Политико-правовые идеи Ф. Ницше 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые идеи Ф. Ницше



Фридрих Вильгельм Ницше (1844—1900) – немецкий мыслитель, который решил пересмотреть все человеческие ценности. Он не признаёт ценности, признаваемые другими. Выступал за их переоценку и нововведения. Был протестантом. Основные работы: «Греческое государство», «Воля к власти», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Происхождение морали».

 

По Матарасу:

Конец жизни провел в психушке, думая, что он фот Бисмарк.

Развивал концепцию сверхчеловека (ubermensch). Родился в семье протестантского пастора.

История – это борьба воль к власти. Слабая воля – к смерти, сильная – к жизни. История – вырождение жизненных начал, что есть ужасное следствие равенства. Отсюда вытекает необходимость войны высших и низших.

Задача – уничтожить всеобщее равное избирательное право.

Тьерри писал, что король издает указ, чтобы вы были свободны, это не сделает вас свободными...

Стадо надо сковать. Всеобщее право ведет к необходимости иметь чернь на своей стороне. Качество решений падает, а опираться нужно на середняков.

Возможное в прошлом – возможное в будущем: то, что уже раз было в прошлом, возможно и в будущем – идея вечного возвращения.

 

ГОСУДАРСТВО

Вся история есть борьба за власть: борьба воли сильных (высших, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада). Аристократическая воля к власти, по Ницше, — это инстинкт подъема, воля к жизни; рабская воля к власти — инстинкт упадка, воля к смерти, к ничему. Поэтому победа толпы в последнее столетие свидетельствует о вырождении человечества.

Ницше различает и два типа государства: аристократическое и демократическое. Последнее им характеризуется как упадочная форма, в которой господствует «чернь».

(аккуратно с этим словом – оно подменяет «большинство среднестатистических людей»).

В качестве «самой величественной формы организации» характеризует Ницше Римскую империю. Высоко оценивает он и императорскую Россию. Лишь при наличии антилиберальных, антидемократических инстинктов и императивов, аристократической воли к авторитету, к традиции, к ответственности на столетия вперед, к солидарности цепи поколений возможно существование подлинных государственных образований типа Римской империи или России — «единственной державы, которая ныне является прочной, которая может ждать, которая еще может нечтб обещать, — России, противопонятию жалкому европейскому мелковладельчеству и нервозности, вступившим в критический период с основанием германской империи».

Ницше — непримиримый противник идей народного суверенитета, реализация которых ведет, по его оценке, к потрясению основ и падению государства, устранению противоположности между «частным» и «публичным». В борьбе за власть и появляются великие личности. Они чрезвычайно редки, но тем более велико их значение для истории. Цель человечества состоит именно в его совершеннейших «экземплярах» — гениях, сверхличностях. Ницше употребляет термин «сверхчеловек». Последний не связан никакими нормами морали. Более того, он в известном смысле противостоит государству, когда оно идет к деспотизму толпы. Государство лишь тогда отвечает своему подлинному назначению, когда оно элитарно. Восхваляет аристократию, но считает, что её нельзя создать искусственно.

Ницше презирал демократию. Так как при демократии, чтобы правителя выбрали, он должен завоевать сердца большинства (черни). При демократии царит посредственность. Демократия восхваляет неверие в великих людей (так как предполагает, что все равны). Демократия – сплочение черни. Тоталитаризм появляется, когда в обществе исчезает средний класс и остаются только пассионарии (лучшие) и субпасионарии (чернь).

Разделяет общество на 3 класса:

× талантливые люди, гении (меньшинство);

× исполнители гениев;

× прочая масса посредственных людей (чернь)

 

ПРАВО

Ницше развивает аристократическую концепцию права. Право, по Ницше, нечто вторичное, производное от воли к власти, ее рефлекс.

Неравенство прав Ницше рассматривал как условие того, что права вообще существуют. Право есть преимущество. Каждый вид бытия имеет свое преимущество. «Неправота, — утверждал он, — никогда не заключается в неравных правах, она заключается в притязании на «равные» права». «Справедливость состоит в том, что люди неравны». Право является результатом войны и победителю достаётся всё. Т.е. Ницше обосновывает правомерность привилегий, преимуществ и неравенства, отвергая идею равенства и свободы. А если так, то и правовая справедливость исходит из принципа неравенства правовых притязаний различных индивидов — в зависимости от того, к кому они относятся: к аристократическим верхам или к ординарным «нулям» толпы.

Отношение к ВОЙНЕ у Ницше самое благосклонное. «Собратья по войне! — обращается ницшевский Заратустра к своим слушателям. — Любите мир как средство к новым войнам. И притом короткий мир — больше, чем долгий... Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю, что благо войны освящает всякую цель. Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему». Метафизически оправдывая войну, Ницше связывал с ней свои надежды на новую высокую культуру. «...Война для государства такая же необходимость, как раб для общества». Имен но поэтому он расценивал войну и военное сословие как прообраз государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.006 с.)