Учение о государстве Полибия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение о государстве Полибия



ЛИЧНОСТЬ

Полибий (210—128 гг. до н.э.) — видный греческий мыслитель, политик, историк. Выходец из Греции, из знатного рода. Был интернирован в Рим в числе 1000 знатных греков (300 осталось в живых). Оказался приближенным ко двору римского патриция Сципиона. Считал наиболее совершенным строем римский, а будущее — за Римом.

Эпоха: утрата греческими полисами независимости. Включение греческих полисов в состав Римской империи.

При ответе на вопрос следует также упомянуть про периоды существования Римского государства:

1. Царский

2. Сенатский

3. Принципат

4. Доминат.

Полибий трактовал этот путь как путь к смешанному государству.

Основной его труд: «История в сорока книгах». Главный вопрос, который изучается мыслителем: «Как, когда и почему мир оказался во власти римлян? С помощью каких учреждений судьба осуществила власть Рима?»

ФИЛОСОФИЯ

Серьезное влияние на взгляды Полибия оказали некоторые аспекты учения Аристотеля, прежде всего суждения философа о естественном и условном праве. Под естественным правом Аристотель понимал то, что везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его в законодательстве того или иного государства; условное же (и в этом смысле искусственное) право составляет совокупность установленных людьми соглашений и законоположений.

Учение стоиков также оказало заметное влияние и на взгляды Полибия. Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого «естественного («общего») закона, который имеет в то же время божественный характер и смысл. Государство, по мысли стоиков, выступает как естественное объединение, а не как искусственное, условное, договорное образование. А все люди (и по своей природе, и по закону мироздания в целом) – граждане единого мирового государства (космополиса) и человек – гражданин вселенной.

Воззрения Полибия отражены в его знаменитом труде «История в сорока книгах». В центре исследования Полибия – вопрос: почему, как и когда весь мир оказался под властью Рима?

ГОСУДАРСТВО

Причины появления государства. Это случается по естественному «закону природы». Изначально присущая как животным, так и людям слабость «побуждает их собраться в однородную толпу». Вождем этой толпы становится тот, кто превосходит других телесной силой и душевной отвагой. Далее «царство рассудка сменяет собою господство отваги и силы». То есть, наравне с силой телесной и душевной становится необходимым наличие ума-разума.

Полибий изложил концепцию динамики круговорота политических форм. Он выделял следующие шесть политических форм:

1. Монархия, царская власть (забота о подданных, простота, в общем, благо для всех). В данный период образуется обычное право (основанное на добре и справедливости). Вскоре власть начинает переходить по наследству, возникает больше благ и противоречий, и все перерастает в следующую форму правления.

2. Тирания. В этот период царь становится самодержцем и не имеет разницы с народом (не отличается ни силой, ни разумом). Тирания — время козней благородных и отважных людей против тирана.

3. Аристократия. Наступает вследствие свержения власти тирана. На этом этапе властвующие заботятся об «общем благе».

4. Олигархия. Здесь царят злоупотребление властью, корыстолюбие, беззаконие, пьянство и обжорство. Народ естественно этим недоволен и свергает олигархов.

5. Демократия. При жизни первого поколения людей, свергнувших олигархов, все идет по плану, высоко ценятся свобода и равенство. В итоге безумная толпа выбирает себе отважного честолюбца (демагога), а сама от государственных дел отстраняется.

6. Охлократия. Является и худшей, и последней формой правления. При ней «водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца» (как в самом начале, то есть это есть и последняя и форма, и та, которая стоит перед монархией).

Каждая простая политическая форма воплощает в себе только одно начало, которое неизбежно деградирует и перерастает в другое. Следовательно, Полибий отмечает, что наиболее совершенной формой правление станет та, которая объединит в себе самые лучшие начала. Первым такое устройство создал Лакедемонский законодатель Ликург.

В этом кроется ответ на вопрос о господстве Рима: он совместил в себе черты монархии (два консула с возможностью диктатуры), аристократии (Сенат) и демократии (трибуны).

Следует также подчеркнуть, что сама судьба, по мнению Полибия, является также причиной доминирования Империи (Не Галактической) в Средиземноморье.

Более того, фактором, обеспечивающим устойчивость Римской империи, является богобоязнь у римской толпы. Но, мыслитель отмечает, что если государство состояло бы из мудрецов, то в боязни богов нужды бы не было.

При этом Полибий подчеркивал, что даже эта система не будет существовать бесконечно, она просто продлевает жизнь Рима. Таким образом, у Полибия идеальная форма правления — это смешение трех правильных форм правления государства: монархии, аристократии и демократии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.005 с.)