Учение о государстве и праве дж. Вико 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение о государстве и праве дж. Вико



Дж. Вико – итальянский правовед и историк (1668-1744 гг.), создатель учения о всемирном историческом процессе, изложенного в книге «Основания новой науки об общей природе наций». Д. Вико был философом, историком, лингвистом и правоведом.

Валентин Никифорович писал диплом по нему. Первая любовь, наверное.

 

ФИЛОСОФИЯ

Вико опирался на философию Платона, из которой он воспринял учение об идеях и вечном круговороте. Он писал, что нации (государства) возникают, движется вперед, претерпевают упадок и конец. Этот порядок («поступательное движение наций») был навсегда установлен Богом. Основная идея Вико – развитие истории отдельных обществ и государств происходит циклически. При этом развитие идет не по замкнутому кругу, а по спирали – каждая эпоха повторяет предыдущие лишь в общей схеме, в частностях создавая нечто новое.

 

ГОСУДАРСТВО

Начальным пунктом в развитии государств Вико называет переход от естественного состояния к гражданскому, которое он именует «мир гражданских вещей». Если первоначально люди объединяются в семьи, то «гражданский мир» предполагает постоянную борьбу между «благородными» и непривилегированными. Задачей государства является поддержание внутреннего мира, недопущение конфликта сословий и социальных групп. Происходит непрерывное противоборство консервативного и революционного начал, что влечет за собой неизменное изменение социальных и политических институтов.

Для подкрепления своей теории Вико приводил многочисленные примеры, в основном из истории Древнего Рима. Он писал, что государства последовательно изменяют режим с аристократии на демократию. На каждом из этапов развития ведущим принципом истории выступает новая сила. Первоначально это – физическое насилие, в аристократии – героизм, в демократии – справедливость. Вершиной развития мыслитель считал монархическое устройство, при котором уставшие от анархии граждане подчиняются внешней силе – персоне монарха, «первого слуги» государства. Однако дальнейший ход истории приводит к росту себялюбия единоличного правителя, который начинает пренебрегать законом и ущемлять своих подданных. Тогда начинается эпоха «второго варварства», и история нации переходит на новый виток спирали.

ПРАВО

Рассматривал политическую власть, государство и право, как естественно-исторические явления, закономерно возникают и развиваются в контексте возникновения и развития человеческой культуры.

Прогресс человечества, его развитие Вико делит на три периода (эпохи):

· «Возраст богов» (детство), для которого характерно теократическое-патриархальный тип нормативного регулирования, который в зачаточном состоянии содержит начала права. Организация социальной власти этого периода – это патриархальная теократия, в основе которой лежит патриархальная семья и первобытная религия. Мистическая теология, или наука о языке богов. Право – воля богов. Не знает государственности, не знает юридических норм, законами здесь служат прорицания оракулов, сообщающих людям волю богов. Право не допускает никакого рационального объяснения. Управляют обществом жрецы. Материальные потребности, борьба противоположных устремлений подготовляют возникновение законов и государств. Не в субъективных намерениях индивидов, не в различные уловках и ухищрениях людей, а в объективной необходимости, в логике вещей нужно искать причину появления государства – этого «универсального гражданского блага». Вико остро и метко критикует чисто умозрительные, искусственные построения школы естественного права (концепцию договорного происхождения государства и тому подобные абстракции). Вико не связывает возникновение государства с договором. Каждой форме государственности он указывает свое особое основание, свои причины появления. Потом появляются клиенты: сильные люди с семейством покровительствуют слабым, защищают их.

Начинается деление на патрициев и плебеев. Это начало государства.

 

· «Возраст героев» (юность). Государство героической эпохи – это аристократическая республика. Здесь законы создаются для пользы правящих. С помощью законов аристократы защищали свои интересы, навязывая свою волю всему обществу. Право этого периода является патрицианских, аристократическим, а не народным, не общечеловеческим. Аристократия и плебеи воюют за почести и права (марксизм позднее позаимствует эту борьбу классов). Государство существует как власть аристократии, которая диктует пропитанные своекорыстием правовые нормы и беспощадно, жестоко подавляет плебеев. Право здесь – право грубой силы. Героическое право – право силы, которое сдерживается только религией. В этой борьбе плебеи перетягивают права.

 

· «Возраст людей» (зрелость). Природа человека в этот период получает возможность полного развития. Устанавливается человеческое общение в собственном смысле, гражданское общество для всех людей, а не для привилегированных, как в предыдущую эпоху. Главными принципами политико-правовой жизни становятся свобода, юридическое равенство и общее благо. Право, как масштаб и норма свободы, распространяется на всех людей. В этот период полное развитие получают три взаимосвязанные принципы (основы) права: собственность, свобода и защита.

Аристократия деградирует. Век людей: изнежены, право разумом дается, воля законодателя называется правом. Суды с истинностью фактов согласуются (?). Стремление к удовольствию, жажда жизни, женщин, детей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.004 с.)