Правь народом справедливо, щедро одаривай приближенных, непокорных — наказывай. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правь народом справедливо, щедро одаривай приближенных, непокорных — наказывай.



«Возвышай вельмож по заслугам, одаряя землей и скотом. Нельзя наказывать несправедливо».

«Не делай различия между сыном человека (знатного) и простолюдина».

 «К непокорным будь немилосерден, а к покорным – милостив».

«Особое внимание уделяй новой аристократии».

«Возвеличивай твоих вельмож, и они исполнят твои постановления. Тот, кто обеспечен в своем доме, — не пристрастен, ибо он богат и не нуждается. Он пристрастен к тому, кого он любит, он склоняется к владельцу его подношений. Могуч царь, имеющий свиту, славен богатый знатными. Говори истину в своем доме, и вельможи в стране будут бояться тебя».

«Твори истину, и ты пребудешь на земле. Успокой плачущего, не притесняй вдову, не отстраняй человека от имущества его отца, не удаляй вельмож с их мест. Не убивай — это не полезно для тебя, но наказывай ударами и заключением, и тогда эта земля процветет, за исключением мятежника, чьи замыслы открыты, ибо бог знает подстрекателя, и бог карает».

Плохое отношение к некоторым: бедным, демагогам, подстрекателям.

Не брать бедных в войско и убирать демагогов следует. (Бедные жаждут лишь разбогатеть, а демагоги расшатывают покой.)

Подстрекатель — это вредящий, истреби его, убей [его], сотри его имя, [уничтожь] его близких, истреби о нем память и о его людях, любящих его. Беспокойный человек — это смута для горожан, ибо он создает две партии среди молодежи".

«Демагог опасен, водится обычно в городе, там же и толпа, чернь и молодежь. Нельзя брать в войско неимущего. Не надо делать молодежь свирепой. Надо делать перспективы для молодежи и вознаграждать ее. Охраняй границы, делай их безопасными».

Будь мудр и искусен в речи, который лучше всякого оружия.

Будь искусен речи и слушай вельмож. «Да будешь ты... Будь искусен в речи... и ты победишь, ибо язык это... оружие (царя). Сильнее речь, чем любое оружие... Мудрец — это [прибежище] для князей, не поборют его, не случится [ложь] в его присутствии, ибо приходит к нему истина готовою, подобно изречению предков».

 

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

Речение Ипувера (Ипуссера)

1. Описывается восстание низов против египетской знати. Основной причиной восстания является несоблюдение традиций, пренебрежение законами. При этом те, кто пришли к власти, стали еще хуже.

2. Дается критика действиям фараона и обосновывается идея ответственности верховной власти, фараона. Основным способом предотвращения в последующем восстаний является упрочение власти фараона, его справедливое правление.

3. «Право в стране [существует лишь] по званию своему. [Грех] — это то, что творят они [люди], говоря ложь во имя его. То есть права нет, и люди, прикрываясь им, делают всякие плохие вещи.

4. В целом описывается картина перевернутой иерархии, где рабы заставляют господ прислуживать, что, по мнению автора, есть абсолютная дикость.

«Бывшие госпожи скинули тонике ткани и пашут в поле, отец видит в сыне изменника».

«(Мы) должны прогнать врагов и установить прежний порядок. А то неджес (человек с низов) не работает, а традиции пренебрегаются»

«Бывший раб владеет рабами».

 

НОВОЕ ЦАРСТВО

Поучение Аменемопе

1. Написано богатым, обладающим широким кругом полномочий человеком. Призывает вельмож к умеренности и осторожности, предостерегает против захватов чужих земель.

2. Аменемопе объявляет того, кто грабит слабых, врагом города, грозит тяжкими наказаниями. Призывает не злоупотреблять насилием к бедным, высказывается против несправедливых и суровых наказаний.

3. От судей требует беспристрастия и обвиняет во взяточничестве.

Книга мертвых

Правовое мировоззрение Древнего Египта жестко увязывалось с ритуалом, погребальным культом. После смерти душа может существовать только при сохранении тела (поэтому мумификации и пирамиды). После смерти человек предстает на суд Осириса. Суд состоял из 42 богов, каждый из которых ведал каким-то грехом. Умерший должен был произнести клятву. Потом богиня Маат взвешивала на своих весах поступки умершего и выносила приговор. Эта идея о загробном мире являлась восхвалением и утверждением божественной справедливости и ее связи с земным миром.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.004 с.)