Государственно-правовая доктрина Д. Локка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственно-правовая доктрина Д. Локка



ЛИЧНОСТЬ

Джон Локк (29 августа 1632— 28 октября 1704) — английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Впервые разделяет власть на три составляющих ветви (законодательную, исполнительную, союзную (федеративную). Локк утверждал, что люди рождаются без врождённых идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

В произведении «Два трактата о правлении» (1690 г.) Локк критиковал теологическо-патриархальную теорию Фильмера (английский политический философ) и изложил свою концепцию естественного права. Концепция Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права, а программные положения доктрины содержали государственно-правовые принципы гражданского общества. Локк является основателем школы, стремящейся построить государство на начале личной свободы.

Эпоха: пал абсолютистский режим короля Якова II Стюарта. Взамен пришел Вильгельм Оранский, который согласился установить конституционную монархию. Следовательно, к управлению делами государства была допущена буржуазия. Чтобы страна опять на погрузилась в хаос, между ними между ними и верхами дворянства (которые до этого времени стояли у власти) был заключен компромисс: произведён дележ публичной власти. Именно идеологом данного компромисса и выступил Локк.

 

 

ГОСУДАРСТВО

До возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. В нем господствует равенство, при котором «всякая власть и всякое право взаимны, никто не имеет больше другого». Каждому индивиду природой заложено возможность судить преступников и возможность подвергать их наказанию.

Однако, чтобы более объективно, беспристрастно, однообразно применять эти возможности, следовательно, защищать равенство и естественные права людей, последние соглашаются учредить государство на основе «общественного договора».

Государство — это совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона (во имя общественного блага) и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. Данные функции государства, которые есть только для государства, Локк называет публичной властью.

Каждый индивид обладает такими «естественными свойствами», в которых усматривается право и источник «законодательной, исполнительной власти, а равно правительств и государств» — это яркое проявление индивидуализма. То есть, каждый человек обладает правом на создание государства, ибо в каждом из индивидуумов есть частичка данного права.

Передает индивид Общему Закону полномочия весьма «скупо», не допуская государство к своим неотчуждаемым ценностям (границы власти и действия государства по отношению к людям): праву на жизнь, свободе и равенству.

Цель политического общества (государства) — создать условия, при которых люди смогут обладать, реализовывать и сохранять «собственность» (у Локка это как жизнь, здоровье, так и имущество, то есть очень широкое понятие). Тут проявляется зависимость государства от объективных условий жизни людей.

Средства государства для достижения цели — законность, разделение властей, оптимальная для нации форма правления, право народа на восстание в связи с злоупотреблением властью и т.д.

 

ВЛАСТЬ

Принцип разделения властей:

× Законодательная власть (принимает законы) — Парламент,

× Исполнительная власть (претворяет законы в жизнь) — монарх, кабинет министров,

× Федеральная власть (сношения с иностранными государствами) — монарх, кабинет министров.

Законодательная и исполнительная власти не должны находится в одних рука, в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, делать для себя изъятия из общих законов или другими способами использовать политические привилегии в своих частных интересах.

Комплекс системы сдержек и противовесов — по мнению Локка должен быть закреплен нормативно. Данные идеи позже лягут в основу Декларации прав человека и гражданина 1789 года и доктрины буржуазного конституционализма — утверждение четкой иерархии между властями: законодательная власть — верховная, но не абсолютная. Иные власти должны подчиняться ей, однако они не пассивные придатки, а оказывающие на законодательную власть активное влияние существенные элементы государства.

Социально-классовая обусловленность данного принципа: в результате Славной Революции 1688 года в парламенте возобладали пробуржуазные группировки (партия вигов), а в аппарате администрации осели по преимуществу сторонники знатного родового земельного дворянства (партия тори).

В целом Локк относится ко всем формам правления нормально. Для Локка скорее важно то, чтобы любая форма правления вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей, чтобы имелась «надлежащая структура правления», чтобы охранялись естественные права и свободы индивида, что власть заботилась об общем благе всех.

Наиболее лучшая, на его взгляд, английская конституционная монархия (монарх следует по закону и исполняет их). Худшая – абсолютная монархия.

Любая, даже самая лучшая форма правления, может быть вырождена в тиранию — политический строй, где имеет место «осуществление власти помимо права» (игнорируя право и общее согласие). По отношению к деспотической власти народ имеет право «воззвать к небесам» и применить силу «против несправедливой и незаконной силы» (право на правомерное восстание). Повод для восстания, а также его весомость, определяет сам народ.

То есть, по Локку суверенитет народа гораздо выше, чем суверенитет государства (экзаменатор ловит фейспалм). Данная идея была сформулирована Локком с целью реабилитации уже произведенного государственного переворота.

 

ПРАВО

Закон — это акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу.

Локком провозглашена идея правового государства: все равны перед законом; тот, кто управляет государством, должен управлять только согласно установленным народом законам, а не путем импровизированных указов.

«Там, где нет законов, нет и свободы». Индивидуальная свобода важна как для отдельной личности, так и для всего государства в целом (проблема «государство — личность»).

Позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя «обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным» — либерально-демократическая идея.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.005 с.)