Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические и правовые взгляды С. Полоцкого
ЛИЧНОСТЬ Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович (1629—1680). Явный сторонник правомерности просвещенной абсолютной монархии. Он родился в г. Полоцке, окончил Киево-Могилянскую коллегию, в 1659 г. принял монашеский постриг под именем Симеона в православном полоцком Богоявленском монастыре. Там же получил должность «дидаскала» — учителя в «братской» школе при том же монастыре. В 1664 г. переехал в Москву, где и развернулась его обширная литературная и общественная деятельность. Там он сперва руководил школой подьячих и преподавал «семь свободных наук». Позже стал обучать царских детей, при этом занимая должность придворного поэта. Наиболее известными его произведениями являются: × «Жезл правления» (посвященный обличению учений раскольников); × «Вертоград многоцветный» (энциклопедическое, поучительное произведение); × «Рифмологион» (собрание стихотворений панегирического («восхваленческого») характера).
СОЦИУМ Социальной проблематики он касался только опосредованно, и здесь его взгляды вполне ортодоксальны. Мыслитель защищал социальное неравенство, усматривая в его наличии проекцию небесных порядков на земле. Все люди обязаны выполнять свой долг, предопределенный судьбой, в чем и состоит главное назначение человека на земле, где каждому отведено свое место. Однако он призывал богатых «начальников» заботиться о своих «подначальных» и не доводить их до скудости, а также управлять ими с разумом и кротостью, а не посредством «наложения язв». Критикует лень, праздность и особенно пьянство. Тема обязательности труда постоянно присутствует во всех произведениях мыслителя.
ВЛАСТЬ С. Полоцкий дал теоретическое обоснование необходимости установления просвещенной монархии. Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Формулу «царь-солнце», являющуюся характерным атрибутом абсолютной монархии, в русскую политическую литературу он ввел впервые. Царь и Бог у него почти равные величины. В понимании Симеона Полоцкого царь и государство отождествляются.
ПРАВИТЕЛЬ Большое внимание уделяет Симеон описанию образа царя. Прежде всего он должен быть образованным человеком, стремящимся к приобретению знаний из книг и бесед с «премудрыми людьми», а особенно полезно царю читать книги по истории и усваивать исторический опыт других стран и народов и «по их примеру живот свой править». Царю необходимо не только просвещаться самому, но и просвещать свой народ.
Симеон настаивает на различии между царем и тираном. (его речь простыми словами: «разницу установил еще Аристотель: Царь желает прибытков подданным, а тиран только себе, при этом он (тиран) не особо заботится об обществе»)
ПРАВО Просвещенная монархия должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах. Все должны быть подвержены наказанию: и царь, и сын его, и простой человек. Без исключений. Все люди в обществе обязаны бояться закона, подчинение которому укрепляет государство. Мыслитель обращал также внимание на недопустимость жестоких санкций. Суд обязан восстанавливать «правду» (закон), а не совершать месть, ибо отмщение бесчеловечно, противопоказано «правде». Симеон мечтает о равном для всех суде, который будет «равно судити мала и велика», невзирая на лица. Организация судебных учреждений, по его мысли, должна быть единообразной, способной осуществлять для всех единый суд. Судебные дела следует следует решать своевременно и без волокиты. Мыслитель приветствует присоединение белорусских земель к России (ну естественно, при царе особо не «повольнодумствуешь», надо же было хоть как-то на хлеб зарабатывать) и неоднократно выражает надежду на освобождение всех славянских народов от ига иноверных «агарян гордых» (арабы — в Библии, у него — католики и язычники).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.005 с.) |