Политико-правовые идеи Феофана Прокоповича 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые идеи Феофана Прокоповича



К началу XVIII в. тенденция к превращению сословно-представительной монархии в абсолютную стала определяющей в практике реализации верховной власти. Преобразования Петра I находили свое обоснование в политических теориях его современников, одним из которых был архиепископ Феофан Прокопович (1681-1736). Феофан Прокопович родился в Киеве в купеческой семье, получил духовное образование, был ректором Киево-Могилянской академии, епископом псковским, архиепископом новгородским и вице-президентом Святейшего Синода. Автор ряда произведений на политические и религиозные темы: «Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент», «Поэтика», «Риторика» и др.

ГОСУДАРСТВО

Прокопович соединяет аргументы естественно-правовой теории с догматами богословия. Впервые в русской политико-правовой мысли обратился к теории общественного договора. Естественное догосударственное состояние представляет как «черное да безмерное беззаконий море». Естественные законы (требования здравого разума) подсказали людям, как избежать постоянных войн, и привели их к мысли о заключении договора об образовании государства. Люди перешли в государственное состояние «не без смотрения Божия», заключив соглашение об отказе от всех своих прав в пользу суверена. Основными обязанностями народа являются: «без прекословия и роптания все от самодержца повелеваемое» терпеть; терпеть «злонравие» государя; не судить дела государя.

 

ВЛАСТЬ

Рассматривает следующие формы правления:

× демократию (народодержавство)

× аристократию

× монархию (абсолютную – лучший «образ правления» и ограниченную – государь принимает на себя ряд обязательств, за нарушение которых он может быть отстранен от власти),

× «смешанный состав»

Он резко критикует аристократию и демократию, за то, что аристократия приводит к разногласиям в среде правящих, и часто это приводит к тому, что правители оставляют заботу об общем благе и «соглашаются на разорение отечества», а при демократии часто бывают мятежи и смуты народные, также демократия может существовать только в малых государствах.

Прокопович убежден, что только абсолютная (неограниченная) монархия способна обеспечить русскому народу «беспечалие» и «блаженство».

В лице абсолютного монарха Феофан видит «стража и защитника и сильного поборника закона... ограду и обережение... от внутренних и внешних опасностей», а кроме того, «пристанище и защиту» для каждого человека.

Выделяя два вида абсолютной монархии (наследственная и выборная), он анализирует их достоинства и недостатки. Основными достоинствами наследственной монархии являются: ее большая устойчивость в силу замещения престола специально подготовленным для этой цели лицом, авторитетность, преемственность власти, ее безболезненный переход к наследнику. Основной недостаток наследственной монархии — наследник по закону может оказаться недостойным, т.е. «негодным». Обосновывая правомерность петровского указа «О престолонаследии», Прокопович настаивает на предоставлении монарху широких возможностей в выборе себе наследника по собственному усмотрению.

Архиепископ обосновывает необходимость существования абсолютной, ничем не ограниченной верховной власти, регламентирующей все стороны жизни подданных («обряды гражданские, церковные, перемены обычаев», «употребление платья и домостроение», «чины и церемонии в пированиях, свадьбах и погребениях» и т.д.). «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный; повиноваться его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Государь стоит выше закона, ибо «монархи суть Боги».

 

ПРАВИТЕЛЬ

В своей деятельности верховный правитель реализует одновременно божественное призвание и требования естественного права, осуществляя долг служения народу.

Монарх должен быть просвещенным, т.е. государь обязан заботиться не только об общем благе, но и о распространении просвещения, искоренении предрассудков, устроении правосудия и осуществлении хорошего управления страной. Монарх реализует одновременно божественное призвание и требования естественного права, осуществляя долг служения народу.

По-новому разрешил Феофан Прокопович и проблему взаимоотношений церкви и государства. Реформы Петра I изменили экономический и политический статус церковной организации. Экономическая самостоятельность церкви была подорвана образованием Монастырского приказа (1701), в руках которого сосредоточились все нити управления церковным и монастырским имуществом. Манифест об организации Синода и упразднении патриаршества передал управление церковью практически светскому учреждению.

Термин «самодержавие» в произведениях сторонника абсолютной монархии означает неограниченную власть императора (ранее употреблялся для обозначения суверенности государства).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.004 с.)