Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судебный и административный процесс.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Паунд считает необходимым разграничивать «право в книгах» (законодательство) и «право в действии» (правопорядок, судебный и административный процесс). Право должно максимально быстро реагировать на изменения, происходящие в общественной жизни, поэтому вместо «механической юриспруденции» Паунд предлагает ввести так называемую «юстицию без права», т.е. судопроизводство, не привязанное жестко к законодательству. Поскольку существующие правовые нормы не в состоянии отразить всю полноту общественной жизни, необходимо расширить полномочия правоприменительных органов. Активную роль в этом процессе должно сыграть правосознание судей и других правоприменителей.
Неотомистская теория возрожденного естественного права (Ж. Маритен) Жак Маритен (1882 – 1973) – французский философ, теолог, один из основателей и виднейших представителей неотомизма (одна из доктрин естественного права). Профессор Принстона, Папского университета и других престижных учебных заведений. Участвовал в разработке Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Был французским послом в Ватикане. Автор работ «Права человека и естественный закон», «Человек и государство», «Моральная философия». Его учение опирается на учение Фомы Аквинского. Он пытается дать им современную трактовку.
Исходным пунктом неотомистской философии права является утверждение о боге как первопричине всего бытия (религиозный объективный идеализм). Также Маритен заявил, что существуют 2 мира – мир сущностей, духовный, нематериальный мир и производный от него материальный мир. Их единство заключается не в материальном единстве вселенной, а в духовном начале – боге. С этой точки зрения государство и право – результат божественного творения, действия духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО Естественное право изначально вложено в природу человека Вечным законом, Богом. Вечный закон есть источник и первопричина всех остальных законов и процессов, при это закон естественный выступает как одно из его проявлений. Именно в естественном законе коренится идеальный порядок действий, которому должно соответствовать позитивное право и его практическое применение. «Естественное право есть закон лишь потому, что оно сопричастно Вечному закону» Естественное право бесконечно динамично, но частично познаваемо. Уровень знаний человека о нем изменяется в ходе истории. Например, в Средневековье превалировали естественные обязанности человека, в настоящее время выясняется соотношение естественных прав с обязанностями. Познается естественное через склонности человеческой природы, которые и направляют человеческий разум к осознанию предписаний естественного права. Следовательно, естественное право не познается посредством понятий и логических умозаключений, оно познается лишь через конгениальность (близость по духу, творчеству, чувству). При этом Маритен выступает против отождествления естественного права с той или иной концепцией (неизбежно огран иченной и относительной) его понимания и против попыток выражения принципов иерархической системы естественно-правовых ценностей в виде некоего кодекса позитивированных норм. «Для того, чтобы познать естественное право необходимо подключить: × моральное сознание добродетельного человека, × мистическое сознание созерцателя × поэтическое сознание художника».
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Права человека являются естественными правами человека, исходя из естественного права. Маритен подчеркивает, что верующие лучше понимают естественные права, чем атеисты. Чем ближе человек к Богу, тем больше ему раскрываются естественные права. Он считал, что «старые», традиционно понимаемые естественные права человека, неизбежно дополняются «новыми»: социальными, экономическими, культурными и другими. Маритен выделял следующие группы прав: 1) фундаментальные права человека: право на жизнь и личную свободу, на собственность, на вступление в брак и др.; 2) политические права: их перечень определяется законодательством конкретного государства. Но косвенно они зависят от естественного права; 3) социальные права: право на труд, на объединения (союзы), социальное обеспечение в старости и др.
Теория институтов (М. Ориу) Морис Ориу (1856–1929 гг.) – основоположник теории институционализма, был профессором и деканом факультета права Тулузского университета. Его труды оставили заметный след в истории социологии и юридической науки.
Политика — это сложный процесс со множеством участников, а не только взаимоотношения личности и государства. Для выражения и представительства интересов общества и отдельных социальных групп индивиды создают различные социальные институты. Общество представляет собой совокупность большого числа институтов, осознающую свое единство и имеющую направляющую идею. Государство реализует интересы покровительства гражданского общества нации, защиты частной собственности как сферы свободы индивида. Институты гражданского общества, напротив, основаны на идеях: коммерческое предприятие — на извлечении прибыли, госпиталь — на сострадании и т.д. Типы институтов по Ориу: × корпоративные (торговые общества, ассоциации, государство, профсоюзы, церковь); × вещные (правовые нормы). Корпоративные институты – интегрированы в социальные коллективы. Вещные – могут применяться в рамках любых объединений. Для создания социального института необходимо: общая идея, коллективные представления и структура, необходимая для реализации общей идеи. Основное внимание в теории Ориу было уделено корпоративным институтам. Как автономные образования они обладают общими чертами, а именно: определенной направляющей идеей, организацией власти и совокупностью норм, регулирующих внутренний распорядок. Только институты-корпорации располагают «внутренней свободой». Основа теории институтов — идея равновесия. Социальные институты поддерживают рыночную экономику. Корпоративные институты выполняют регулятивную и ориентационную функции, осуществляемые посредством: определенной направляющей идеи, организации власти, совокупности норм, регулирующих внутренний распорядок. Установление правовых норм и санкций становится делом центральной политической власти и осуществляется отделенной от частной собственности правительственной властью, т.е. судебной и административной. Правовые отношения — область, в которой уравновешиваются враждебные и противоположные интересы людей, социальных групп и классов. Право, таким образом, уравновешивает вечную противоположность между личностью и обществом. Ориу считает, что право собственности на недвижимость или на землю является естественно вечным, так как сама возможность уничтожения вещи длится вечно. Теория институтов отводила социальным группам роль механизмов, поддерживающих рыночную экономику в состоянии устойчивого равновесия. ГОСУДАРСТВО Государство по Ориу – корпорация «социальных услуг», «первая среди равных», наряду с другими институтами. Оно призвано обеспечивать достижение социального и экономического равновесия, направлять и контролировать экономическую жизнь общества, оставаясь в то же время общенациональным институтом, т.е. нейтральной посреднической силой. Задача государства — направлять и контролировать экономическую жизнь общества, оставаясь в то же время общенациональным институтом, т. е. нейтральной посреднической силой. Настало время, писал он, "рассмотреть государство не как суверенитет, но как институт институтов".
Одной из систем равновесия являются правовые отношения. Правовые отношения выполняют ряд социальных функций и предстают областью социального мира, в котором уравновешиваются враждебные и противоположные интересы людей, социальных групп и классов. Настоящий мир, общенациональный или интернациональный, всегда является миром, основанным на праве. Право уравновешивает вечную противоположность между личностью и обществом. Каждая правовая система распределяет все права между личностью и обществом и создает право индивида, с одной стороны, и право общества — с другой. Для правопонимания Ориу характерно различение: × правового порядка × правового строя. Правовой порядок имеет целью ввести с помощью некоторых процессов и специальных процедур меру справедливости в примитивный порядок вещей. При этом правовой порядок может осуществлять справедливость в политических учреждениях не иначе, как вводя в них правовые состояния. При этом необходимо, чтобы правовые состояния устанавливались сами собой. Так, например, публичному праву присущи известный публично-правовой порядок вещей и известное положение институтов, которые в совокупном взаимодействии «упорядочивают область публичных отношений в целях свободы и справедливости». Первый прием, с помощью которого правовой порядок вводит справедливость в существующее положение вещей, — прием превращения фактических состояний в правовые состояния. Так как в публичном праве факт часто является результатом силы, то это создает проблему превращения результатов силы в правовые состояния. Второй прием юридической техники введения справедливости состоит в персонификации социальных институтов. Человеческому сознанию свойственно чувство справедливости. Но в социальных группировках выявляются обычно столь примитивные коллективные силы, что управление ими ускользает от индивидуальных сознаний и влияний даже правящих лиц. Дело облегчается тем, что коллективные силы сами организуются «наподобие личности», а также подчиняют свои внешние проявления настолько разумным процессам, что индивидуальным сознаниям становится легко воздействовать на них в «направлении справедливости». Теория институтов способствовала утверждению в либеральной идеологии представлений о политике как сложном процессе с множеством участников и преодолению взглядов классического либерализма, сводивших анализ политики к взаимоотношениям между индивидом и государственной властью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.251 (0.009 с.) |