Политико-правовое учение Платона (427-347 до н.э.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовое учение Платона (427-347 до н.э.)



ЛИЧНОСТЬ

Платон (427-347 гг. до н.э.) происходил из очень знатного афинского рода. В молодости был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины. Много путешествовал. Вернувшись в Афины, Платон в 387 г. до н. э. приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни. Академия просуществовала почти целое тысячелетие.

Основные труды следует разделить на три части:

1. «Сократические» (доминирование идей Сократа: рационализм, объективизм, этические аспекты) — «Апология Сократа» и т.п.,

2. «Платоновские» (непосредственно свои зрелы и сформированные идеи) — «Государство», «Политик» и т.п.,

3. Отдельно можно поставить «Законы» (большое влияние пифагорейской цифровой мистики и религиозно-мифологических верований.

 

ФИЛОСОФИЯ

Проповедовал учение, согласно которому весь окружающий нас мир («мир явлений») является лишь слабой тенью, искаженной копией «мира идей» (эйдосов). Истинное познание — это познание бытия, т.е. мира идей.

Здесь следует привести пример из какого-то там тома Государства: люди живущие в пещере и смотрящие на отражения на стенах от костра, думают, что это и есть истинное. Философ же может выбраться из пещеры, узреть Солнце (истинное), и не просто узреть, а вернуться и повести за собой людей.

В корне существования государства стоит эйдос блага, постигнуть которое могут только философы.

 

ГОСУДАРСТВО

Соответственно идеальное государство — это то государство, которое наиболее возможно реализует и воплотит «мир идей», а в частности, эйдос блага, в мире явлений, а именно в наиболее удобном для этого месте — полисе.

При этом Платон проводит соответствие между космосом в целом, государством и отдельное человеческой душой. У них есть три одинаковые составляющие.

В душе каждого человека, как и в каждом государстве, есть три составляющие:

× «Разумное» (в государстве «совещательное»),

× «Яростное» (в государстве «защитное»),

× «Вожделеющее» (в государстве «деловое»).

Соответственно весь общественный строй государства следует разделить на три части:

· Правители — философы («пастыри»),

· Воины («цепные псы»),

· Производители — основа общества («стадо»).

Соответственно данному разделению Платон утверждает, что «справедливость» состоит в том, чтобы «каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела». Также справедливость требует «иерархичной соподчиненности». Если каждый будет стоять на своем месте, а труд будет разделен, то потребности полиса будут полностью удовлетворятся.

В своих трудах для обоснования данной концепции высказывает «Благородный вымысел», который подлежит распространению у людей. По нему «все люди есть братья, но при рождении в одних был заложен кусочек золота, в других — серебра, а в третих — меди и железа. Государство погибнет тогда, когда охранять его будет медный или железный страж».         

Для того, чтобы понять, кто есть кто, Платон придавал большое значение детским играм. В детстве за ребенком наблюдали и выясняли, какая игра ему больше нравится.

Казаки-разбойники — обучаем военному промыслу, король-поданные — будем обучать философии (стать им можно хорошо так к годам 50), лепишь куличики — ну тебе много ума не надо (их действительно меньше всего обучали), пойдешь в производители.

Дети военных и философов забирались при рождении и должны были воспитываться сообща под общим присмотром. Судьба детей производителей решалась по усмотрению правителей.

Большое значение придавалось жизни военных. Они не могли иметь частную собственность, должны были быть солидарны, равны друг другу и коллективны. Жить они должны были вместе в бараках, у них должны были быть общие жены и дети (последние отправлялись на общее воспитание).

Также важно, чтобы между бедными и богатыми не существовало большой имущественной разницы. Он аргументировал это тем, что «в каждом государстве находится множество государств (разные группы людей)», следовательно, неудовлетворенность одних может повлечь войны и разруху.

Два наиважнейших аспекта идеального государства Платона:

× правление философов

× действие справедливых законов.

 

ПРАВО

По Платону (как и по Сократу), справедливое тождественное законному, поскольку в них лежит разумное, божественное, идеально начало.

При этом он отмечает, что существует 2 государственных устройства:

× те, в которых над всем, в том числе и над законами, стоят правители;

× те, в которых над всем, в том числе и над правителями, стоят законы.

 

ВЛАСТЬ

В своих трудах Платон выделял 5 видов политических систем.

Первой, как наиболее правильной, являлась Аристократия (при этом в ней могли править либо несколько философов одновременно, либо один философ, вокруг которого стояли другие) (власть философов).

Однако вскоре класс воинов, недовольный естественным состоянием дел, захватывает власть в полисе. Это приводит к власти военных — Тимократии. При данной форме правления полисы стремятся постоянно воевать (например, Спарта).

Военные постепенно набирают все больше и больше богатств, разница между богатыми и бедными все растет, и утверждается власть богатых — Олигархия.

Простые люди, недовольные тем, что их все время притесняют, облагают бесконечными налогами и поборами, восстает против богатых и свергают их. По Платону, к слову, та война, которая происходит в данный момент, является самой страшной (между малым количеством богатых и большим количеством бедных). В итоге утверждается Демократия — власть большинства.

Демократия, опьяненная свободой, постепенно деградирует, теряя интерес к управлению. В итоге власть получает жестокий человек, преследующий создание блага не для людей, а для себя. Утверждается последняя и самая плохая форма правления — Тирания (власть тирана).

Некоторые специалисты в области ИППУ (я, посмотревший видосик на постнауке), утверждают, что тирания при надлежащих условиях, а именно при наличии мудрого философа рядом с тираном, может перерасти обратно в аристократию. Это прослеживается в трудах Платона, хоть и не прямо. То есть, круг закольцовывается.

Теперь еще момент. Платон выше описывал политические системы. Далее он разбирает еще формы правления (по критерию законности).

В целом, на экзамене важно сказать про то, что выше. Ниже будет информация на всякий случай.

Кроме образцового государства, правитель которого руководствуется истинным знанием, Платон выделяет здесь еще три вида правления (монархия, власть немногих и власть большинства), каждый из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делится надвое:

1. Законная монархия — это царская власть,

2. Противозаконная монархия — тирания;

3. Законная власть немногих — аристократия,

4. Незаконная власть немногих — олигархия;

5. Законная демократия — с законами;

6. Незаконная демократия — без законов.

Итого, вместе с истинным правлением, всего семь форм государства.

Лучшая форма правления – аристократия.

Худшая форма правления для Платона – именно тирания

«ВТОРОЙ ПО ДОСТОИНСТВУ» (УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ) ПРОЕКТ ПЛАТОНА

В книге «Законы» Платон излагает переработанный вариант идеального государства. В нем обязательно должно быть 5040 человек. Излишек отправляется в колонии. У истоков данного государства стоит единомыслие, коллективность и детальный и суровый закон, который регулирует практически все аспекты общественной и личной жизни.

Общество делится на 4 сословия граждан по имущественному цензу. К гражданам не относятся рабы, которыми граждане должны быть снабжены в достаточном количестве, и иностранцы. Рабы и иностранцы должны заниматься земледелием, торговлей и ремеслом, полностью удовлетворяя потребности граждан.

Что граждане, что рабы, обеспечиваются примерно одинаково, чтобы не допустить возмущений. Граждане обладают политическими правами и равны между собой.

В данном проекте несколько ослабляется контроль за семьей и бытом, в отличие от первого проекта.

Управление:

× во главе стоят 37 правителей-философов.

× существует выборный Сенат (по 90 человек от каждого класса).

× упоминается Народное собрание. Его обязаны посещать 1 и 2 класс, 3 и 4 по желанию.

× в полисе должно существовать множество гражданских и общественных должностей.

× также утверждается тайное Ночное собрание (10 мудрецов), которое решает самые важные вопросы.

И первый, и второй проект Платона является утопией. Причина этому проста — нет и не может быть изначально стоящих у истоков философов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.013 с.)