Политико-правовая доктрина Аристотеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовая доктрина Аристотеля



ЛИЧНОСТЬ

Аристотель (384-322) родился в небольшом эллинском (греческом) городе Стагире. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины, где учился, а затем и преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Покинув Афины в течение ряда лет жил в других греческих государствах. Позже по приглашению македонского царя Филиппа II занимался воспитанием его сына Александра (тот самый). С 335 г. до н. э. Аристотель снова в Афинах. Здесь он основал свою философскую школу — Ликей (лицей) и руководил ею почти до конца жизни.

Аристотель был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика».

Автор известной фразы «Платон мне друг, но истина — дороже».

Разрабатывал науку о политике, которая предполагала представления о нравственности (добродетелях) и нравах. Объект изучение данной науки — прекрасное и справедливое (этика выступает в данном случае как начальная часть политики).

 

ФИЛОСОФИЯ

По Аристотелю справедливость — это высшая (не сама по себе, а по отношению к другому человеку) воспитуемая (ею можно обучить) добродетель. Проявляется справедливость тогда, когда различные добрые действия людей делаются для других. При этом частное, эгоистическое начало человека удовлетворяется в большей степени, нежели человек при получении благ и выгод лично (воровством, например), так как остальные люди также дают выгоду и блага тебе, а так как их больше, то и получаемого от них больше.

Аристотель выделял 2 вида справедливости:

× уравнивающую («арифметическая» равенство, сфера применения — гражданско-правовые сделки, уголовное право (наказание равно для каждого) и т.д.);

× распределяющую («геометрическое» равенство, сфера применения — политические отношения. Означает, что каждому даются блага по его достоинству, по тому, сколько он дал обществу сам).

Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью самоудовлетворённость (автаркия).

 

ГОСУДАРСТВО

По Аристотелю «Человек — это существо (животное) политическое (общающееся, общительное)». Общение с себе подобными — это первичная потребность человека, без которой он не может физически жить. При этом только человек может выражать и делиться абстрактными понятиями. «Человек вне общения с себе подобными — либо зверь, либо бог, но никак не человек».

Аристотель выделял 3 уровня общения (которое строится на дружбе, на добрых началах):

× семья (удовлетворение биологических, первичных потребностей) (муж + жена + рабы).

× родовое селение (удовлетворение потребностей в безопасной жизни и имущества);

× полис/государство (цель других уровней общения (благая жизнь) удовлетворяется. В полисе завершается генезис политической природы человека). Уровня полиса не достигают варвары и рабы (у Аристотеля — синонимы).

Полис предшествует (сущностью, то есть он не раньше появился, а он выше по сущности) человеку. Полис и человек соотносятся как Целое и Часть. При это Часть не может существовать без Целого. В этом кроется весь смысл Западноевропейской философо-политической мысли Средневековья — первичен коллектив, а не личность.

Качества человека важны в той мере, в какой он является частью того или иного общества. Насколько человек вкладывается в дела полиса, в благое для остальных, настолько он и важен. (и столько он получает взамен — распределяющая справедливость).

Территория лучшего государства должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Земля делится на две части: одна часть находится в общем пользовании всего государства, другая – в частном владении граждан.

Военное дело нужно не для порабощения других народов, а для того, чтобы самим не попасть в рабство.

Аристотель критиковал оба проекта идеального полиса Платона. По его мнению, общность имущества, жен и детей приводит к уничтожению полиса. Частная собственность коренится в природе человека, в его естественной любви к себе.

Мыслитель выдвинул свой проект идеального, наилучшего государства:

· население — достаточное и легко обозримое;

· территория — ориентирована и к морю, и к материку; достаточная для удовлетворения потребностей населения;

· большое количество рабов, а ремесленники, матросы и торговцы лишены политических прав (так как они преследуют лишь личную выгоду);

· земля — делится на 2 части: 1) в общем пользовании государства, 2) в частном владении граждан, которые отдают продукты другим гражданам на дружественных началах.

· цель законодателя — доставлять досуг и мир, так как «конечной целью войны служит мир, работы — досуг».

 

ВЛАСТЬ

Аристотель характеризовал различные политические системы, взяв как критерий верховную власть: количество властвующих и правильность/неправильность властвования (благо распределяется по справедливости или нет):

· монархия — один, правильная форма.

· аристократия — немногие, правильная форма.

· полития — большинство, правильная форма.

· тирания — один, неправильная форма.

· олигархия — немногие, неправильная форма.

· демократия — большинство, неправильная форма.

Внутри каждой формы он также выделял множество различных типов, принимая разные критерии. Например, при выделении типов демократии критерием являлось то, кого в данном полисе признают гражданином, и кто может занимать общественные и гражданские должности.

Самая правильная и лучшая форма правления — полития (так как она сочетает в себе лучшее от олигархии и демократии и является «средней формой» государства, умеренная в нравах, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой).

Самая наихудшая форма правления — тирания. Критиковал мыслитель также «крайнюю демократию», но одобрял «демократию цензовую» (основанную на примирении богатых и бедных).

Причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии надлежащего равенства в государстве и искажение принципа справедливости (люди неравны сами по себе и не получают по своим заслугам)).

Политическое правление — это правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же — «уравновешенный разум».

 

ПРАВО

Справедливое тождественно законному. Право является критерием справедливости, а также регулирующей нормой политического общения. Право — это политическое явление, которое отсутствует в неполитических (деспотических) формах правления.

Политическое право делится на:

× естественное (одинаковое везде и для всех);

× условное (волеустановленное) (определено у каждого по-разному).

Формы права относятся к политической сфере и носят политический характер. Это аргументировано тем, что по Аристотелю у человека политическая природа.

Условное право делится на:

- всеобщие соглашения;

- законы (писаные и неписаные (обычаи).

Законы всегда соответствуют праву и справедливости, а если не соответствуют, то это уже не форма права, а способ учреждения деспотизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.011 с.)