Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовые взгляды Сыма Цяня (145-86 до н. э.)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
До нас дошло мало источников, содержащих информацию о Сыма Цяне. Многие имеющиеся данные о его жизненном пути противоречивы. Сыма Цянь – сын придворного астролога. Он считается первым историографом Китая (стал еще потом хранителем печати в императорском дворце, но это не большое достижение де факто). В конце жизни он выступил против захвата северных царств. Считается, что продолжил труд об истории своего отца Сыма Таня. Основная работа Сыма Цяня – «Записки историка», или «Исторические записки» (шицзи), в которой он ставит перед собой задачу выяснить принципы, лежащие в основе расцвета («увидеть расцвет») и гибели всех царств («обозреть падение»), а также принципы, на которые должен опираться правитель. Сыма Цянь исследовал динамику трех царств (Ся, Инь и Чжоу). Он полагал, что в основе управления государств лежат основные атрибуты человеческой природы: · в царстве Ся правители опирались на прямодушие (т.е. на неосложненное начало, идущее от самого сердца; отсутствие лицемерия) (иероглиф – «чжун», который состоит из частей «сердце» и «середина»); · в царстве Инь опирались на инстинкт подражания (или почтение, из инстинкта почитания родителей); · в царстве Чжоу опирались на культуру. В каждом из перечисленных царств основной элемент терпел крах, так как, в конце концов, начинал приносить вред государству (и царства «смеялись друг над другом»). В царстве Ся власть, основанная на прямодушии, приводит народ к первобытной дикости («необработанное поле» - иероглиф). В царстве Инь почитание («демон») приводит к культу власти, дьявольщине. В царстве Чжоу культура приводит к фальшивости, всему показному и ненастоящему. Дабы избежать фальшивости, следующее царство начало использовать прямоту, и круг закольцовывается. Вследствие того, что атрибуты каждого из царств проявляли недостатки, царства сменяли друг друга. Сыма Цянь усматривал действие в истории двухфазного цикла: 1. «природной сущности» 2. «утонченной формы», или «культуры». Природные качества — это общие принципы поведения, образец — Небо (использовало царство Инь и Ся), а утонченные формы берут в образец Землю (почитание) (доминировали в царстве Чжоу). Царство Цинь (настоящее для него) использует как первое, так и другое. Сыма Цянь считал, что опора власти на страх и репрессии всегда приведет к краху государства. Количество управленцев не важно.
Рассматривая вопросы про греческих мыслителей (а в том числе и про раннее Средневековье), имейте в виду, что тогда не существовало понимания государства в сегодняшнем смысле. Поэтом в ответах государство используется в значении «полис». Это важно, тогда думали по-другому. Политико-правовые идеи Сократа ЛИЧНОСТЬ Годы жизни: 469–399 до н.э., родился в семье каменотеса. Участвовал в Пелопоннесской войне, был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 г. до н.э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Трудов, произведений нет. Он излагал свои мысли в устной форме, разговорах с его учениками (Платон, Ксенафонт) – «Воспоминания о Сократе».
ФИЛОСОФИЯ Сократ был критиком софистов ((гр. «софой» - мудрый) так называли философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании). «Я знаю, что я ничего не знаю». Это утверждение, преисполненное иронического самопринижения, было направлено против самоуверенного тона софистов, против их учености, которую Сократ считал мнимой. Также это положение было выражением его отрицательного отношения к материализму. «Познай самого себя», – заявляет он. Знать себя – это значит знать, что полезно и что вредно, что справедливо и что несправедливо, что соответствует силам человека и что их превосходит. Он пытался вывести рациональное обоснование объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Пытался рассмотреть нравственную суть государства и права. Это называется теоретическая политика Сократа. При этом он основывал свои рассуждения на методе индукции и, критикуя софистов, которые обычно рассматривали одно и то же с разных, выгодных для них углов (снег белый или черный? Я отвечу тебе так, как ты захочешь и за что заплатишь), он пытался на основании частных выводов вывести общее.
ПРАВО Выделяет: × естественное право × позитивный закон (право полиса) И то, и другое восходят к разумному началу. Сократ – принципиальный сторонник законности. Он утверждал о том, что разумное, справедливое и законное тождественны друг другу. При этом чтобы иметь истинные, правильные представления о справедливом, о добродетели и благе, необходимо опираться на знания. Подлинное знание предмета есть понятие о нем, мысль. Следовательно, хороший правитель есть знающий правитель. Ведь только он знает, что такое благо и как его добиться. Естественное право установлено не людьми, а богами, и имеет силу повсеместно, независимо от воли людей. Они везде признаются людьми независимо от того, выражены ли они в писаных законах (обязанности почитать богов, уважать родителей, быть признательными своим благодетелям и т.п.). Естественные, неписаные законы требуют также повиновения писаным законам.
ГОСУДАРСТВО Сократ не выделял идеальную форму государства. Его теория, взгляды не соответствовали существующим порядкам. Но все же ему симпатизировали аристократические Спарта и Крит, умеренно-олигархические Мегары и Фивы. Сократ яростно критикует Афинскую «крайнюю» демократию. Критике подвергается многое, например, Народное собрание — высший орган управления в полисе. По мнению Сократа, он состоит из ремесленников и торговцев, которые думают только о собственном благе и жажде наживы. Также он не разделял голосования по жребию. Он был очень сильно недоволен голосованием «камешками» в Афинах (голосовали «за» или «против» белыми и черными камешками). Критике подвергалась и любая существующая тирания. Мыслитель, обращаясь к правителям, утверждал, что «если вы и позабыли наставления своих предков о власти, так хоть придерживайтесь тех и подражайте тем, кто является первым» (напомню, что Афины до этого проиграли войну со Спартой и лишились своего доминирования в Греции). Главный принцип правления по Сократу — править должны знающие. Это называется практическая политика Сократа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.198 (0.009 с.) |