Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовая доктрина Аристотеля
ЛИЧНОСТЬ Аристотель (384-322) родился в небольшом эллинском (греческом) городе Стагире. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины, где учился, а затем и преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Покинув Афины в течение ряда лет жил в других греческих государствах. Позже по приглашению македонского царя Филиппа II занимался воспитанием его сына Александра (тот самый). С 335 г. до н. э. Аристотель снова в Афинах. Здесь он основал свою философскую школу — Ликей (лицей) и руководил ею почти до конца жизни. Аристотель был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика». Автор известной фразы «Платон мне друг, но истина — дороже». Разрабатывал науку о политике, которая предполагала представления о нравственности (добродетелях) и нравах. Объект изучение данной науки — прекрасное и справедливое (этика выступает в данном случае как начальная часть политики).
ФИЛОСОФИЯ По Аристотелю справедливость — это высшая (не сама по себе, а по отношению к другому человеку) воспитуемая (ею можно обучить) добродетель. Проявляется справедливость тогда, когда различные добрые действия людей делаются для других. При этом частное, эгоистическое начало человека удовлетворяется в большей степени, нежели человек при получении благ и выгод лично (воровством, например), так как остальные люди также дают выгоду и блага тебе, а так как их больше, то и получаемого от них больше. Аристотель выделял 2 вида справедливости: × уравнивающую («арифметическая» равенство, сфера применения — гражданско-правовые сделки, уголовное право (наказание равно для каждого) и т.д.); × распределяющую («геометрическое» равенство, сфера применения — политические отношения. Означает, что каждому даются блага по его достоинству, по тому, сколько он дал обществу сам). Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью самоудовлетворённость (автаркия).
ГОСУДАРСТВО По Аристотелю «Человек — это существо (животное) политическое (общающееся, общительное)». Общение с себе подобными — это первичная потребность человека, без которой он не может физически жить. При этом только человек может выражать и делиться абстрактными понятиями. «Человек вне общения с себе подобными — либо зверь, либо бог, но никак не человек».
Аристотель выделял 3 уровня общения (которое строится на дружбе, на добрых началах): × семья (удовлетворение биологических, первичных потребностей) (муж + жена + рабы). × родовое селение (удовлетворение потребностей в безопасной жизни и имущества); × полис/государство (цель других уровней общения (благая жизнь) удовлетворяется. В полисе завершается генезис политической природы человека). Уровня полиса не достигают варвары и рабы (у Аристотеля — синонимы). Полис предшествует (сущностью, то есть он не раньше появился, а он выше по сущности) человеку. Полис и человек соотносятся как Целое и Часть. При это Часть не может существовать без Целого. В этом кроется весь смысл Западноевропейской философо-политической мысли Средневековья — первичен коллектив, а не личность. Качества человека важны в той мере, в какой он является частью того или иного общества. Насколько человек вкладывается в дела полиса, в благое для остальных, настолько он и важен. (и столько он получает взамен — распределяющая справедливость). Территория лучшего государства должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Земля делится на две части: одна часть находится в общем пользовании всего государства, другая – в частном владении граждан. Военное дело нужно не для порабощения других народов, а для того, чтобы самим не попасть в рабство. Аристотель критиковал оба проекта идеального полиса Платона. По его мнению, общность имущества, жен и детей приводит к уничтожению полиса. Частная собственность коренится в природе человека, в его естественной любви к себе. Мыслитель выдвинул свой проект идеального, наилучшего государства: · население — достаточное и легко обозримое; · территория — ориентирована и к морю, и к материку; достаточная для удовлетворения потребностей населения; · большое количество рабов, а ремесленники, матросы и торговцы лишены политических прав (так как они преследуют лишь личную выгоду);
· земля — делится на 2 части: 1) в общем пользовании государства, 2) в частном владении граждан, которые отдают продукты другим гражданам на дружественных началах. · цель законодателя — доставлять досуг и мир, так как «конечной целью войны служит мир, работы — досуг».
ВЛАСТЬ Аристотель характеризовал различные политические системы, взяв как критерий верховную власть: количество властвующих и правильность/неправильность властвования (благо распределяется по справедливости или нет): · монархия — один, правильная форма. · аристократия — немногие, правильная форма. · полития — большинство, правильная форма. · тирания — один, неправильная форма. · олигархия — немногие, неправильная форма. · демократия — большинство, неправильная форма. Внутри каждой формы он также выделял множество различных типов, принимая разные критерии. Например, при выделении типов демократии критерием являлось то, кого в данном полисе признают гражданином, и кто может занимать общественные и гражданские должности. Самая правильная и лучшая форма правления — полития (так как она сочетает в себе лучшее от олигархии и демократии и является «средней формой» государства, умеренная в нравах, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой). Самая наихудшая форма правления — тирания. Критиковал мыслитель также «крайнюю демократию», но одобрял «демократию цензовую» (основанную на примирении богатых и бедных). Причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии надлежащего равенства в государстве и искажение принципа справедливости (люди неравны сами по себе и не получают по своим заслугам)). Политическое правление — это правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же — «уравновешенный разум».
ПРАВО Справедливое тождественно законному. Право является критерием справедливости, а также регулирующей нормой политического общения. Право — это политическое явление, которое отсутствует в неполитических (деспотических) формах правления. Политическое право делится на: × естественное (одинаковое везде и для всех); × условное (волеустановленное) (определено у каждого по-разному). Формы права относятся к политической сфере и носят политический характер. Это аргументировано тем, что по Аристотелю у человека политическая природа. Условное право делится на: - всеобщие соглашения; - законы (писаные и неписаные (обычаи). Законы всегда соответствуют праву и справедливости, а если не соответствуют, то это уже не форма права, а способ учреждения деспотизма.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.011 с.) |