Политические и правовые взгляды Г. Спенсера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические и правовые взгляды Г. Спенсера



Герберт Спенсер (1820—1903) принадлежит к числу талантливых самоучек, которые не получили в свое время систематического образования и тем не менее сумели приобрести обширные познания в самых различных областях. Спенсер основательно интересовался биологией, психологией, этнографией, историей. Работы: «Надлежащие границы государственной власти», «Человек и государство», «Факты и комментарии», «Система синтетической философии».

Спенсер не принял контовского закона «трех стадий» и категорически отверг утопические ожидания нового общественного строя, изложенные французским мыслителем в «Позитивной политике».

 «Курица - лишь способ, которым одно яйцо производит другое яйцо».

 

ГОСУДАРСТВО

Основа политического учения – аналогия государства с биологическим организмом. Государство – организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянны отношениям между частями живого существа. Включает два основных процесса:

· дифференциация: развитие от однородного к разнородному: государство растет, увеличивается в размерах, усложняется его строение. Подобно биологическому организму, государство рождается, размножается, стареет и гибнет.

· специализация: объединение индивидов в группы-органы, каждая из которых осуществляет определенную, только ей свойственную функцию. В результате образуется система органов политического тела. Ее строение:

× господствующий класс выполняет в основном внешние функции (оборона и нападение)

× класс рабов – внутренние функции (производство продуктов питания, поддержание жизни всего общества).

Правительственный аппарат является регулятивной системой и аналогичен неравно-мускульному аппарату в живом теле.

Спенсер с позиции социал-дарвинизма полагал, что государство является результатом борьбы с другими обществами, внешних войн и насилия.

Но захват не обман, а природа человека (управляемых) (это есть у Спенсера, по мнению Валентина Никифоровича).

Выделял два типа государства:

- примитивный (или военный, хищнический). Главное занятие – война (= деспотическое правление, тотальная военная организация). Поэтому в нем больше всего развит военный аппарат – орган нападения и обороны. Главное средство «промывания мозгов» – религия (религия вражды, отождествляет врагов с иноземцами, их истребление считается высшим подвигом).

- высший (индустриальный). Развитие получает организация для поддержания внутренней хозяйственной жизни. Личность – исходное начало, государство – производное средство, «организация, созданная добровольным союзом людей». Под видом индустриального государства Спенсер идеализировал капиталистическое государство эпохи свободной конкуренции. Главная задача – охрана прав граждан.

 

ПРАВО

В социальном воздействии права он различает две ориентации — позитивную, включающую право любого индивида на свободное развитие личности, свободную активность и свободное пользование ее результатами, и негативную, нацеленную на ограничение этих прав вследствие необходимости уважать свободу других. В итоге право становится похожим на совокупность этических норм, которые принудительно используются обществом и государством во имя защиты свободы индивидов.

 

Учение о праве и государстве Р. Иеринга

Рудольф Иеринг (1818—1892) — немецкий юрист, один из влиятельных представителей европейского юридического позитивизма второй половины XIX в. Его основные произведения: «Дух римского права на различных ступенях его развития» (1852—1865), «Борьба за право» (1872), «Цель в праве» (1877— 1883).

 

ГОСУДАРСТВО

«Государство, — утверждает Иеринг, — есть организация социального принуждения». Эта организация не только порождает право, обеспечивает его существование, но и управляет им.

Иеринг ратует за независимость и несменяемость судей, за их ответственность только перед законом и т. д. Он — за твердую дисциплину и законность в обществе, за строгий и стабильный порядок в нем, поскольку считает, что только при этих предпосылках возможны цивилизованное общественнополитическое устройство, нормальное правовое общение, справедливость. Мизантропический, по оценке Иеринга, афоризм «Да восторжествует справедливость, хоть и погибнет мир!» он заменяет жизнеутверждающим призывом «Да торжествует справедливость, чтобы процветал мир!». Первоначально право имеет односторонне-принудительную силу, направленную на подданных с целью пресечения чрезмерных притязаний частных интересов. Постепенно оно приобретает двусторонне-обязательную силу, становится обязывающим и для самой государственной власти. Иеринг полагает, что забота о самосохранении вынуждает власть подчиняться праву.

 

ПРАВО

Право, по Иерингу, выходит «из рук» общества, которое он интерпретирует как сферу «совместного действия людей, объединенных общими целями; в этой сфере каждый, действуя для других, действует также для себя, а действуя для себя, тем самым действует и для других». Однако демиургом права у Иеринга выступает не всякое, но лишь государственно-организованное общество. Венчает такое общество аппарат государства, воплощающий социальную, публичную власть. Вот этим-то аппаратом государства в конечном счете и порождается право. Без каких бы то ни было околичностей Иеринг заявляет: «Государство — единственный источник права».

Само право характеризуется Иерингом с разных сторон. Прежде всего — со стороны содержания. Им являются интересы субъектов социального взаимодействия, но такие интересы, которые общи всем его участникам; другими словами — интересы общества в целом. Они и составляют содержание права. При одном непременном условии — их защите, гарантировании государством. Право есть защищенный государством интерес.

Отрицая самостоятельность и специфику права как социального регулятора особого типа и трактуя его лишь как придаточную форму государственного принуждения, Иеринг откровенно писал: «Право без всякой власти пустой звук, лишенный всякой реальности, ибо только власть, которая проводит в жизнь нормы права, делает право тем, что оно есть».

В понятии права Иеринг выделяет два аспекта:

× формальный: право – совокупность норм или правил, обеспечивающих гос. принуждение

× содержательный: право – совокупность общих и индивидуальных интересов.

Иеринг не проводит сколько-нибудь серьезного теоретического разграничения права и закона. Сплошь и рядом он считает их явлениями равнопорядковыми, идентичными. Но в действительности они далеко не таковы. Большинство его суждений (особенно высказанных в «Духе римского права», «Цели в праве») фактически имеют своим адресатом закон, а вовсе не 706 Глава 18. Западная Европа в XIX в. право. Это обстоятельство надо тщательно учитывать и при более конкретном знакомстве со взглядами Иеринга на соотношение государства и права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.005 с.)