Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовые идеи славянофилов и западниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СЛАВЯНОФИЛЫ Этапы развития: 1. Ранний этап (с 1839 г.) – Александр Степанович Хомяков (1804–1860 гг.), Иван Васильевич Киреев (1806–1856 гг.). Произведения: «О старом и новом» и «В ответ А. С. Хомякову» 2. 40-е годы XIX в. – активные споры между западниками и славянофилами; 3. Поздний этап (60-е – 70-е годы XIX в.) – после проведения реформ славянофильство сближается с консервативным направлением политико-правовой мысли России, которое являлось противником проведения реформ. Основная заслуга: обоснование своеобразия истории и культуры русского народа, которое они усматривали в сочетании национального сознания, православия и общинного быта. Главные представители: × Хомяков Алексей Степанович — «О старом и новом». × Киреевский Иван Васильевич — «В ответ А.С. Хомякову». (они обменивались с Хомяковым рефератами). × Константин Сергеевич Аксаков — «О внутреннем состоянии России». Главные задачи в области внутренней политики: - отмена крепостного рабства (аргументация с нравственной, политической, хозяйственной, а также естественно правовой точек зрения: права личности, предусмотренные Творцом, и т.д.) - проведение нового разделения труда между государственной властью (самодержавием) и общественностью (народом).
А.С. Хомяков Древность — это пример, содержащий все наилучшие моменты жизни русского общества (там все было хорошо). Но все традиции и обычаи русского общества пали жертвой для создания «тела государства». Люди оказались охвачены «вещественной властью», а, следовательно, перестали жить друг с другом, и начали жить «друг подле друга» (не на добрых соседских общих началах, а на конкурирующих, сопернических началах). В обществе стала господствовать безнравственность, корыстолюбие в судьях, честолюбие в боярах, властолюбие в духовенстве. Увеличение размеров и вещественной власти государства привело к уничтожению областных прав, угнетению общинного быта (в древности все было целиком наоборот). Петр Великий совершил попытку исправить те тенденции (коррупция, лжеидеалы и т.д.), которые доминировали уже, ударив, как «страшная, но благодетельная гроза». С момента его правления Россия, причем не с согласия народной воли, пошла на сближение с «чужим» Западом. Тут же до конца формируется разделение между: × духом жизни государства (государства как внешнее проявление) × духом жизни народа (сущность, «жизнь церковная»). То есть, государство отныне свободно от требований народа, а «народ как душа» развивается независимо от пагубного влияния «сухой практической внешности» (государства). Это является новым историческим толкованием взаимоотношения государства и церкви с дополнение народного общества. Крепостное состояние введено Петром. До этого фактическое рабство крестьян существовало только в обычае и не было признано в законе. При правлении Петра «закон согласился принять на себя ответственность за мерзость рабства, введенного уже обычаем». Таким образом, закон освятил и укоренил давно вкрадывавшееся злоупотребление аристократии. Характерным для Хомякова оказался также интерес к меняющейся роли обычая и закона. Если в Древности всем управлял обычай как «гибкий инструмент», то на сегодняшний день законы не могут нормально регулировать «нерациональную душу русскую». (не славянофил) Борис Алмазов: «по причинам органическим, мы совсем не снабжены, здравым смыслов юридическим, сим исчадием Сатаны, широки натуры русские, нашей правды идеал, не влезает в формы узкие, юридических начал» Матарас будет просто в восторге. В стихотворении все нормально расписано о представлениях славянофилов касательно законов. Хомяков дополнил достоинства русской общины (дальше у Киреевского): · сохранение исконного обычая, · право всех на собственность поземельную и право каждого на владение, · нравственная связь между людьми и нравственное воспитание людей в смысле общественном посредством постоянного упражнения в суде и администрации мирской.
И.В. Киреевский Критика отношения Власти и Народа: одни постоянно боятся революции и не доверяют друг другу, другие в каждом новом действии правительства видит угнетение. Киреевский отметил неправильность постановки вопроса: была ли прежняя Россия хуже или лучше теперешней, где «порядок вещей подчинен преобладанию элемента западного». Если рассматривать основные начала жизни в России и на Западе, то сразу же обнаружится «одно очевидное общее» – христианство. И все же различия между ними также очевидны – в особенных видах христианства, в особенном направлении просвещения, в особенностях частного и народного быта. Причем различен не только результат развития, а также начало, зарождение. Сравнение элементов в развитии Запада и России: × Европейская образованность основана на: - мире римского христианстве (для Римской церкви характерно торжество рационального начала над духовным), - мире необразованных варваров (разрушивших Римскую империю) - классическом мире древнего язычества (тождество формального разума над всем, что внутри его и не находится). × Российская образованность — опиралась на традиции и духовность (скрепы).
§ Частный и общественный быт Запада: - индивидуальная, отдельная независимость, индивидуальную изолированность; - формальные отношения между людьми; - святость частной собственности и условных представлений. § Общественный быт России: - общество представлено маленькими мирами (общинами). - каждый человек есть часть какой-либо общины, он ей принадлежит, как и она ему. - собственность (источник личных прав) на землю принадлежит общине (а община – ему); Община не самовластна и не может самостоятельно изобретать себе законы, т.к. управляется с помощью однообразных и для всех других общин обычаев. То есть, самовластное законодательство невозможно. Обычаи разрабатываются церковью, уединенными отшельниками и монастырями («святыми зародышами несбывшихся университетов»). В истории России присутствует взаимная борьба двух начал: × стремления вернуться к древним обычаям, × обращения к западному быту и следование ему. Однако существует и «что-то третье» (признание опыта Европы, сохраняя в себе исконно русское).
К.С. Аксаков К.С. Аксаковым в записке, представленной императору Александру II в 1855 г., указывал следующее: Русскому народу необходима свобода, но свобода не политическая, а нравственная и общественная, т.к. народ не желает править; Достичь этого можно только существовании неограниченной монархии; Отношения между народом и государством должны строиться на: × принципе взаимного невмешательства, × обязанности государства защищать народ и обеспечивать его благосостояние, × обязанности народа исполнять требования государства, при необходимости снабжать его деньгами и людьми, × обязательно присутствии между народом и государством общественного мнения, обеспечивающего связь. ЗАПАДНИКИ Существует очень много различных направлений и представителей. Некоторые из них: × Константин Дмитриевич Кавелин — историк, социолог, публицист; × Тимофей Николаевич Грановский — историк. Выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути. Видели идеал в ограниченной монархии, парламентском строе и демократизме. Считали великим Петра I, возвеличивали его, так как он спас Россию, обновил страну и вывел её на международный уровень.
К.Д. Кавелин Основу и движущую силу исторического процесса образует борьба личности за свободу и «постепенное изменение» общественных. Этапы исторического развития общества: × родовые отношения, × семейные отношения, × государство. Россия шла тем же историческим путем, что и Западная Европа, но отстала от нее и потому должна прибегать к заимствованиям достижений цивилизации. В этом смысле реформы Петра I двинули Россию по пути европейского развития в сторону свободы и управления с помощью «современных актов и законов». Наряду с общинным индивидуальное начало все-таки присутствовало и до Петра и привело к постепенному созданию у нас общественности и юридической гражданственности, хотя и в неразвитой форме «умственной, нравственной и гражданской культуры».
Т.Н. Грановский Историческое развитие есть борьба разнородных сил. Эпоха переходит в новую эпоху с помощью «резкого отличия» (войн, революций и т.д. (Французская революция, завоевание германцами Рима). Историческое развитие бесконечно, поскольку вечно новы противоположности и никогда они не возвращаются к прежним пунктам, «из борьбы их исходят вечно новые результаты». «И вам, и мне предстоит благородное и, надеюсь, долгое служение России – России, идущей вперед и с равным презрением внимающей клеветам иноземцев, которые видят в нас только легкомысленных подражателей западным формам, без всякого собственного содержания, и старческим жалобам людей, без всякого собственного содержания, которые любят не живую Русь, а ветхий призрак».
ОДНО И ТО ЖЕ, ТОЛЬКО СМОТРИТ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ Герцен (русский социалист) на поздних этапах своих лет писал об условности деления на славянофилов и западников по той простой причине, что все они были патриотами своего народа и отечества. Их объединяло, по крайней мере в начальный период, решительное осуждение крепостного рабства и административно-судебного произвола, а также боязнь того, что если перемены не придут сверху, то переворот явится снизу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.192 (0.008 с.) |