Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые взгляды нестяжателей и иосифлян (Н. Сорский, И. Волоцкий)

Поиск

Нестяжатели – Н. Сорский

Иосифлян е (стяжатели) – И. Волоцкий

Эти направления вышли из внутрицерковных кругов. В первую очередь, они ставили вопрос о церковной организации, а затем уже о взаимодействии государства и Церкви. Освобождение от татаро-монголов. Церковь активно развивает с/х, у нее много земель.

Нил Сорский

ЛИЧНОСТЬ

Нил Сорский (ок. 1433-1508) - последователь исихазма (это монашеское движение в Византии (перевод – молчание)). Основоположник учения. Биографические сведения противоречивы: по одним источникам, он происходил из крестьян, по другим –из московской служилой семьи, по третьей – принадлежал к боярскому роду. До пострига служил в Москве чтецом, занимался переписыванием книг. Совершил путешествие в Палестину, Константинополь, Афон. Между 1473 и 1489 гг. вернулся и основал скит на р. Соре. Автор 4 посланий и завещания + «Устав скитской жизни»; «Предание Старца Нила Пустынника своим ученикам».

Утверждал, что внутренней безмолвной молитвой достигается единство и внутренний динамизм. Молящийся может достигнуть божественных видений. Но творить молитву необходимо безмолвии.

Проповедовал полное отречение от всего мирского, уход от мира. Он предлагал скитскую систему (проживание по одному человеку). Очень важен был аскетический принцип – отказ от обладания имуществом, от собственности (нестяжание).

 

НАКАЗАНИЕ

Телесное истязание вторично; главное в человеке – чистота души и сердца. У него отсутствует жестокое отношение к человеку: Еретиков (враги церкви) не нужно убивать, а, например, сослать к границе (это самое жесткое, что могло быть). Отстаивал недопустимости преследования людей за их убеждения и образ мысли.

Он развивал учение об «умном делании», основными элементами которого являются безмолвие, умная молитва и созерцание. Человек должен сам себя держать и исправлять. Если человек уклоняется от правильного пути, то ему можно помочь лишь духовной беседой, а осуждать ближнего нельзя.

 

ВЛАСТЬ И ЦЕРКОВЬ

Недопустимо совмещения функций двух этих институтов в одном лице. Их сферы должны быть разграничены. Церковь должна отказаться от своих богатств и собственности. Государство не должно вмешиваться в дела церкви и церковь – в политическую деятельность государства. Предлагает изъять земли, чтобы с/х не мешало. Однако сам он выступает за волость.

 

ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Общинное устройство (собственный труд, свои заповеди и умение этим довольствоваться). Нет наемного труда (искл. помощь немощным и старым).

 

Иосиф Волоцкий

ЛИЧНОСТЬ

Иосиф Волоцкий (1439-1515) – за сохранение экономического статуса церкви и монастырей. Церковный деятель, духовный писатель, святой РПЦ. Происходил из семьи небогатого волоколамского землевладельца. В 20 лет принял постриг. Был настоятелем монастыря. Руководил иосифлянской духовной партией. Позже основал Иосифо-Волоцкий монастырь, где и был игуменом до конца своих дней. Автор работ «Послания разным лицам», «Духовная грамота», сборник «Просветитель».

ФИЛОСОФИЯ

В своих размышления центральное внимание уделал вопросу власти.

Христос – истинная любовь, но люди забыли о нем. Поэтому греховное человеческое существо не может избавиться о своих грехов самостоятельно. Единственное средство спасения греховной души – страх Божий, соблюдение строгого монастырского устава, послушание, строгое соблюдение церковных обрядов, молитва. Волоцкий ставил церковность и послушание выше внутреннего мира. Он считал, что посредством внешнего порядка и дисциплины можно достичь внутреннего совершенства.

 

ВЛАСТЬ

Церковная власть выше светской. Против их отделения. Правители выполняют божественное предназначение, они не первое лицо в государстве. Главный атрибут светской власти – меч – должен быть поставлен на службу Церкви, а церковная власть должна поддерживать княжескую власть. Церковь должна иметь земельную собственность. Государством должны управлять, но внутренне мы свободны. Царь, который не заботится о подданных – дьявол и мучитель.

 

ПРАВО

Проводит классификацию законов, но отсутствует различие между божественным законом и государственным (положительным). Источником всякого законодательства – Божественная воля.

Иерархия:

1. Поместные и Вселенские Соборы;

2. «словеса Святых Отцов»;

3. «градские законы», которые механически сочетают в себе первые и вторые.

Еретики (иноверцы) = государственные преступники. Относился крайне негативно и жестоко, не доверял им. Ересь = преступление против государств, поэтому преследование еретиков – это не только церковная, но и государственная проблема. Применяем к ним не грубую силу, а убеждение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.185 (0.007 с.)