Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовые взгляды Ф. Скорины, Л. СапегиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Франциск Скорина Ф. Скорина окончил Краковский университет со степенью бакалавра, Падуанский университет со степенью доктора лекарских наук. В 1517 г. на древнерусском языке издает 22 книги Библии и Псалтырь, затем – «Апостола» и «Малую подорожную книжицу». В каждой его книге имелось предисловие или послесловие, в которых и излагались его идеи. Идеи Скорины сформировались под влиянием западных учений, в частности, Фомы Аквинского.
ПРАВО У Скорины источник всех прав и нравственных понятий – двоякий закон. Первый закон дается человеку Богом с рождения. Это такое природное качество, по которому человек понимает правовые нормы на основе уже имеющейся у него в сердце любви к Богу. Справедливость – тоже врожденное нравственно-божественное понятие. Второй закон – это закон, заключенный в Евангелие, правилах отцов Церкви. Он включает: × право земское (посполитое право, которое регулирует отношения собственности и семьи, и «языческое» право (право народов, разговаривающих на разных языках)); × рыцарское право; × торговое право и др. Все перечисленные права основываются на Библии. Скорина предъявляет к законам определенные требования: он должен соответствовать обычаям земли, времени, географии. Скорина считает, что законодательство должно соответствовать, в первую очередь, культуре, а не политике. Закон нужен только людям, несовершенным в нравственном плане и не способным жить по Богу. Право должно быть надсословным.
ГОСУДАРСТВО Скорина связывает создание права с созданием государства и государственной власти. Идеал государства для Скорины – это просвещенная монархия. Монархия отражает божественное мироздание, природный иерархический порядок. Скорина считает, что глава государства должен быть образованным и справедливым.
ПРАВИТЕЛЬ Идеальными государями Ф. Скорина считал древневосточных монархов Соломона и Птолемея Филадельфа, древнегреческих и римских царей и законодателей Солона, Ликурга, Нуму Помпилия и др. В представлении мыслителя, правитель должен быть благочестивым, мудрым, образованным, добродетельным, чутким по отношению к своим подданным, справедливым. Государь обязан управлять страной в строгом соответствии с законами, следить за правильным исполнением правосудия. Вместе с тем правитель должен быть сильным и грозным, уметь в случае необходимости защитить свой народ. Предпочтение Скорина отдавал «мирному государю». Так, заслугой царя Соломона он считал, что «был мир и покой по вся времена царства его».
Лев Сапега Велика роль в становлении политической мысли Льва Сапеги (1557-1633 гг.). Он был канцлером ВКЛ, подготовил 3-ий Статут ВКЛ 1588 года, фактически первую в Европе Конституцию. Статут ВКЛ действовал до 1840 года, т.е. свыше 250 лет. Лев Сапега добился узаконения: сословно-монархического режима власти в ВКЛ, ограниченного Соймом и Статутом, введения ряда новых демократических норм и правил. В частности, необходимости религиозной толерантности (веротерпимости) в обществе, закрепления как государственного – языка коренной нации, т.е. белорусского языка, запрещения смертной казни без суда, узаконения семейных правил, новых норм и правил по охране природы. Но, главное – Сапега сформулировал и ввел в законодательство ВКЛ зачатки правового государства: разделение властей, систему сдержек и противовесов, презумпцию невиновности.
ГОСУДАРСТВО Сапега был сторонником идеи политического верховенства шляхетского сословия, его исключительного положения в системе осуществления власти. Во взглядах на государство он выступал как сторонник внутренне единого государства, централизованного и одновременно Шляхетско-демократического. Сапега считал, что централизация и внутреннее единство в стране могут быть гарантированы не путем усиления власти монарха, а путем установления государственного правопорядка и усиления системы правового регулирования. Исходя из этого, он высоко оценивал значение права для государства и общества.
ПРАВО В определении роли права в обществе и государстве Сапега выделял два момента. Во - первых, с его точки зрения, право охраняет жителей государства от злоупотреблений со стороны монарха. Это значит, предотвращает вырождение монархии в тиранию. Во - вторых, закон, будучи направленным против своевольства и самоуправства, обеспечивает государству внутренний порядок, спокойствие и социальный мир. В этом плане, по мнению Сапеги, закон необходим как для правящих кругов, так и для под данных. Свобода – фундаментальное понятие социально политической теории Сапеги. Сущность ее составляют некоторые неотчуждаемые права человека — собственность, личная безопасность, свобода религиозного и политического выбора и другие. Эти права, утверждал мыслитель, должны быть закреплены законом и поддерживаться государственной властью. Он выступал, вслед за Аристотелем и Цицероном, за то, что любая гражданская жизнь строится на законодательстве. Выступал Сапега и горячим сторонником независимости и свободы человека. Правда в этой части его рассуждения чуть-чуть абстрактны, но, учитывая классовую позицию автора по другим социальным вопросам, можно предполагать, что речь идет о свободе личности только исключительно шляхтича. Взглядам Сапеги на право был характерен естественно-правовой подход. При этом он понимал право не как результат божественного «Откровения», а как продукт деятельности человеческого разума.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.52 (0.007 с.) |