегает от опасностей представительного правления — снижение качества власти и тирания большинства. Истинная демократия — правление всего народа (на деле сводится к правлению большинства — нарушается равенство в пользу господствующего класса, получающего возможность проводить эгоистическое, классовое законодательство; если станет править рабочий класс — также окажется ложной демократией, которая приведет к новому варианту эгоистического, классового законодательства). Значительное внимание в концепции Милля уделено правам человека. Милль рассматривал права человека, во-первых, как сферу, свободную от вмешательства государства, а, во-вторых, стремился максимально сузить круг случаев, когда вмешательство государства и общества в дела индивида является допустимым. Индивидуальная свобода, по мнению Милля, означает абсолютную независимость человека в сфере тех действий, которые непосредственно касаются только ее самой, она означает, что человек может быть в пределах этой сферы сам себе хозяином и действовать в ней по собственному усмотрению. Выделяет три сферы личной свободы: 1) свобода совести в широком смысле слова (свобода мысли, чувства, мнения относительно всех предметов; предполагается возможность выражать и распространять свои идеи); 2) свобода выбора в преследовании определенной цели (свобода действовать, устраивать жизнь по своему усмотрению); 3) свобода объединения с другими индивидами (возможность действовать с ними сообща для достижения определенной цели). Лучшая форма правления – представительная демократия, где каждый не только имеет голос в управлении страной, но и может быть призван к деятельному участию в ней. Население современного ему государства делит на 2 класса, в первый из которых входят рабочие и мелкие торговцы, а во второй – «хозяева». Оба класса, по мнению Милля, должны располагать равным количеством голосов в парламенте.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.217 (0.012 с.) |