Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические и правовые взгляды Г. СпенсераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Герберт Спенсер (1820—1903) принадлежит к числу талантливых самоучек, которые не получили в свое время систематического образования и тем не менее сумели приобрести обширные познания в самых различных областях. Спенсер основательно интересовался биологией, психологией, этнографией, историей. Работы: «Надлежащие границы государственной власти», «Человек и государство», «Факты и комментарии», «Система синтетической философии». Спенсер не принял контовского закона «трех стадий» и категорически отверг утопические ожидания нового общественного строя, изложенные французским мыслителем в «Позитивной политике». «Курица - лишь способ, которым одно яйцо производит другое яйцо».
ГОСУДАРСТВО Основа политического учения – аналогия государства с биологическим организмом. Государство – организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянны отношениям между частями живого существа. Включает два основных процесса: · дифференциация: развитие от однородного к разнородному: государство растет, увеличивается в размерах, усложняется его строение. Подобно биологическому организму, государство рождается, размножается, стареет и гибнет. · специализация: объединение индивидов в группы-органы, каждая из которых осуществляет определенную, только ей свойственную функцию. В результате образуется система органов политического тела. Ее строение: × господствующий класс выполняет в основном внешние функции (оборона и нападение) × класс рабов – внутренние функции (производство продуктов питания, поддержание жизни всего общества). Правительственный аппарат является регулятивной системой и аналогичен неравно-мускульному аппарату в живом теле. Спенсер с позиции социал-дарвинизма полагал, что государство является результатом борьбы с другими обществами, внешних войн и насилия. Но захват не обман, а природа человека (управляемых) (это есть у Спенсера, по мнению Валентина Никифоровича). Выделял два типа государства: - примитивный (или военный, хищнический). Главное занятие – война (= деспотическое правление, тотальная военная организация). Поэтому в нем больше всего развит военный аппарат – орган нападения и обороны. Главное средство «промывания мозгов» – религия (религия вражды, отождествляет врагов с иноземцами, их истребление считается высшим подвигом). - высший (индустриальный). Развитие получает организация для поддержания внутренней хозяйственной жизни. Личность – исходное начало, государство – производное средство, «организация, созданная добровольным союзом людей». Под видом индустриального государства Спенсер идеализировал капиталистическое государство эпохи свободной конкуренции. Главная задача – охрана прав граждан.
ПРАВО В социальном воздействии права он различает две ориентации — позитивную, включающую право любого индивида на свободное развитие личности, свободную активность и свободное пользование ее результатами, и негативную, нацеленную на ограничение этих прав вследствие необходимости уважать свободу других. В итоге право становится похожим на совокупность этических норм, которые принудительно используются обществом и государством во имя защиты свободы индивидов.
Учение о праве и государстве Р. Иеринга Рудольф Иеринг (1818—1892) — немецкий юрист, один из влиятельных представителей европейского юридического позитивизма второй половины XIX в. Его основные произведения: «Дух римского права на различных ступенях его развития» (1852—1865), «Борьба за право» (1872), «Цель в праве» (1877— 1883).
ГОСУДАРСТВО «Государство, — утверждает Иеринг, — есть организация социального принуждения». Эта организация не только порождает право, обеспечивает его существование, но и управляет им. Иеринг ратует за независимость и несменяемость судей, за их ответственность только перед законом и т. д. Он — за твердую дисциплину и законность в обществе, за строгий и стабильный порядок в нем, поскольку считает, что только при этих предпосылках возможны цивилизованное общественнополитическое устройство, нормальное правовое общение, справедливость. Мизантропический, по оценке Иеринга, афоризм «Да восторжествует справедливость, хоть и погибнет мир!» он заменяет жизнеутверждающим призывом «Да торжествует справедливость, чтобы процветал мир!». Первоначально право имеет односторонне-принудительную силу, направленную на подданных с целью пресечения чрезмерных притязаний частных интересов. Постепенно оно приобретает двусторонне-обязательную силу, становится обязывающим и для самой государственной власти. Иеринг полагает, что забота о самосохранении вынуждает власть подчиняться праву.
ПРАВО Право, по Иерингу, выходит «из рук» общества, которое он интерпретирует как сферу «совместного действия людей, объединенных общими целями; в этой сфере каждый, действуя для других, действует также для себя, а действуя для себя, тем самым действует и для других». Однако демиургом права у Иеринга выступает не всякое, но лишь государственно-организованное общество. Венчает такое общество аппарат государства, воплощающий социальную, публичную власть. Вот этим-то аппаратом государства в конечном счете и порождается право. Без каких бы то ни было околичностей Иеринг заявляет: «Государство — единственный источник права». Само право характеризуется Иерингом с разных сторон. Прежде всего — со стороны содержания. Им являются интересы субъектов социального взаимодействия, но такие интересы, которые общи всем его участникам; другими словами — интересы общества в целом. Они и составляют содержание права. При одном непременном условии — их защите, гарантировании государством. Право есть защищенный государством интерес. Отрицая самостоятельность и специфику права как социального регулятора особого типа и трактуя его лишь как придаточную форму государственного принуждения, Иеринг откровенно писал: «Право без всякой власти пустой звук, лишенный всякой реальности, ибо только власть, которая проводит в жизнь нормы права, делает право тем, что оно есть». В понятии права Иеринг выделяет два аспекта: × формальный: право – совокупность норм или правил, обеспечивающих гос. принуждение × содержательный: право – совокупность общих и индивидуальных интересов. Иеринг не проводит сколько-нибудь серьезного теоретического разграничения права и закона. Сплошь и рядом он считает их явлениями равнопорядковыми, идентичными. Но в действительности они далеко не таковы. Большинство его суждений (особенно высказанных в «Духе римского права», «Цели в праве») фактически имеют своим адресатом закон, а вовсе не 706 Глава 18. Западная Европа в XIX в. право. Это обстоятельство надо тщательно учитывать и при более конкретном знакомстве со взглядами Иеринга на соотношение государства и права.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.100 (0.009 с.) |